Вера Войтенко
Проект для дошкольников «Русская народная вышивка»
▼ Скачать + Заказать документы
«ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОСИНКА»
ПРОЕКТ
Тема: «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА»
Руководитель проекта :
Войтенко В. А.
НОВОСИБИРСК
Краткая аннотация проекта
Публикация «Проект для дошкольников „Русская народная вышивка“» размещена в разделах
- Вышивание, вышивка
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Цель данного проекта – привить любовь к традиционной русской народной вышивке, развивать художественно-творческие способности на примере изготовляемого изделия и формировать целостное восприятие народного искусства, как часть культуры.
Реализация поставленных задач проходила в три этапа:
Подготовительный
Основной
Заключительный
Участниками данного проекта являются дети 6 лет, родители, воспитатели.
В период подготовительной работы была проведена экскурсия в музей нашего детского сада «Русская изба», в ходе которой была выявлена проблема, о том, что детям мало знакомо декоративно – прикладное искусство. В результате чего определилась цель проекта. Были подобраны различные источники информации для реализации проекта.
В основном этапе проводилась работа по следующим направлениям:
- беседа об истории и символике русской вышивки для детей и родителей;
- экскурсия в историко - краеведческий центр «Наследие» на тему «Путешествие в прошлое иголки»;
-консультации для родителей на тему: «Советы по вышивке для начинающих»;
- ознакомление с нитками мулине, канвой;
- беседа о технике безопасности с ножницами и иглой;
- рассматривание иллюстраций русской народной вышивки;
- рисование эскизов для вышивки на листе бумаге в клетку;
- вышивание изделий.
Заключительный этап направлен на подведение итогов и организацию выставки вышитых изделий.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Древнее изречение гласит:
«Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь»
Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оно оказывает огромное воздействие на ребенка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями (К. Д. Ушинский).
Народная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в городской быт, одежду горожан. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам.
Изучение вышивки, как части духовного и материального наследия своего народа будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у детей чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.
Новизна работы заключается в раскрытии значения педагогической деятельности по ознакомлению дошкольников с русской народной вышивкой.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, с миром природы, с самим собой.
Актуальность проекта заключается в том, чтобы развить у детей художественно-творческие способности, художественный вкус и приобщить к вышивке.
Постановка проблемы
В ходе посещения музея «Русская изба» дети проявили интерес к русским народным костюмам, рушникам, подзолу, салфеткам, полотенцам. Увлеченно рассматривая вышивку на изделиях дети стали задавать вопросы:
- Как это называется?
- Кто это делал?
- Как это сделали?
- Когда это сделали?
- Для чего это нужно?
В результате чего возникла проблема (определение цели, которую можно решить, посредством создания условий для приобщения детей к декоративно – прикладному искусству и самостоятельному изготовлению вышитых изделий.
Цель проекта :
Прививать любовь к традиционной русской народной вышивке, развивать художественно-творческие способности на примере изготовляемого изделия и формировать целостное восприятие народного искусства, как часть культуры.
Задачи проекта :
Познакомить детей с историей и символикой русской вышивки
Освоить технику вышивания
Развивать художественно-творческие способности на примере эскиза для вышивки
Привить любовь к традиционной русской народной вышивке; воспитывать художественный вкус
Ожидаемые результаты реализации проекта
Дети должны освоить технику вышивания и иметь представления о традиционной русской символике в вышивке.
Создание творческих работ детьми совместно с педагогами и родителями в виде, вышитых изделий.
Реализация проекта
Подготовительный этап
Дата Мероприятия Цели
Октябрь
2 неделя Экскурсия в музей детского сада «Русская изба» Познакомить детей с русскими народными традициями и обычаями, бытом (Приложение 1)
Октябрь
3 неделя Подбор источников информации
Привлечь внимание родителей к важности данной проблемы
Октябрь
4 неделя Создание развивающей среды в группе: демонстрационный материал Показать красоту вышитых изделий. Развивать художественный вкус
Основной этап
Октябрь
4 неделя Познавательная беседа: «История русской вышивки» для детей и родителей Познакомить детей с историей и символикой русской вышивки
(Приложение 2)
Ноябрь
1 неделя Экскурсия в историко– краеведческий центр «Наследие» на тему «Путешествие в прошлое иголки» Познакомить детей с историей появления иглы
Ноябрь
2 неделя Консультация на тему: «Советы по вышивке для начинающих»
Ознакомить детей и родителей с алгоритмом вышивания
(Приложение 3)
Ноябрь
3 неделя Ознакомление с нитками «мулине», иглой
Познакомить с нитками мулине. Учить составлять из них узор
(Приложение 4)
Ноябрь
4 неделя Рассматривание иллюстраций русской народной вышивки
Дать представление детям о разнообразии русской народной вышивки
Декабрь
1 неделя Познавательное занятие
«Символика цвета в русской вышивке, символы узоров» Знакомство с символикой русской вышивки
(Приложение 5)
Декабрь
2 неделя Рисование эскизов для вышивки
Учить детей самостоятельно выполнять эскиз. Показать особенности орнаментов и геометрических элементов
Декабрь
3 неделя Беседа о технике безопасности
Знакомить детей с техникой безопасности при работе с иглой и ножницами
(Приложение 6)
Декабрь
3 неделя Вышивание изделий Учить детей самостоятельно вышивать, обращая внимание на композиционное построение геометрических узоров
Заключительный этап
Декабрь
4 неделя
Выставка вышитых изделий.
Оформление фоторепортажа о проекте.
Представление проекта.
Подведение итогов реализации проекта
Результаты реализации проекта
В проекте были реализованы поставленные цель и задачи. У детей сформировались первоначальные знания об истории и символике русской вышивки, геометрических орнаментах. Дети приобрели новый опыт, освоив технику и алгоритм вышивания изделий (салфетки, полотенца).
Реализуемый проект способствовал стимулированию коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности. Развитию художественно – творческих способностей детей, формированию художественного вкуса и обогащению словаря детей.
У детей сформировался устойчивый интерес к созданию творческих работ и появился потенциал к созданию новых изделий для музея «Русская изба».
Участие родителей в данном проекте укрепило сотрудничество с детским садом. Совместные мероприятия способствовали активному взаимодействию детей и взрослых. Возросло количество детей, полюбивших заниматься народным творчеством.
Благодаря проделанной работе мы суверенностью можем сказать, что каждый ребенок обладает уникальной способностью к творческой деятельности, необходимы только мотивы для овладения навыками, имеющие практическую значимость для детей.
Используемая литература:
1. Вахрушев, А. А. Здравствуй, мир! / А. А. Вахрушев. Методические рекомендации для воспитателей. – Изд: Баласс, 2010 - 496с.
2. Вышивка – один из самых древнейших видов декоративного искусства: [Электронный ресурс] https://www.screen.ru.-2007.-
3. Дошкольное воспитание, 2005 №1 49-52с, №2 57-62.
4. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г. С. Маслова. - М., 1978. - 142 с.
5. Соснина, А. Русский традиционный костюм : иллюстрированная энциклопедия/ А. Соснина, И. Шангина. - СПб: Искусство-СПБ. - 2006.-400 с.
6. Соломенникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7лет с народным искусством / О. А. Соломенникова. - Издательство: Мозайка-Синтез, 2006 - 175с.
7. images.yandex.ru правила рисования эскизов для русской народной.