Вера Смирнова
Проект для дошкольников «Обучение дошкольников финансовой грамотности»
▼ Скачать
Введение.
Современные дети с раннего детства, так или иначе, сталкиваются с экономическими вопросами. Заработная плата родителей, хватит ли выделение финансов из заработанных денег родителей для покупки той или иной игрушки, сладости. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Именно поэтому педагог должен создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве и прочих важных понятиях. Для того, чтобы дошкольнику было легче освоить азы финансовой грамотности, я решила большую часть обучения интегрировать с театрализованной деятельностью. Занятия в форме театрализованной деятельности помогают развить интересы и способности ребёнка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности. Данная форма работы позволяет сказочным героям ввести ребят в сложный мир финансов.
Публикация «Проект для дошкольников „Обучение дошкольников финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Актуальность Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личный бюджет граждан, финансовый потенциал их домашних хозяйств. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Тип проекта : информационно – познавательный
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители
Сроки проекта : краткосрочный (сентябрь – ноябрь 2020 г.)
Гипотеза
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности
Цель: сформировать познавательные навыки у воспитанников по финансовой грамотности через организацию совместной театрализованной деятельности.
Задачи: 1) Формировать умение понимать, что такое «семейный бюджет», «деньги», «товар»; 2) Развивать логическое мышление через решение проблемных ситуаций сказочных героев; 3) Создать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, направленных на ознакомление с финансовой грамотностью.
Принципы реализации проекта
• принцип наглядности;
• принцип доступности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип прочности;
• принцип целенаправленности;
• принцип новизны;
• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка
Проблема: помочь детям дошкольного возраста понять, что такое: семейный бюджет, деньги, товар, цена, экономика в соответствии с их возрастными особенностями.
Новизна
Использование информационно-коммуникационных технологий, которые способствуют повышению качества, доступности и эффективности образования.
Методы и приёмы реализации проекта :
• организационные;
• мотивирующие;
• словесные;
• игровые;
• наглядные;
• нетрадиционные
Формы работы с детьми: театральные, дидактические, сюжетно – ролевые игры, тематические занятия, экскурсия в магазин, просмотр мультфильмов и презентаций, квест игры, лэпбук.
Риск проекта
• Загруженность родителей;
• Неактивная позиция детей.
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный
-Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
-Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Обучение дошкольников финансовой грамотности»
-Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
-Подбор и изготовление необходимого оборудования и пособий для реализации проекта.
-Диагностика знаний детей
2 этап - основной
Театральные, дидактические, сюжетно – ролевые игры, тематические занятия, экскурсия в магазин, просмотр мультфильмов и презентаций, квест - игры, лэпбук.
3 этап - заключительный
Развлечение «Муха- цокотуха на ярмарке».
Организация выставки «Ярмарка поделок» для сюжетно ролевой игры «Магазин».
-Фотоотчёт;
-Диагностика знаний детей.
Работа с родителями
• Консультации и рекомендации для родителей «Формирование финансовой грамотности у дошкольников»
• Анкетирование «Мой ребёнок и финансовая грамотность»
• Творческая продуктивная деятельность родителей и детей «Мастерилка» атрибуты к сюжетно ролевым играм.
Работа с воспитателями.
• Выступление на ГМО.
• Просмотр презентации «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
• Консультация «Формирование финансовой грамотности у детей»
Продукт проектной деятельности
В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:
-Методическая разработка: НОД «В гостях у сказки», Квест - игра «Фикси-кошелек для фикси -витаминов», презентации для педагогов: «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
Презентации для работы с детьми: «В гостях у сказок», «Цветик - семицветик», «История возникновения денег», «Деньги прошлого, настоящего, будущего». Сюжетно-ролевая игра «Магазин»; изготовление поделок для ярмарки ---выставка «Ярмарка поделок»
Ожидаемые результаты.
Сформировать у детей следующие понятия и представления: Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. – Сначала зарабатываем - потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
Деньги любят счёт (дети должны уметь считать деньги, н-р, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
Финансы нужно планировать (приучать вести учёт доходов и расходов в краткосрочном периоде)
Не все продаётся и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
Финансы – это интересно и увлекательно.
• Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
• Дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
• Родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
• Дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблеме;
• Педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.
Результаты работы:
Значительно повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта;
Дети приобрели ценный опыт поведения и деятельности в общественных местах;
Получения детьми удовольствия от общения друг с другом;
Заинтересованность детей изученной темой,проявление их познавательной активности.
Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания.
Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.-106 с.
3. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
4. Т. А. Шорыгина Беседы об экономике, Методическое пособие. 2017 год
5. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.