ирина крутикова
Проект для детей средней группы «Серебряное копытце» по сказам П. П. Бажова
Проект для детей средней группы "Серебряное копытце" (по сказам П. П. Бажова).
Крутикова Ирина Валерьевна, воспитатель.
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 49".
г. Полевской.
Сказы Бажова, Уральские сказы
Старых старателей горных рассказы,
Что родились у костра вечерами,
Глядя на звезды, глядя на пламя.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект для детей средней группы „Серебряное копытце“ по сказам П, П, Бажова» размещена в разделах
Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только прекрасна уральская земля. Она – сказочно богата. На весь мир славится своими камнями: малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором; полезными ископаемыми: углем, рудой, золотом. А какие люди живут на Урале! Настоящие мастера своего дела. Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов. Знакомя детей с творчеством П. П. Бажова, мы рассказываем о красоте края, в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.
Проблема:
В настоящее время дети мало знают историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказителя Бажова П. П. «Огневушка-Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Про Великого Полоза».
Тип проекта :
- по методу – информационный, творческий.
- по характеру контактов – открытый;
- по количеству участников – групповой, дети 4-5 лет, родители, воспитатели;
- по продолжительности – краткосрочный.
Цель проекта : Обобщить знания детей о прочитанных сказах.
Задачи проекта
Для детей :
Образовательные:
• Познакомить детей с биографией нашего уральского писателя Бажова П. П.
• Сформировать у ребенка представления о сказах П. П. Бажова, об их многообразии.
Развивающие:
• Развивать творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца; творческие навыки, коммуникативные умения.
• Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной деятельности.
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Воспитывающие:
• Воспитывать на основе содержания сказов П. П. Бажова уважение к традициям и обычаям уральского округа.
Для педагогов:
• развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками проекта (педагоги вовлекают детей, дети вовлекают родителей, общаются между собой и педагогами);
• повысить уровень творческой инициативы педагогов;
развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
• создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
• углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей;
• повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных участников.
Предполагаемый результат:
Для детей :
• дети узнают некоторые произведения П. П. Бажова по иллюстрациям;
• дети знают некоторых эпизоды из жизни П. П. Бажова;
• у детей развиваются коммуникативные навыки, творческое мышление и воображение;
• развиваются навыки самостоятельности, самоорганизации, свободы и ответственности;
• развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.
Для педагогов:
• самореализация, повышение творческого потенциала;
• повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Для родителей:
• повышается интерес родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;
• родители осознанно включаются в педагогический процесс, таким образом, обеспечивается возможность преемственного продолжения работы с ребёнком в домашних условиях;
• оптимизация детско-родительских отношений;
• создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
• повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Этапы реализации проекта «Серебряное копытце» :
Все мероприятия проекта проходили в три этапа:
- подготовительный этап;
- основной этап;
- заключительный этап.
Подготовительный этап:
Определение темы, целей и задач, содержание проекта. Ознакомление родителей с темой проекта. Подбор методической литературы, стихотворений, загадок, атрибутов к подвижным играм, изготовление дидактических игр, физкультминуток для детей.
Формулировка проблемы: способствовать формированию у детей знаний самобытной культуры уральского народа, ведь, знание истоков народной культуры необходимо современным детям, так как родители утрачивают способность передавать новому поколению традиции нашего народа.
Описание плана действий: привлечь родителей к совместной деятельности, создать предметно-пространственную развивающую среду для реализации проекта, создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний.
Основной этап:
Совместная деятельность педагога с детьми:
• Беседы познавательного характера, рассматривания иллюстраций, сказов П. П. Бажова, отгадывание загадок, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, дидактические игры.
• Посещение выставки, организованной в детском саду «Наш Бажов»
• Слушание русских народных песен; музыкальные, хороводные игры.
• Рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Работа с родителями:
• Консультация «Биография П. П. Бажова»
• Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
• Оформление выставки: сотворчество родители-дети:
«Мой любимый сказ П. П. Бажова» (творческие работы по сюжетам сказов)
Заключительный этап:
• Проведение анализа.
• Обобщение результатов.
• Оформление конечного результата: создание макета «Серебряное копытце».
План проектной деятельности
N п/п Формы работы Цель
1. Рассказ воспитателя : «Павел Петрович Бажов» Познакомить детей с уральским писателем П. П. Бажовым.
2. Рассматривание иллюстраций к сказам. Знакомить детей с бытом уральских рабочих.
3. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце». Расширение кругозора детей.
4. Чтение сказов «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка». Познакомить детей со своеобразным языком написания сказов.
5. Составление рассказа по иллюстрации к сказу «Серебряное копытце» Развивать связную речь, пополнение словарного запаса.
6. Рисование «Серебряное копытце» Развитие творческих способностей детей.
7. Создание макета «Серебряное копытце». Развитие творческих способностей у детей.
8. Оформление выставки детских рисунков совместно с родителями по сказам П. П. Бажова. Оптимизация детско-родительских отношений, активное участие родителей в жизни ДОУ.
В ходе реализации проекта дети расширили представления об уральском писателе П. П. Бажове, познакомились с его произведениями, с бытом и обычаями уральских рабочих.