Юлия Михайловна Воронина
Проект «Моя семья» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Моя семья»
Возраст детей : 4-5 лет
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Тип проекта : познавательно - творческий.
Вид проекта : групповой, краткосрочный (1 неделя)
1. Пояснительная записка.
Актуальность.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание программы дошкольного воспитания «Радуга» включен цикл занятий «Моя семья». Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержание нет материала, касающимся прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Публикация «Проект „Моя семья“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т. е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель: Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Задачи проекта :
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Формы и методы работы:
игры, беседы, моделирование ситуаций, рассматривание, раскрашивание, заучивание, чтение
Ожидаемые результаты:
1. Дети получают информацию о своей семье.
2. Понимают значимость семьи в жизни каждого человека.
3. Умеют организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
4. Проявляют заботу и уважения ко всем членам семьи.
5. Родители активно участвуют в реализации проекта.
2. План – график мероприятий.
1этап. Подготовительный.
*Подбор художественной литературы
*Рассматривание иллюстраций по теме.
*Беседы с детьми.
*Подбор дидактических, подвижных игр.
Игровая мотивация
Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности.
Лунтик потерялся и просит ребят отправить его домой. Дети спрашивают кто у него папа и мама, он им отвечает, что не знает кто это такие. Дети предлагают остаться Лунтику погостить и всё рассказать о семье.
2 этап. Практический.
понедельник
Пальчиковая игра «Кто живет в моей квартире?»
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.
Беседа на тему «Моя семья»
Цель: Знать членов своей семьи; имя, отчество родителей; воспитывать умение выражать чувства благодарности в ответ на любовь и заботу близких людей; представление о правдивости; выяснить приоритет ребенка в семье.
П/игра "Бабушка Маланья"
Цель: учить становиться в круг, выполнять движения в соответствии с текстом, показом.
Д/игра по развитию речи «А ты мне кто?»
Цель: закрепить умение называть родственные связи (внук, сын, дочь, развивать речь детей.
Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Цель: Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Загадки о семье.
Цель: развивать логическое мышление, воспитывать любовь к членам семьи.
вторник
Пальчиковая игра «Помощники»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Словесная игра «Букет добрых дел»
Цель: Продолжать развивать навыки связной речи: закреплять умение составлять короткий описательный рассказ о членах своей семьи. Воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою семью.
Самостоятельная художественная деятельность
«Украшение фартука для мамы».
Цель: Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор; развивать цветовое восприятие; закреплять технические умения в рисовании карандашами; воспитывать усидчивость и аккуратность.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: развивать мышление, внимание.
П/игра «Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья»
Цель: Научить детей бегу, держась за руки, точно повторяя движения водящего. Развивать ловкость, быстроту, координацию движений.
Чтение «Мама спит, она устала. «(Е. Благинина)
Цель: формировать интерес и потребность в чтении; воспитывать любовь к матери и заботу о ней.
Дидактическая игра «Собери картинку»
среда
Пальчиковая игра «На кухне у бабушки в полном порядке»
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.
Малоподвижная игра «Радостно – грустно»
Цель: развивать внимание, учить действовать в соответствии с текстом.
П/игра «Дедушка Мазай»
Цель: развивать воображение, смекалку.
С/ролевая игра «Поездка в лес за грибами»
Цель: Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
Изготовление подарков для мам
Цель: Вызвать желание сделать приятное маме
Чтение А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»
Цель: Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
четверг
Пальчиковая игра «Кто приехал?»
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи
Работа по познавательному развитию
Составление творческих рассказов на тему «Моя семья»
Расширять представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятие «семья», «родственники».
Развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
Работа по социально -личностному развитию
«Вот какая бабушка»
Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.
Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.
П/игра «Дедушка сапожник»
Цель: развивать внимание.
С/ролевая игра «У меня зазвонил телефон»
Цель: Развитие умения играть рядом со сверстниками, самостоятельно развивать сюжет игры.
Чтение С. Маршак «Сказка об умном мышонке»
Цель: Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста.
пятница
Пальчиковая игра «Бабушка».
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.
Развивающая игра (память) лото «Семья»
Цель: развивать внимание, память.
П/игра «Бабушка, распутай нас!»
Цель: развивать внимание, смекалку.
Д/игра по развитию связной речи «Солнышко»
Цель: Обогащать словарный запас детей (прилагательными).Развивать связную речь детей. Воспитывать любовь к своей семье.
Работа над итоговым продуктом
Создание альбома «Моя семья»
Цель: воспитывать любовь и уважение к своим близким.
Рассматривание альбома «Моя семья»
Цель: Учить называть всех членов семьи. Дать понятия «родственники», «родня».
Вызвать желание рассказать об интересных событиях, поделиться впечатлениями, развивать связную речь детей, учить слушать других, не перебивая.
Чтение р. н. сказки «Гуси-Лебеди»
Цель: Формировать эмоционально-образное восприятие произведения. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи. Развивать творческое воображение, речь детей. Воспитывать послушание.
3этап. Заключительный.
Итоговый продукт.
Альбом «Моя семья»
Приложение №1. Пальчиковые игры.
Пальчиковая гимнастика
«Кто живет в моей квартире?»
Раз, два, три, четыре,
(хлопки в ладошки)
Кто живет в моей квартире?
(пожимают плечами)
Раз, два, три, четыре, пять,
(хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать,
(руки в сторону)
Папа, мама, брат, сестра,
(загибают пальцы по одному на каждой руке)
Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья.
(сжимают и разжимают кулачки)
Помощники
Дружно помогаем маме (хлопаем в ладоши)
Мы белье полощим сами (руки вниз)
Раз, два, три, четыре- (хлопаем в ладоши)
Потянулись, наклонились (потянулись, наклонились)
Хорошо мы потрудились (шагаем на месте)
На кухне у бабушки в полном порядке
Стоят друг за дружкою как на зарядке (выполняют попеременно хлопки и удары. кулачками)
Старинный кофейник, молочник, сотейник,
Фарфоровый чайник – ворчун и затейник,
Две маленьких рюмки на тоненьких ножках,
И чайница – слоник в зеленых сапожках,
Солонка – пузатенький гриб-боровик,
Конфетница – толстый смешной снеговик,
И стопка тарелок блестящих и гладких…. (загибают по одному пальцу на каждое.. название посуды, сначала на одной, потом на другой руке)
Вся кухня у бабушки в полном порядке (разводят руками)
- Кто приехал? (пальцы обеих рук сложены вместе. Быстро хлопают кончики больших пальцев)
- Мы, мы, мы! (кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных одновременно хлопают)
- Мама, мама, (хлопают кончики больших пальцев)
Это ты?
- Да, да, да! (хлопают пальчики указательных пальцев)
- Папа, папа, (хлопают кончики больших пальцев)
Это ты?
- Да, да, да! (хлопают кончики средних пальцев)
- Братец, братец, (хлопают кончики больших пальцев)
Это ты?
- Да, да, да! (хлопают кончики безымянных пальцев)
- Ах, сестричка, (хлопают кончики больших пальцев)
Это ты?
- Да, да, да! (хлопают кончики мизинцев)
- Все мы вместе, (хлопают в ладоши)
Да, да, да!
«Бабушка»
Бабушка очки надела
У стола на стул присела
Только в книгу заглянула,
Улыбнулась и уснула.
Приложение №2. Беседа
Беседа на тему «Моя семья»
Программное содержание: Знать членов своей семьи; имя, отчество родителей; воспитывать умение выражать чувства благодарности в ответ на любовь и заботу близких людей; представление о правдивости; выяснить приоритет ребенка в семье.
Ход занятия: Дети стоят в кругу, у воспитателя клубок ниток. Воспитатель держит нитку рукой, говорит комплимент рядом стоящему ребенку и передает ему клубок. Тот соответственно передает клубок другому, говоря ему, комплимент и так до тех пор, пока клубок не окажется в руках у воспитателя. Нитки клубка образуют замкнутый круг. Смотрите, ребята у нас с вами получился круг, на что он похож (отсветы детей) Да ребята на солнышко, которое собрало нас в круг, и теперь мы можем с вами сказать мы сплоченная дружная семья. И разговор у нас с вами сегодня будет о семье. Давайте тихонечко сядем на свои места.
У каждого человека должна быть семья. Почему люди стали жить семьями, потому что в семье легче выжить, в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, всегда помогут в трудную минуту. Вы тоже живете в семье. Кто хочет рассказать о своих близких? (рассказы по фотографиям). Как ваши родные заботятся о вас? (рассказы детей)
Послушайте загадку: Кто на свете всех милее? Кто на свете всех добрее?
Да, ребята, мама и всех добрее и милее. Когда мама рядом, становится теплее и светлее. Не зря говорят, что при солнышке – тепло, а при матери – добро.
А теперь послушайте стихотворение Михаила Танича «О бабушке»
Если бабушка сказала:
То не трогай! То не смей!
Надо слушать, потому что
Дом наш держится на ней.
Мы без бабушки однажды
Приготовили обед.
Сами вымыли посуду –
И с тех пор посуды нет!
Милые, добрые, немного ворчливые, но всегда справедливые бабушки и дедушки. Они вырастили и воспитали ваших родителей, а теперь помогают растить вас. Не забывайте поздравить бабушку и дедушку с днем рождения, с праздником, говорить им добрые слова, что вы их любите.
А у кого есть братья и сестры? Как вы с ними живете? (рассказы детей) Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них, приучать к порядку, делиться с ними игрушками.
Ваша помощь, ребята, просто необходима вашим родителям, бабушкам, дедушкам, сестрам и братьям. Чем больше вы им будите помогать, заботиться о них, не огорчать, тем дольше они будут здоровыми, красивыми, молодыми, они будут любить вас такими, какие вы есть
Любили тебя без особых причин,
За то, что ты – внук
За то, что ты – сын
За то, что малыш
За то, что растешь.
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей
В. Берестова
А сейчас объявляется минута шалости (музыка)
Вот минута шалости прошла и у нас что-то случилось (Разбили любимую мамину вазу) Как вы думает, мама рассердится на нас? Покажите, как она рассердится, что она скажет? (ответы детей) А что же нам нужно сделать, чтобы мама не рассердилась? (склеить, попросить папу нам помочь). А если склеить и будет не заметно, нужно ли говорить маме о случившемся? (Ответы детей) Да, ребята, нужно попросить прощения, глядя прямо в глаза, обнять ее – покажите, как нужно это сделать.
Все мамы любят, когда дети говорят правду и ругать вас не будут за проступок, но в минуты шалости нужно быть осторожным, чтобы не расстраивать близких вам людей.
А сейчас давайте поиграем в игру «Едем на дачу» У многих бабушек, да и у ваших родителей наверное есть дачи, а ездите туда? А на чем можно доехать на дачу, в сад или огород? (ответы детей) А мы с вами поедем на машине, автобусе, электричке или мотоцикле. Кого вы хотите взять на дачу, если на мотоцикле можно взять 1 человека, на автобус – 4; на машину -3, на электричку – 5 (ответы детей)
Ребята, относитесь к своим родным так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам и тогда ваша семья всегда будет дружной.
Приложение №3. Художественная литература.
Загадки.
Послушай, вот моя семья
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка.
А самая младшая – я.
Какая же у нас семья? (6 человек)
***
Мы - большущая семья,
Самый младший - это я!
Сразу нас не перечесть:
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Даша,
И Наташа тоже наша.
Мы по улице идем -
Говорят, что детский дом.
Посчитайте поскорей,
Сколько нас в семье детей? (8)
***
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть,
И в лошадки есть,
И у собачки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя)
***
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
***
Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? — Моя. (мама)
***
Ты трудилась, ты устала
И совсем не отдыхала,
Буду солнышко просить
Утром в окна не светить:
— Не вставай так рано,
Не буди ты. (маму)
***
Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без. (папы)
***
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш. (папа)
***
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша. (бабушка)
***
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш. (дед)
***
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой. (братишка)
***
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая. (сестренка)
***
Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная. (бабушка)
***
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый. (дед)
***
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, … (Папа)
Мама спит, она устала. (Е. Благинина)
Мама спит, она устала…
Но и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
— Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
— Ничего, — шепнул он будто, —
Посидим и в тишине.
А. Барто
Как Вовка бабушек выручил
На бульваре бабушки
Баюкают внучат,
Поют внучатам ладушки,
А малыши кричат.
Расплакались две Оленьки,
Им жарко в летний зной,
Андрей, в коляске голенький,
Вопит как заводной.
- Ладушки, ладушки---
Ох, устали бабушки,
Ох, крикунью Ирочку
Нелегко унять.
Что ж, опять на выручку
Вовку нужно звать.
- Вовка - добрая душа,
Позабавь-ка малыша!
Подошел он к бабушкам,
Встал он с ними рядышком,
Вдруг запрыгал и запел:
- Ладушки, ладушки!
Замолчали крикуны,
Так они удивлены:
Распевает ладушки
Мальчик вместо бабушки!
Засмеялись сразу обе
Маленькие Оленьки,
И Андрей не хмурит лобик,
А хохочет, голенький.
Вовка пляшет на дорожке:
- Ладушки, ладушки!
- Вот какой у нас помощник!
Радуются бабушки.
Говорят ему: -
Спасибо!
Так плясать
Мы не смогли бы!
Приложение №4. Дидактические игры.
Словесная игра «Букет добрых дел»
Цель: Продолжать развивать навыки связной речи: закреплять умение составлять короткий описательный рассказ о членах своей семьи. Воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою семью.
Ребята, мы иногда огорчаем своих родных, но больше радуем хорошими поступками. Давайте составим «Букет добрых дел». Посмотрите, ваза есть, а цветов нет. Подойдем к вазе и станем полукругом.
Ребята, ставят цветок и рассказывают всем о добром деле своей семьи. (Воспитатель ставит цветок, и называет доброе дело своей семьи : каждый год выходим на парад 9 мая, вспоминаем тех, кто защищал нашу Родину. Примерные ответы детей : подкармливаем птиц, посадили дерево, помогали бабушке собирать урожай картошки, любим и ухаживаем за домашними животными, заботимся о комнатных растениях, вместе на сцене поём песни. (Во время игры звучит спокойная музыка.)
Игра «А ты мне кто?».
Цель: закрепить умение называть родственные связи (внук, сын, дочь, развивать речь детей.
Дети становятся в круг, воспитатель называет имя ребенка и спрашивает: «Илья, я – мама, а ты мне кто?» (Сын). Я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т. д., а ты мне кто?
Игра «Солнышко»
Цель: Обогащать словарный запас детей (прилагательными). Развивать связную речь детей. Воспитывать любовь к своей семье.
Ребята, семья, как солнышко, согревает всех своим теплом, и от её тепла и света становится уютно и тепло. Посмотрите, солнышко выглянуло, а лучиков нет. Чем больше хороших слов вы скажете о своей семье, тем больше лучиков появится у солнышка. А начнем мы так: «Я люблю свою семью потому, что…» (хорошая, заботливая, трудолюбивая, здоровая, дружная, приветливая, веселая, счастливая, большая, спортивная, гостеприимная). Дети берут лучики и прикрепляют к солнышку. Воспитатель так же прикрепляет лучик.
Приложение №5. Подвижные игры.
«Дедушка сапожник» подвижная игра.
Цель: развивать внимание.
Дети стоят в кругу, в центре «дедушка сапожник». После каждого слова дети на шаг подходят к водящему.
Дети: Дедушка сапожник, сшей нам сапоги. Дед: Подождите, дети, потерял очки! Дети: Дедушка сапожник, сколько с нас возьмешь? Дед: Два рубля с полтиной, пятачок и грош. Дети: Дедушка сапожник, ты с ума сошел? Дед: Подождите, дети, я очки нашел! Дед догоняет детей, кого поймает, то и водит.
«Дедушка Мазай» подвижная игра.
Цель: развивать воображение, смекалку.
Дети идут в хороводе, водящий в центре.
Дети: Здравствуйте, дедушка Мазай, из коробки вылезай! Мазай: Здравствуйте, дети, где вы были, что делали? Дети: Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!
Дети показывают действия, Мазай должен отгадать их.
Игра «Бабушка, распутай нас!»
Эта игра рассчитана не только на подвижность, но и на смекалку. Интересней она становится тогда, когда в ней принимает участие как можно больше детей. Условие: Все становятся в круг, взявшись за руки, и пока судья (в игре – бабушка) отворачивается, все участники должны переплестись между собой так, чтобы их сложно было распутать, но по правилам руки расцеплять нельзя. Если бабушке удается распутать всех детей так, чтобы вновь образовался круг в первозданном своем виде, то игра считается завершенной.
"Бабушка Маланья"
Задачи: учить становиться в круг, выполнять движения в соответствии с текстом, показом. Описание игры: дети берутся за руки, образуют круг, взрослый произносит слова:
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, все без бровей,
Вот с такими глазами,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
С такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На неё глядели,
Делали вот так…
Под эти слова дети сначала идут в одну сторону по кругу, держась за руки. Потом останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чё м говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «Круглые глаза». «Большой нос», большую голову, бороду и т. п. Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. В конце они повторяют за ведущим любое движение: сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, покружиться, поклониться, покачаться из стороны в сторону и т. д.
Подвижная игра «Радостно – грустно».
Ребята, я назову поступок, который может произойти в каждой семье; если это хороший поступок, то вы прыгайте и хлопайте в ладоши, а если плохой поступок, то шагаем на месте, опустивши голову вниз. Договорились?
Вы помогли маме вымыть посуду?
На прогулке испачкали куртку?
Убрали за собой игрушки?
Заботишься о бабушке, она приболела?
Подрался с другом?
Помог папе в хозяйственных делах?
Поздравил деда с днем рождения?
Забыл покормить своего котенка?
Приложение №6. Сюжетно – ролевые игры.
Семья»
Программное содержание: Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Игровой материал: Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец, игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители.
Предварительная работа: Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» «Чем мы занимаемся дома?» Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме. Чтение художественной литературы: Н. Забила «Ясочкин садик», А. Барто «Машенька», Б. Заходер «Строители», «Шофёр», Д. Габе из серии «Моя семья» : «Мама», «Братик», «Работа», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», А. Кардашова «Большая стирка».
Игровые роли: мама, папа, бабушка, дедушка, старшая дочка, дети-дошколята, кукла – младенец.
«У меня зазвонил телефон»
Методика проведения. Имитируется звонок телефона. Воспитатель берет трубку и проводит односторонний разговор.
Воспитатель. Да, я вас слушаю. Добрый день. К сожалению, сегодня моей старшей дочки нет дома, она уже ушла. Что ей передать? Хорошо, передам, спасибо. До свидания.
Вот моя дочка, попрошу ее мне помочь. (Обращаясь к девочке.) Оля, как только придет твоя старшая сестра, передай ей, пожалуйста, что ей звонили подружки. Они приглашают ее в кино. Уже купили билеты. Ты знаешь, куда пошла твоя сестра? Не знаешь? Может быть, в парикмахерскую или на почту? Я просила ее послать бабушке телеграмму. (Ребенок выбирает вариант ответа.)
А вот и она. (Подошедшей поближе девочке.) Лена, ты —старшая сестра? Тогда спроси у Оли, кто тебе звонил? (Оля выполняет поручение.) Лена, а ты не хочешь позвонить подружкам и спросить, во сколько начинается кино? В семь? Уже шесть часов. Пора собираться, ты можешь опоздать.
«Поездка в лес за грибами»
Задачи: Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
Игровые действия: Дети помогают собраться в поездку. Мама проверяет, как дети оделись. Папа ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их. В лесу родители проверяют детей, знают ли они названия грибов и ягод, какие ядовитые, а какие съедобные.