Марина Дерябина
Проект для детей среднего дошкольного возраста «От семечка к росточку, от почки к листочку»
Проблема: В современном мире все больший интерес детей, в том числе и дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства. А все меньше интересуют детей природные явления, процессы, взаимосвязи. Часто дети не имеют элементарных представлений, откуда появляются фрукты, овощи и другие продукты в магазине. Взрослые (родители) из-за своей «загруженности», незнания или неумения не могут или не считают важным донести до детей цикл развития растений от «семени к плоду». Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок -дошкольник — маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Публикация «Проект для детей среднего дошкольного возраста „От семечка к росточку, от почки к листочку“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Почки. Наблюдение на прогулке
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель: формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, а также обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за ними.
Задачи:
- Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать овощи по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты.
- Формировать представление о стадиях развития растения из семени; закрепить полученные знания об условиях развития растений.
- Развивать умение узнавать и называть части растения.
- Формировать чувство ответственности при уходе за растениями: вовремя полить, рыхлить почву. Учить наблюдать за всходами растений.
- Формировать у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Экологическое воспитание.
Планируемый результат:
- закрепление и расширение знаний детей о растениях;
- конкретизация представлений детей об условиях роста растений, уходе за ними.
- знакомство со способами их вегетативного размножения (семенами, рассадой).
- формирование экологического, нравственного и личностного отношения к природе, к труду человека.
Продолжительность: среднесрочный (2 месяца)
Участники проекта: воспитатели-родители-дети
Доминирующий вид проектной деятельности: исследовательский
Продукт проекта: плакат
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: Наблюдение за растениями, растущими в детском саду; Наблюдение за распусканием почек на сорванных ветках деревьев, Выбор семян для посадки огорода на окне; Посадка семян; рассматривание иллюстраций «Первоцветы», «Садовые цветы»; репродукций картин «Первая зелень» — И. Левитана, «Цветы и плоды» — И. Хруцкого; Беседа «Растения — нам добрые братья»; Опытно-экспериментальная деятельность «Живые семена», «Семена проснулись», «Первые проростки», «Зеленый детский сад», «От семян к ростку». «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».
Основной: Уход за посаженными растениями; Пересадка комнатных растений; Ведение дневника наблюдений за растениями; Чтение, заучивание: «Дремучий лес» С. Погореловского; «Зачем луку луковица»; Загадывание загадок о растительном мире; Чтение детям книг «Деревья» и «Чудо на ладони» из серии «Моя первая книга о природе» С. Ильина; «Удивительная грядка» Ю. Коваль. Дидактические игры: «Найди растение», «Найди, что опишу», «Собери кактус», «Найди такое же растение», «Какого цветка не стало?», «Отгадай по загадке», «Собери дерево», «Четвертый лишний», «Шнуровка», «Найди такой же», «Найди растение по названию», «Узнай растение».
3аключительный: Книгоиздание по теме «Овощи», Практическая деятельность в экологических тетрадях «Как растут томаты?»;Рисование «Красивые цветы», «Вырос цветок» и т. д. ; Продуктивная деятельность: «Овощи, фрукты» — лепка; «Выкладывание цветка из камушков» — конструирование; «Красивый цветок», «Дерево» — аппликация; Пальчиковая гимнастика «Цветок»; Развивающие игры «Что где растет?», «Во саду ли, в огороде» и др. «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Вершки и корешки», «Из какого семени плод». Сюжетно — ролевая игра «Овощной магазин».
Презентация проекта: плакат «Проращивание семечка», игра «Посадим огурцы», игра «Найдем друзей», плакат «От семечка к росточку»
Оценка результатов проекта:
- Выращенные помидоры для посадки весной на территории детского сада или на даче.
- Выставка творческих работ.
- У детей повысился интерес к опытной и исследовательской деятельности.
- В результате практической работы дети научились подготавливать землю для посадки растений, выращивать рассаду, пересаживать комнатные растения.
- Дети стали бережнее относится к растениям, уважительно относится к чужому труду.
Литература: Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева. : - М. : Сфера, 2005. – 160 с.
Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. – 159 с.
Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2008. – 240 с.
Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004. – 320 с.