Лидия Машкова
Проект для детей раннего возраста «Таганский район — наша малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Информационная карта проекта…. 3
2. План реализации проекта….5
3. Распределение мероприятий проекта по образовательным областям….6
4. Введение…. 9
5. Основная часть…11
7. Фотографии проекта…. 27
8. Заключение…. 40
9. Литература…. 41
Информационная карта проекта
1. Наименование проекта : «Таганский район – наша малая родина».
2. Тип проекта : массовый, интегративный, краткосрочный.
3. Срок реализации проекта : 1 месяц.
Публикация «Проект для детей раннего возраста „Таганский район — наша малая Родина“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
4. Автор проекта : воспитатель первой младшей группы № 2 Машкова Лидия Александровна.
5. Участники проекта : воспитатель, дети первой младшей группы, родители.
6. Актуальность проекта : в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. Оно может стать той ценностной основой, на которой возможно формирование и развитие личности российского гражданина. Только на этой основе укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за её могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Оно возникает в годы детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируется у ребёнка постепенно в ходе воспитания любви к ближним, детскому саду, улице, городу, родным местам, родной стране, её природе и всему живому, труду взрослых.
7. Цель проекта : развивать у детей чувство патриотизма, любовь к Родине, родному краю, его истории, через знакомство с родным районом (Таганским).
8. Задачи проекта :
- способствовать воспитанию у детей любви к своему городу, улице, двору;
- познакомить с понятием «малая родина»;
- рассказать о Таганском районе города Москвы, способствовать накоплению знаний о нём;
- познакомить детей с символами государства: гербом, флагом, гимном, а также с символами города Москвы и Таганского района;
- развивать творческие способности детей;
Для педагогов:
- способствовать использованию метода проекта в работе с детьми, формировать позитивное отношение педагогов к проектной деятельности.
Для родителей :
- рекомендации для родителей по развитию у детей чувства патриотизма, способствовать воспитанию у детей любви к своему городу, улице, двору, семье.
9. Продукты проекта :
Для детей :
- раскрашивание пластилином картинки «Детская площадка»;
- аппликация «Домик в деревне»;
- создание альбома о Таганском районе города Москвы.
Для педагогов:
- презентация проекта.
Для родителей :
- рекомендации по воспитанию патриотизма у детей.
10. Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей :
- развитие у детей чувства патриотизма,
- способствовать воспитанию у детей любви к своему городу, улице, двору, району, стране.
Для педагогов:
- овладеть техникой проектной деятельности.
Для родителей :
- активно участвовать в образовательном процессе.
План реализации проекта.
Подготовительный этап:
1. Изучение литературы по теме
2. Ознакомление с передовым опытом
3. Консультация для родителей.
Ожидаемый результат: расширение знаний по теме проекта;
4. Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
5. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала: пополнение предметно-пространственной развивающей среды.
6. Оформление книжного уголка.
Основной этап
1. Занятие «Дружная семейка»;
2. Рассматривание иллюстраций методического пособия «Мой дом, моя семья»;
3. Аппликация «Домик в деревне»;
4. Игра «Семья»;
5. Занятие «Наша родина – Россия»;
6. Занятие «Знакомство с Москвой»;
7. Рассказ воспитателя о малой родине;
8. Раскрашивание пластилином картинки «Детская площадка»;
9. Рассказ о Таганском районе г. Москвы, рассматривание альбома о Таганском районе города Москвы;
10. Рассматривание фотографий об общегородском субботнике в Таганском районе.
Заключительный этап
1. Рекомендации для родителей по воспитанию патриотизма у детей.
2. Оформление проекта.
Распределение мероприятий проекта по образовательным областям.
Направление Образовательная область Содержание
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество
Рисование пластилином: «Детская площадка» : вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическим материалом - пластилином, развивать умение отламывать комочки пластилина от большого куска.
Аппликация «Домик в деревне» : развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт, развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.
Познавательно-речевое развитие
Коммуникативно-личностное развитие
Познание
Чтение художественной литературы
Социализация
Коммуникация
Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности.
Формирования интереса и потребности в чтении.
Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства,
напомнить детям название страны, города, в котором они живут. Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками,
выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.
Способствовать развитию речи как средства общения. Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях. Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы.
Введение
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном развивает чувство ответственности и гордость за достижения своей Родины.
Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребёнку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа должна проводиться последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон, к более сложному – город, страна.
Знакомство с двором, улицей, на которой живет ребёнок, районом кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Самым ярким событием являются прогулки, во время которых дети не только знакомятся с местностью, в которой расположен район, но и любуются самыми красивыми местами района, его необычных разнообразным ландшафтом, замечательной природой.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту, художественной деятельности. Воспитывает в ребё нке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Основная часть.
Занятие 1. «Дружная семейка».
Цель: Закрепить знания: детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.
Задачи:
- воспитывать интерес к познанию;
- формировать чувство любви к родной семье;
- развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
Материалы и оборудование:
Силуэт ладошки из фанеры или плотного картона с изображением: лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам немного поиграть с пальчиками.
«Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся,
Если вскапываешь грядку -
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать».
(Пальчики).
Воспитатель:
Что же за теплушки, в которые они прячутся? (Перчатки, варежки, карманы).
Ребята, а вы любите играть с пальчиками? Хотите научиться еще одной игре?
Дети:
Да.
Воспитатель:
(Разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом).
«Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья».
Дети подражают воспитателю.
Воспитатель: О чем же эта игра? О семье! У меня есть вот такая ладошка (демонстрирует силуэт). Давайте найдем на ней самый маленький пальчик - мизинец.
Дети показывают.
Воспитатель:
А в вашей семье кто самый маленький, самый любимый? Как вас ласково называют в семье?
Послушайте стихотворение:
«Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шел.
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо!»
Воспитатель:
О ком я вам прочитала? (О маме). Почему девочке было хорошо с мамой? (Потому что они были вместе). Расскажите, какая у вас мама? А как вы помогаете маме? Хотите узнать, о ком следующее стихотворение?
«Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И, если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь».
Воспитатель:
Что можно сказать про такого папу? Что он сильный, смелый, деловой, смелый, всегда готов помочь.
Давайте поиграем с нашими ладошками. (Читает стихотворение и сопровождает его жестами и движениями. Дети подражают).
«Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки!
(Хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинах собраны.
(Показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые.
(Поглаживают ладони друг о друга)
Все работали ладони
Долгими годами.
(Постукивают кулачком ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами.
(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони.
(Имитируют поглаживание)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони.
(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки!»
(Хлопают в ладоши)
Воспитатель:
Что же умеет делать бабушка? Печь пироги, вязать, шить, петь и т. д. Что вы любите делать вместе со своей бабушкой?
Дети:
(Ответы детей).
Воспитатель:
Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая.»
Воспитатель:
Ребята, у нас остался один пальчик - большой. Кто же это? Дедушка. Послушайте стихотворение.
«У меня есть дедушка,
Как зима, седой,
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет!»
Воспитатель:
Друзья мои! Посмотрите, у нас с вами получилась большая дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу.
Занятие 2: Рассматривание иллюстраций методического пособия «Мой дом, моя семья».
Цель: рассмотреть с детьми методическое пособие о семье. Поскольку у детей уже сложился «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений, им будет легче сравнивать то, что изображено на рисунке, с тем, что есть в родительском доме. Это расширит кругозор и дополнит знания ребёнка.
Задачи:
- рассмотреть с детьми методическое пособие о семье;
- формировать образы членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат;
- прочитать стихотворение о семье;
- сделать вывод: «Хорошо, когда все в семье живут дружно, любят друг друга и помогают друг другу».
Ход занятия.
Чтение стихотворения о семье.
«Семья – это МЫ»
Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!
Рассматривание картинок о жизни семьи («Кто самый маленький?», «Кто самый старший?», «Что делает мама?»). В заключении сделает вывод: «Хорошо, когда все в семье живут дружно, любят друг друга и помогают друг другу».
Занятие 3. Аппликация «Домик в деревне».
Цель: Закрепить знания: детей о семье, о том, что у каждой семьи есть свой дом, в котором: тепло и уютно. Предложить рассмотреть картинку, на которой изображен домик в деревне, сделать аппликацию с использованием объёмных фрагментов.
Задачи:
- воспитывать интерес к художественному творчеству;
- формировать чувство любви к родной семье, дому;
- развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать речь детей.
Занятие 4. Игра «Семья».
Цель: сформировать добрые отношения между детьми, научить проявлять заботу о других.
Задачи:
- сформировать опыт игровых умений;
- воспитать доброе отношение к кукле, как олицетворению человека;
- в игре объяснить необходимость доброго отношения, поддержки и заботы о других;
- формировать чувство любви к родной семье.
Ход игры.
Материал для таких игр готовит воспитатель, включая в этот процесс малышей: «Мама укладывает дочку спать» (Давайте мама позаботится о дочке. Уложит её в кровать, укроет одеялом, «Мама гуляет с дочкой, возит её в коляске» (и т. д.). Важно поддерживать творческие предложения детей. Взаимодействие детей в игре - это ступень к дальнейшему развитию коллективных игр, формированию опыта игровых умений.
,
Занятие 5. «Наша родина - Россия».
Цель: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, рассказать о столице России городе Москве и об одном из районов Москвы – Таганском. Воспитывать патриотические чувства.
Задачи:
- познакомить детей с родной страной – Россией;
- познакомить с изображением флага и герба родного государства, родного города, района.
- воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе.
- поддерживать познавательный интерес к истории своей страны.
Ход занятия:
- Дети, сегодня я расскажу вам о нашей Родине. Она называется Россия. Россия огромна и необъятна. А своей Родиной мы называем то место, где родились.
Пословицы и поговорки о Родине :
- Родина любимая, что мать родная.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Родина - мать, умей за нее постоять.
Стихи о Родине.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идем.
* * *
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
* * *
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим - синим
Флаг России над Кремлем.
Государственными символами России являются герб, флаг (показываю, гимн (главная песня нашего государства).
Главой нашего государства является президент (портрет В. В. Путина).
Людей, живущих в России, называют россиянами.
Все россияне говорят на русском языке.
Главный город нашего государства называется столица. Столица нашей родины – город Москва.
Занятие 6. Знакомство с Москвой.
Цель: формировать в воображении детей образ родного города, рассказать о столице России городе Москве.
Задачи:
- познакомить детей с родным городом Москвой;
- познакомить с изображением флага и герба столицы родного государства;
- поддерживать познавательный интерес к истории своего города;
- воспитывать чувство патриотизма.
Ход занятия.
Рассматривание иллюстраций о Москве. Разговор наш сегодня о Москве, о нашей столице, о нашем родном городе. В Москве много интересных мест, памятников, достопримечательностей. (Красная площадь, Кремль, Садовое кольцо, Вечный огонь, Чистые пруды, Храм Христа спасителя, Метро, мосты, Москва - река, музеи, театры и др.). Москва –огромный и красивый город с богатой историей. Каждый город имеет свою государственную символику. Это герб, гимн, флаг. Наш город тоже имеет флаг и герб (показываю изображения герба и флага Москвы). Людей, живущих в Москве, называют москвичами. Все москвичи любят свой город, делают всё, чтобы он стал лучше.
Занятие 7. Рассказ о малой родине.
Цель: познакомить детей с понятием «малая родина».
Задачи:
- воспитывать интерес к познанию;
-формировать чувство любви к родному краю, своей малой родине.
Ход занятия: ребята Россию мы называем Родиной - это наша большая Родина. Кроме большой Родины у каждого человека есть и малая Родина. Малая Родина - это место где находится ваш дом, ваши родители, где вы растёте, воспитываетесь, играете с друзьями. И сегодня мы поговорим о нашей малой Родине. Послушайте стихотворение:
Моя маленькая Родина
Тихая улица посреди села,
Домик деревянный, рядом тополя.
Два куста сирени,
Вишня под окном.
Здесь провел я детство
С матерью, отцом.
Бегал на рыбалку,
По грибы ходил,
У костра ночного
Комаров кормил…
Часто вспоминаю
Я милые места,
Детство беззаботное,
Мать свою, отца.
Два куста сирени,
Вишню под окном
И друзей-товарищей
В том селе родном…
Все, что сердцу дорого –
В памяти храню.
Маленькую Родину
Я помню и люблю.
Е. Арсенина
Ребята, наша с вами малая родина – это Таганский район Москвы. В этом районе мы с вами живём, здесь находится наш детский сад. Мы очень любим свой родной Таганский район, потому, что он очень красивый!
Занятие 8. Раскрашивание пластилином картинки «Детская площадка».
Цель: рассмотреть с детьми изображение детской площадки, напомнить детям о том, что детские площадки есть и около домов, в которых они живут, и на территории детского сада, который они посещают.
Задачи:
- учить детей отщипывать от пластилина маленький кусочек и придавливать его к листу бумаги, раскрашивая изображение;
- развивать мелкую моторику рук
-развивать речь.
Занятие 9. Рассказ о Таганском районе г. Москвы, рассматривание альбома о Таганском районе города Москвы.
Цель: познакомить детей с Таганским районом г. Москвы, рассмотреть фотографии достопримечательностей Таганского района.
Задачи:
- познакомить детей с Таганским районом г. Москвы;
- формировать чувство любви к родному району;
- воспитывать интерес к познанию;
Ход занятия: ребята, одним из районов города Москвы является Таганский - это наша малая родина. В этом районе находится ваш дом, ваши родители, друзья, детский сад. Наш район очень красивый! Здесь много зданий: больших и маленьких, старинных и новых, современных; много храмов и монастырей, есть памятники, театры, школы, детские сады, парки, детские площадки и много чего ещё. Давайте рассмотрим с вами фотографии достопримечательностей Таганского района (рассматриваем альбом с фотографиями).
Итак, ребята, вы познакомились с нашим родным Таганским районом, увидели некоторые его достопримечательности. Мы любим свой район, потому, что это наша малая родина!
Занятие 10. Рассматривание фотографий об общегородском субботнике
в Таганском районе.
Цель: рассмотреть с детьми фотографии об общегородском субботнике в Таганском районе. Обратить внимание детей на то, что наш Таганский район очень красивый, но мы - жители этого района хотим, чтобы он был ещё и чистым. Это расширит кругозор и дополнит знания ребёнка.
Задачи:
- рассмотреть с детьми фотографии с общегородского субботника в Таганском районе;
- рассказать о том, что можно сделать, чтобы родной Таганский район стал чище и красивее;
Заключение
В ходе проведения своей работы я попыталась развить у детей чувство патриотизма, любовь к Родине, родному краю, его истории, через знакомство с родным районом (Таганским). Передо мной стояли следующие задачи:
- способствовать воспитанию у детей любви к своему городу, улице, двору;
- познакомить с понятием «малая родина»;
- рассказать о Таганском районе города Москвы, способствовать накоплению знаний о нём;
- познакомить детей с символами государства: гербом, флагом, гимном, а также с символами города Москвы и Таганского района;
- развивать творческие способности детей.
С поставленными задачами я справилась, вызвав у детей и родителей интерес и эмоциональный отклик.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Литература:
1. Знакомим детей с родной страной. Сценарии занятий и развлечений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. Выпуск четвёртый. Под ред. Профессора Симонова В. П. Международная педагогическая академия. М., 2009 – 62 с.
2. Знакомим дошкольников с Москвой. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. Под ред. Профессора Симонова В. П. Международная педагогическая академия. М., 2009 – 54 с.
3. Мой дом, моя семья. Дидактический материал в картинках. Серия «Познание окружающего мира». – М. : Школьная книга, 2013 – 36 с.
4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
5. Социально-личностное развитие детей. Москва. Дидактический демонстрационный материал. Тема «Москва – столица России». Автор С. Вохринцева. Екатеринбург: Страна Фантазий, 2012.