Тарасова Светлана
Проект для детей подготовительной группы «Сказочная гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей подготовительной группы "Сказочная Гжель"
Подготовила и провела : воспитатель
Тарасова С. С.
г. Мытищи
2023г
Проект для детей подготовительной группы
«Проект "Сказочная Гжель"»
Паспорт проекта.
Публикация «Проект для детей подготовительной группы „Сказочная гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Название проекта «Сказочная гжель»
Участники проекта : воспитатели, воспитанники группы
Вид проекта : познавательно-творческий, групповой, подгрупповой
Срок реализации проекта : 2 недели
Актуальность: Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у дошкольников необходимо не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.
Цель проекта :Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству; формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребёнка; создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи проекта.
- Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями гжельских мастеров.
- Формировать представления детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.
- Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки).
- Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев.
- Воспитывать патриотизм, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
Участники и их роль в реализации проекта
Проект представляет собой цикл мероприятий по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей в целях воспитания у дошкольников интереса к народному декоративно-прикладному искусству, чувства гордости за свой народ, уважения к его традициям и истории, предполагает привлечение родителей к духовно-нравственному воспитанию детей.
Формы и средства реализации проекта :
1. Выставка изделий гжельской керамики.
2. Рассматривание иллюстраций гжельской керамики, альбомов, открыток: «Гжельский фарфор», «Гжель».
3. Рассказ воспитателя о истории и легенде гжельской керамики, и гжельской росписи.
4. Беседы о своеобразии народного искусства Гжель.
5. Художественное слово о Гжели.
6. Просмотр презентации на мультимедиа «Голубая гжель».
7. Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор».
8. Выставка детских рисунков «Как у настоящих мастеров из Гжели».
9. Оформление Лепбука «Сказочная Гжель»
Деятельность воспитателя:
1. Разработать цикл мероприятий по теме проекта.
2. Подобрать художественную и познавательную литературу.
3. Подготовить наглядный материал : посуда и др. изделия с гжельской росписью, иллюстрации гжельских предметов, образцы элементов росписи.
4. Подготовить учебно-методические пособия, наглядность:
-альбомы для детского художественного творчества «Гжельская роспись», «Учимся рисовать».
-наглядно-методическое пособие «Гжель», «Сказочная Гжель»
-альбомы для аппликаций «Вырежи и наклей»
-конспект ННОД по декоративному рисованию «Гжельская роза» (последовательность изображения гжельской розы, «Чайник»
-таблицы с основными элементами росписи.
-таблицы с готовыми узорами: «Гжельская роспись круглых силуэтов изделий», «Растительные узоры в гжельской росписи», «Гжельская роспись на силуэтах посуды».
-книжки-раскраски с подсказкой «Голубая Гжель», «Росиночка».
-изготовить дидактические игры: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор», «Найди пару».
5. Презентация ознакомление: «Голубая Гжель».
Деятельность детей :
1. Участие в беседах по ознакомлению с историей возникновения гжельской росписи
2. Рассматривание узоров гжельской росписи
3. Знакомство с техникой рисования и прорисовка элементов гжельской росписи
4. Игры: дидактические и настольные, народные игры и забавы.
5. Чтение художественной литературы: стихи, потешки, загадки, русские народные сказки.
6. Рисование орнамента, окаймляющего орнамента, вырезание силуэтов изделий, выполнение работ по лепке.
Этапы реализации проекта
I этап
• Обоснование темы, мотивация её выбора
• Определение целей и задач проекта
• Подбор литературы, пособий, предметов промысла
• Обсуждение с родителями, детьми вопросов связанных с проведением проекта
• Составление тематического планирования материала
II этап (организационный)
• Составление перспективных планов работы с детьми, родителями
• Разработка содержаний НОД
• Подбор дидактического материала, литературы, предметов промысла, презентаций «Гжель» (история возникновения промысла, посуда)
• Подбор и изготовление костюмов к танцу
III этап (практический)
• Проведение бесед, НОД по декоративному рисованию, лепке, аппликации
• Дидактических игр с детьми
• Консультации для родителей
IV этап (итоговый)
• Выставка
Ожидаемые результаты
• Познакомились с гжельским промыслом, его происхождением, технологией изготовления изделий, цветовой гаммой, видом росписи.
• Появился устойчивый интерес к народному прикладному искусству, уважение к труду мастеров
• Обогатился словарь детей, знают стихи, легенду возникновения росписи
• Оформление и пополнение изо уголка пособиями по народно – прикладному искусству.
• Выставка рисунков и поделок: оформление лепбука «Гжель».
Принципы работы по проекту :
Принцип психологической комфортности :(взаимоотношения с детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, уважительного отношения, моральной поддержки и взаимопомощи)
Принцип творчества: процесс сориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка и приобретение им собственного опыта.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Принцип интеграции : (строится на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта.)
Мероприятия познавательной и коммуникативной деятельности:
-беседа «Синее чудо Гжели»;
- виртуальная экскурсия – презентация,автор Павлючик М. В. : «Гжель», «Сказочная гжель».
-Рассматривание картин и иллюстраций,загадывание загадок, рассматривание наглядного материала, рассказы детей о своих впечатлениях.
Чтение произведений:
-чтение рассказов и сказок - Сказка "Небесная лазурь Гжели", М. Боброва.
- чтение стихов "Сине - белая посуда" С. Вахрушева,
- "Взял мастер в руки кисть" Н. Савченко,
-"Незатейливый узор" Н. Радченко.
-легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»;
- разучивание частушек и стихов про Гжель.
Прослушивание и исполнение музыкальных произведений:
-слушание музыкальных произведений по тематике проекта : песня «Сказочная Гжель» музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого; хореографические композиции В. Корнева «Россия вечная»;
Мероприятия продуктивной деятельности.
- Изготовление посуды в технике папье- маше,
-декоративное рисование :занятие «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель». расписывание посуды
- занятие по лепке (пластилинография)- «Сказочная гжель».
Мероприятия игровой деятельности:
Дидактические игры
«Разрезные картинки»,
«Народные промыслы России»,
«Собери узор»
Работа с родителями:
-Информация папка- передвижка: «С чего начинается Родина- гжельские узоры».
-Рекомендации о прочтении художественных произведений;
Предполагаемый результат:
-Активизация интереса у детей к традициям русского народа.
-Повышение уровня знаний и практических умений по данному направлению;
Результат работы проекта :
Дети знают и называют вид народного декоративно-прикладного творчества Гжель, могут рассказать об истории возникновения предметов данного творчества, составляют узоры, композиции по мотивам декоративной росписи Гжель и получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности. Знают и умеют работать в технике папье- маше. Бережно относятся к предметам быта,произведениям народного творчества.
Литература:
Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб. : 2006, № 2.- 20 с. ;
Лыкова И. А. Небесная гжель : альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет : наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова. - М. : Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с. ;
Нина Степановна Сурьянинова. Синие цветы гжели. - М. : Малыш, 1986. - 14 с. цв. ил. ;
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009;
Чижкова, Т. Н. Дорофеева, А. Н, Гжель : наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М. : Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с. ;
Интернет ресурсы: