Абдрашитова Альфия
Проект для детей 2–3 лет «Эколята — друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : познавательный, групповой, экологической направленности.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта :
- дети раннего возраста (2-3 года)
- родители (законные представители) обучающихся.
Публикация «Проект для детей 2–3 лет „Эколята — друзья природы“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
Актуальность темы: Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитетный пример.
Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть положено еще в дошкольном возрасте, и продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
Данная проблема привела нас к выбору темы проекта «Эколята – друзья и защитники Природы», направленный на формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия. Выбор типа проекта – познавательный, обусловлен необходимостью уделять большое внимание развитию у детей представлений о важности и ценности окружающей природной среды, формирования у дошкольников понимания, что они являются частью общества людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.
Целевые направления:
- формирование экологической воспитанности у дошкольников:
- развитие экологических представлений, правил поведения в ней и знаний о ценности природы;
- обучение практически - ориентированным действиям с объектами природы;
- участие детей и родителей в природоохранной и экологической деятельности
Задачи проекта :
- дать воспитанникам знания об окружающей природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
- подводить детей к пониманию необходимости экологически-правильного отношения к природе;
- оказание помощи в освоении навыков наблюдения и экспериментирования, пробуждении творческого начала.
- укрепление партнерских связей между детским садом и семьей, формирование у родителей осознанной позиции в отношении экологического воспитания детей.
Формы реализации проекта :
1. С детьми: занятия; беседы; продуктивная деятельность; игровая деятельность, режимные моменты
2. С родителями (законными представителями) : консультации; анкетирование
Принципы построения воспитательно - образовательного процесса:
Деятельность
Деятельностный подход - основа экологического образования дошкольника. Именно поэтому программа подра-зумевает организацию в дошкольных учреждениях системы видов детской деятельности. Экологические знания становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохра-нению окружающей среды.
Принцип деятельностности в отношениях «ребенок - природа» в дошкольной педагогике традиционно реализуется в процессе ухода за комнатными растениями, животными, работе на огороде.
Научность
Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
Доступность
Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ре-бенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску, содержание которых может быть объяснено детям в доступной, привлекательной и со-ответствующей возрасту форме: игры, наблюдения, чтение литературы, рисование, лепка, театрализованная дея-тельность и т. д.
Гуманистичность
Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, забо-тящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Он подразумевает переход с авторитарной модели обучения и воспитания на личностно-ориентированную модель, педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным чле-ном обсуждения, а не обучаемым.
Прогностичность
Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений - умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). В дошкольном образовании в силу возрастных осо-бенностей детей прогностичность ограничивается воспитание привычки и умения оценивать некоторые каждо-дневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе.
Системность
Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. Принцип системности должен реализовываться через проблемный подход.
Ожидаемые результаты:
- у детей сформированы знания об окружающей природе, о разнообразии животного и растительного мира малой родины, сформировано умение увидеть неповторимость, величие, силу и красоту природы;
- у детей сформировано понимание необходимости экологически-правильного отношения к природе : бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними;
- создано единое воспитательное пространство в тесном взаимодействии педагогов, родителей и детей
Условия реализации проекта (оборудование) :
Информационное: методическая литература,; художественная литература; игрушки, игровой и демонстрационный материал для организации игровых ситуаций; сюжетные картинки.
Материально-техническое: ноутбук, принтер, телевизор, магнитофон, фотоаппарат. Использование аудио и видео записи, атрибуты для музыкальных и дидактических игр, материалы для продуктивной деятельности.
Сроки реализации проекта :
Этап Возраст Содержание деятельности Сроки Участники образовательного процесса
I этап - подготовительный 2 – 3 года Подбор методической и научно- популярной литературы по данной теме.
Составление плана работы к проекту.
Подбор наглядного, дидактического материала.
Разработка конспектов занятий с использованием методов развивающего обучения.
Диагностика детей…
Создание РППС. Апрель
1 - 5
Обучающиеся, родители (законные представители).
II этап –
основной 2-3 года Реализация проекта через основные тематические разделы:
1 раздел – «Эколята- защитники природы»
Занятие «Знакомство с Эколятами –
юными защитниками природы»
Приложение 1
Театрализованная деятельность – экологическая сказка «Лесное приключение».
Приложение 2
Занятие «Экологический светофор»
Приложение 3
2 раздел - «В гости к Белочке»
1 апреля Международный день птиц. Беседа о птицах
Приложение 4
Оформление альбома «Перелетные птицы нашего края».
Беседа «Международный «День Земли»
Приложение 5
Выставка плакатов, рисунков на тему «Сохраним планету нашу» (Экология глазами детей).
Апрель
8 - 25 Обучающиеся, педагоги, родители (законные представители).
Реализация плана работы с родителями (законными представителями, с педагогами и обучающимися
Анкетирование родителей по экологическому воспитанию дошкольников
Приложение 6
Консультации для родителей «Экологическое воспитание в семье»
Приложение 7
«Экологическое воспитание детей»
Приложение 8
Экологический десант : совместная деятельность детей, родителей и педагогов на субботнике по благоустройству территории детского сада
III этап - оценочный 2-3 года Подведение итогов реализации проекта.
Фотоотчёт
Приложение 9
Обобщение педагогического опыта.
Апрель
26 - 30 Обучающиеся, родители (закон-ные представители)
Основные тематические разделы реализации проекта :
1 раздел «Эколята- защитники природы»»
Занятие «Знакомство с Эколятами - юными защитниками природы»
Театрализованная деятельность – экологическая сказка «Лесное приключение».
Занятие «Экологический светофор»
2 раздел - «В гости к Белочке»
1 апреля Международный день птиц.
Беседа о птицах
Оформление альбома «Перелетные птицы нашего края».
22 апреля – Международный День Земли. Выставка плакатов, рисунков на тему «Сохраним планету нашу» (Экология глазами детей).
Работа с родителями (законными представителями) :
Анкетирование родителей по экологическому воспитанию дошкольников.
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей»
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей»
Экологический десант : совместная деятельность детей, родителей и педагогов на субботнике по благоустройству территории детского сада.
Оценка результатов деятельности:
1. Критерии отслеживания по работе с детьми:
Выставка продуктивной деятельности; альбом «Перелётные птицы родного края»
Активное участие детей в беседах о природе, на занятиях, в игровых ситуациях, развитие интереса к чтению художественной литературы, дидактическим играм экологического содержания (Приложение 9)
2. Критерии отслеживания работы с родителями:
Повышение педагогической компетентности родителей: интересуются жизнью детей в группе, оказывают посильную помощь в оформлении выставок.
Повысился уровень компетентности в вопросах о роли семьи в экологическом воспитании ребёнка.