Екатерина Шишкина
Проект «Детская безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Детская безопасность»
Тип проекта : информационно - познавательный
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта – долгосрочный –1 месяц
Актуальность проекта
Зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться все более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей.
Публикация «Проект „Детская безопасность“» размещена в разделах
Важно данную проблему решать вместе с родителями. Так как ребенок всегда находится рядом со взрослыми. И если родители нарушают правила дорожного движения, то они как бы негласно разрешают нарушать их своим детям. Поэтому нам, взрослым, важно научить своих детей соблюдать правила дорожного движения как можно раньше, чтобы в последствии было меньше проблем.
В деле защиты детей от преступности, пожалуй, ни одна тема не привлекает к себе такого внимания, как умение детей общаться с незнакомыми им людьми. «Не разговаривай с незнакомцами!» — наставляют родители своих детей. Рассуждать об этом, однако, легче, чем научить их правильно вести себя в реальности. Опасность в том, что не каждый взрослый сумеет противостоять эффективной манипуляции. А если добавить к этому наивность детей, неумение сдерживать спонтанные эмоции и желания, стеснительность выразить подозрение и настоять на своём? Поэтому в наше неспокойное время будет очень актуальным, если с самого детства ребенок усвоит правила безопасного общения с незнакомыми людьми.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, деятельность, которая выполняет одновременно познавательную, коррекционную, воспитательную и развивающую функции, позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне. Она близка и понятна ребенку, так как это игра. Однако, современные родители не находят времени для семейного посещения театра или совместного игрового творчества вместе с детьми. Тем самым, лишают детей части социального развития, речевого творчества, самостоятельности и уверенности в себе.
Цель проекта : Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, с незнакомыми людьми, знания правил дорожного движения, о видах театра, театральных профессиях, правил поведения в общественных местах.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.
Познакомить детей с правилами дорожного движения;
Продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах;
Способствовать выработке алгоритма поведения в опасных ситуациях.
Дать понятие детям о том, что незнакомые люди могут представлять опасность.
Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
Учить применять правила безопасности с незнакомыми людьми.
Продолжать знакомить с искусством театра, видами театра, театральными профессиями.
Развивающие:
Развивать у детей практические навыки поведения, путём проигрывания определённых опасных ситуаций.
Развивать у детей способность к импровизации, речевую активность, смекалку и находчивость для сохранения безопасности.
Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге, в опасных ситуациях.
Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
Воспитательные:
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Воспитывать в детях уверенность в своих силах.
Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях
Воспитывать культуру поведения на улице и в общественных местах.
Воспитывать интерес к миру театра, к театрализованным играм.
Ожидаемый результат:
Формирование знаний о дорожных знаках; о профилактике опасных ситуаций; о правилах поведения в общественных местах.
Соблюдение элементарных ПДД. Тесное сотрудничество с педагогами.
Расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах, на улице, в общественных местах. Повышение знаний по безопасности; взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов.
Формирование желания посещать театральные представления.
Этапы проекта :
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Постановка целей и задач.
• Составление проекта «Детская безопасность».
• Подбор методической, познавательной и художественной литературы.
• Подбор иллюстративного материала.
• Составление картотек знаков дорожного движения, сюжетно-ролевых игр, театрализованных, дидактических, подвижных игр.
• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
• Оформление предметно-пространственной среды по теме проекта.
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП.
Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная область Мероприятие Цель
Познавательное развитие Явления общественной жизни «Внимание! Безопасная дорога детства» Продолжать обучать детей правилам поведения на улице; закрепить знания детей о работе светофора, о дорожных знаках и их значении; закрепить умение классифицировать дорожные знаки на три группы: «запрещающие», «предупреждающие», «указательные»; обогащать словарь детей словами, связанными с описанием правил поведения на улице; способствовать развитию произвольного внимания, развивать воображение, творчество через создаваемые ситуации; побуждать детей к соблюдению правил поведения на улице; воспитывать ответственность за свою безопасность и безопасность других людей.
Предметное окружение «Фликер - важный помощник на дороге». Формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города. Познакомить детей с фликерами, их видами, назначением и способе их применения. Закрепить правила дорожного движения, знания детей о светофоре, о его сигналах. Воспитывать у детей желание знать и выполнять правила дорожного движения.
ОБЖ «Осторожно, незнакомец»
Способствовать обобщению правил безопасности при встрече с незнакомыми людьми; способствовать формированию навыков безопасного поведения детей; развитию у детей чувства осторожности,осмотрительности; добиться усвоения знаний о том, что приятная внешность не всегда означает добрые намерения человека; способствовать закреплению знаний детей об опасных ситуациях, возникающих при встрече с незнакомыми людьми через рассматривание картинок,путем беседы и вопросов; способствовать воспитанию умения детейправильно вести себя в опасных ситуациях:не бояться,действовать уверенно и активно.
Явления общественной жизни «Волшебный мир театра»
Познакомить детей с различными видами театра (музыкальный, филармонический, драматический и кинотеатр, кукольный и другие детские виды театра, театральными профессиями; активизировать словарь детей. Познакомить с понятием «мимика», «жесты». Знакомить детей с правилами поведения в театре. Воспитывать любовь к театру, обобщать опыт социальных навыков поведения. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого дошкольника обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний. Воспитывать культуру поведения в театре.
Речевое развитие Составление рассказов о предмете «Дорожные знаки» Учить детей различать дорожные знаки по цветовой гамме и форме; формировать систему знаний о дорожных знаках. Научить их различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для пешеходов и водителей; закрепить умение различать дорожные знаки: запрещающие, предупреждающие, предписывающие, закрепить знания детей о видах транспорта. Развивать внимательность, умение составлять небольшой рассказ о дорожном знаке по выбору детей; применять усвоенные правила дорожного движения в различных игровых ситуациях. Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать у детей организованность.
Составление рассказов по серии сюжетных картин «Опасные ситуации с незнакомыми людьми» Обучать воспитанников правильному, безопасному поведению при встрече с незнакомыми людьми. Расширить представление детей о типичных опасных ситуациях возможных контактов с незнакомыми людьми. Практически отработать способы безопасного поведения. Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни. Развивать внимание, воображение, речь.
Составление рассказов из личного опыта
«Моя любимая сказка» Воспитывать интерес к самостоятельной художественно-речевой деятельности, любовь к сказкам. Воспитывать уважение и любовь к окружающему миру. Воспитывать дружелюбие, желание помочь окружающим. Развивать творческое воображение, связную речь, умение строить полные, распространённые предложения, используя выразительные языковые средства для соединения их частей. Развивать слуховое и зрительное восприятие детей. Учить детей на основе знакомого сюжета сказки содержательно и эмоционально рассказывать её, используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания.
Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»
Продолжать знакомить детей с творчеством известного детского писателя Николая Носова. Учить воспринимать художественное слово, понимать образный язык рассказов, акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. Познакомить дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. Формировать умение отвечать на вопросы, анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном. Воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность.
Заучивание стихотворения «Светофор»
Помочь детям запомнить стихотворение с помощью мнемотехники, выразительно читать. Продолжать знакомить детей со светофором, закреплять знания правил дорожного движения, знакомить с видами транспорта, с правилами поведения на улице и транспорте. Развивать речь, мышление, память, внимание. Воспитывать уважение к правилам дорожного движения, культуры поведения в роли пешехода и пассажира.
Пересказ сказки «Лиса в заячьей шкуре» Т. А. Шорыгиной
Развивать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку. На примере героев сказки формировать осторожное отношение к потенциально опасным для детей людям. Совершенствовать умение анализировать содержание сказки. Обращать внимание на выразительные средства. Развивать интерес детей к сказкам, слух, память, произношение. Обогащать словарный запас детей. развивать умение произносить чистоговорки тихо, громко, шепотом. Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог. Воспитывать нравственные качества поведения детей на основе понимания поведения героев сказки и оценивания их поступков с позиции безопасности.
Рассказывание сказки Ш. Перро «Красная шапочка» Учить детей самостоятельно пересказывать сказку, отвечать на вопросы по содержанию произведения; оценивать поступки героев; активизировать словарь детей путем косвенного подсказа известного слова; развивать память, мышление. Воспитывать интерес к сказкам.
Художественно-эстетическое развитие Рисование предметное «Дорожные знаки»
Дать детям представление о различных дорожных знаках и их назначении. Совершенствовать навыки выполнения изображения с использованием различных изобразительных средств. Развивать умение выполнения карандашного наброска рисунка перед использованием цвета. Развивать чувство композиции, учить детей гармонично располагать задуманный рисунок. Воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания и отработанные ранее изобразительные навыки.
Рисование «Машины едут по улице»
Закрепить знания о различных видах транспорта, умение делать набросок графитным карандашом, прорисовывать детали: кабина, руль, колеса. Развивать умение рисовать транспорт, передавая его характерные особенности.
Рисование «Машины специального назначения»
Познакомить детей с машинами специального назначения. Уточнить представление о транспорте специального назначения, объяснить значение некоторых машин специального назначения. Продолжить изучение правил дорожного движения. Расширить кругозор детей. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать уважительное отношение к людям, связанным с работой на транспорте.
Рисование «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…» по мотивам сказки «Колобок»
Учить детей поэтапно выполнять рисунок сказочных персонажей; закрепление знаний, умений и навыков построения композиции; закрепление навыков рисования животных; развитие творческих способностей, фантазии. Научить рисовать лису, выстраивая изображение из составных частей. Совершенствовать умение правильно держать кисточку, прополаскивать ее после использования краски. Развивать координацию глаза и руки, владение кистью руки, мелкую моторику пальцев; детское творчество, воображение, эстетическое чувство.
Рисование «Домики трёх поросят» по сказке С. Михалкова «Три поросенка»
Научить детей рисовать картинку по сказке; передавать характерные особенности, используя разные способы рисования линий, закрашивания рисунка. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Закреплять знания геометрических фигур. Закреплять знания правил безопасности, если ребенок находится дома один.
Рисование по сказке «Буратино»
Учить детей передавать в рисунке образ кукольного героя сказки, его характерные черты; совершенствовать приемы рисования цветными карандашами; делать набросок легкими движениями карандаша, а при закрашивании использовать силу нажима; формировать умение самостоятельно подбирать цвета, художественные средства для передачи образа героя сказки; развивать моторику рук посредством рисования; развивать фантазию, творческое воображение; воспитывать интерес к театру.
Рисование «Красная шапочка» Продолжать учить детей изображать сказочного персонажа, передавать в рисунке его характерные особенности. Закреплять у детей навыки закрашивания, не выходить за контур. Закреплять умение подбирать красивое сочетание цветов. Развивать творческое воображение. Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к изобразительным материалам.
Конструирование «Автомагистраль»
Закреплять и обобщать знания детей о ПДД, сигналах светофора, дорожных знаках; формировать у детей осознанное отношение к соблюдению ПДД в жизненных ситуациях через игру. Побуждать придумывать план постройки самостоятельно, реализовывать его, используя взаимосвязь деталей; продолжат формировать фантазию и творческое воображение; закреплять навыки творческого конструирования. Воспитывать самостоятельность, отзывчивость, умение договариваться, работать коллективно.
Ручной труд «Волк» (оригами)
Учить детей конструировать из бумаги волка в технике оригами. Закреплять умение сгибать лист бумаги в разных направлениях, хорошо проглаживая место сгиба, наклеивать мелкие детали. Развивать мелкую моторику побуждать к творчеству. Воспитывать желание конструировать поделку из бумаги, умение доводить начатое дело до конца. Закреплять с детьми правила безопасности при встрече с незнакомыми людьми.
Ручной труд по произведению К. И. Чуковского «Котауси и Мауси» (бумажный театр).
Закреплять навыки изготовления бумажного театра. Закрепить знания детей о знакомых сказках; совершенствовать умение детей делать из бумаги объемную игрушку для театрализованной игры: вырезать ножницами по линии, делать правильные и четкие сгибы по пунктирной линии, приклеивать ушки, лапки и хвосты. Развивать познавательную активность. Тренировать мелкие мышцы рук, пространственное воображение, память, внимание. Воспитывать у детей желание доводить начатое дело до конца, самостоятельность в оформлении работ. Создать доброжелательную атмосферу, доставить детям радость от совместной деятельности. Поддерживать у детей интерес к театрализованным постановкам.
Лепка «Правила движения» (пластилинография)
Закреплять знания детей о дорожных знаках и ПДД; уточнить их разделение на группы (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные). Воспитывать стремление добиваться нужного результата, радоваться результату своего труда. Развивать мелкую моторику посредством работы с пластилином.
Лепка «Пешеходный светофор» (пластилинография)
Закрепить с детьми представления о назначении светофора и его сигналах; закрепление приёма - надавливания и размазывания; продолжать развивать мелкую моторику; развивать логическое мышление, память, внимание; воспитывать общую культуру поведения на улице; умение быть внимательным.
Аппликация по сказке «Волк и семеро козлят»
Повторить с детьми содержание сказки «Волк и семеро козлят»; учить выполнять поделку из формы конуса, дополнять необходимыми элементами героев сказки; обогащать словарь ребенка, способствовать активизации речи; закреплять умение выполнять аппликацию, используя словесное описание и показ; учить детей замечать и устанавливать причинно-следственные связи; развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения; воспитывать интерес к театрализованной деятельности через художественную литературу.
Аппликация «Красная шапочка» (из кругов)
Формировать у детей умение делать аппликацию из кругов, учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног, характерные детали (шапочка, используя круги, развивать умение пользоваться ножницами, развивать у детей творческие способности и воображение, воспитывать усидчивость, аккуратность в работе. Воспитывать осторожность при общении с незнакомцами.
Совместная деятельность взрослых и детей
Самостоятельная деятельность детей
Виды детской деятельности Мероприятия
Игровая Дидактические игры:
• «Дорожное лото»,
• «Знай и выполняй правила уличного движения»,
• «Кто больше назовет дорожных знаков?»,
• «Спецтранспорт»,
• «Собери знак».
Цель: закрепить знания и представления детей о дорожных знаках и правилах, учить соотносить знак с ситуацией на дороге, совершенствовать представления о видах транспорта, его назначении.
• «Опасно - не опасно»
Цель: Закрепить знания детей об опасных ситуациях с незнакомцами, алгоритма действий во избежание неприятностей в данных ситуациях.
• «Из какой сказки предмет?»
• «Из какой сказки герой?»
Цель: закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог, развивать быстроту реакции, активность, самостоятельность мышления, учить называть сказку по персонажу.
Сюжетно-ролевые игры:
• «Пешеход»,
• «Водители»
• «На дорогах города»
• «Один дома»
• «Незнакомые люди»
• «Театр»
• «Артисты готовятся к спектаклю»
Цель: Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.
Настольно-печатные игры:
• «Дорожное лото»,
• «Знаки дорожного движения»,
• «Кто больше назовет дорожных знаков?»,
• «Знаки на дорогах»,
• «Собери знак»;
• «Машины»;
• «Кто быстрей найдет нужный знак».
Цель: закрепить знания детей о разных машинах, помогающих людям, правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовая, комбайн, и т. д. Знакомить детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения, правильно их называть и подбирать парные изображения. Учить разрешать проблемные ситуации и взаимодействовать с другими детьми в ходе обсуждения и поиска решения. формировать навыки самоконтроля
• «Пазлы (сказочные)»
• «Путешествие по сказкам»
• «Сказочное лото»
Цель: развивать мелкую моторику рук и координацию движений, тренировать способность видеть задание многогранно; развивать логику, усидчивость и аккуратность, воображение и фантазию, внимание и память
Коммуникативная Дидактические игры:
• «Автомульти»
Цель: учить соотносить сказочного персонажа и его транспортного
средства, правильно называть, развивать память, мышление, сообразительность.
• «Вопросы и ответы»
• «Четвертый лишний»
Цель: закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на
улице; развивать мышление, память, сообразительность, речь.
• «Да – нет»
Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.
• «Вопрос – ответ»
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках.
• «Это я, это я, это все мои друзья»
Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.
• «Играй, да смекай»
Цель: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Беседы:
• «Безопасность на дороге».
• «Знаки дорожные помни всегда».
• «Осторожно, дорога!».
• «Транспорт на улицах города».
• «Правила для пассажиров».
Цель: Формирование представления детей о дорожных знаках; расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения; познакомить детей с дорожными знаками; с правилами для пешеходов и пассажиров, воспитывать привычку соблюдения правил дорожного движения.
• «Незнакомец на улице».
• «Звонок по телефону от незнакомого человека»
• «Умеем ли мы разговаривать по телефону?»
• «Правила поведения с незнакомыми людьми»
• «Если чужой входит в дом»
• «Куда бежать, если за тобой гонятся»
Цель: Учить правилам действий в данных ситуации. Познакомить детей с правилами общения по телефону, с наиболее необходимыми в целях личной безопасности телефонными номерами. Обучать детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.
• «Каким должен быть актер?»,
• «Как нужно вести себя в театре»
• «Для чего нужен театральный реквизит?»
• «Что такое декорации?»
Цель: Расширять представления детей об окружающей действительности. Повторить правила поведения в театре
Речевые пальчиковые игры:
• «Машины»,
• «Дорожных правил очень много»,
• «Постовой»,
• «В гости к пальчику большому»,
• «Дружат в нашей группе мальчики и девочки»,
• «Дружные пальчики»,
• «Сказки»,
• «Теремок»
Цель: Развитие мелкой моторики рук детей, памяти, внимания в процессе пальчиковых игр.
Познавательно-исследовательская Решение проблемных ситуаций:
Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы. Азбука дорожной безопасности»; «Аркадий Паровозов спешит на помощь: «Незнакомец». «Приключения Буратино».
Знакомство с различными видами театра (кукольный, пальчиковый, на палочках, на ложечках, на дисках, деревянный, теневой, театр марионеток, би-ба-бо и т. д.)
Двигательная Подвижные игры:
«Сигналы светофора»
«Грузовики»
«Трамваи»
«Зебра»
«Автобусы»
«Где мое место»
«Светофор»
«Парный бег»
«Мышеловка»
«Мы веселые ребята»
«Гуси-лебеди»
«Хитрая лиса»
Работа с родителями:
Съемка видеороликов с участием детей «Правила дорожного движения в стихах»
Буклеты-памятки «Фликеры детям купите, родители, пусть на дороге их видят водители».
Оформление стенда «Осторожно, незнакомцы!».
Помощь в пополнении предметно-развивающей среды по проекту.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Результат проекта :
• Систематизация и оформление материалов по проекту.
• Подведение итогов работы.
• Определение перспектив дальнейшей работы по проблеме.