Галина Юркина
Проект «Детская безопасность», раздел «Здоровье ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка"
Я являюсь руководителем проекта «Детская безопасность», разработанного и апробированного на базе нашего детского сада. Над проблемой детской безопасности работаю более десяти лет. Уверена, что она необходима и актуальна. Ведь жизнь и здоровье – это самое дорогое, что есть у человека, а жизнь и здоровье ребёнка – дорога вдвойне. Жизнь и здоровье – это самое важное, что есть у человека, поэтому чтобы сохранить их необходимо выполнять правила безопасного поведения. С самого рождения взрослые опекают своего малыша, стараются, чтобы ему было комфортно и безопасно, чтобы у него было крепкое здоровье. Конечно, ребёнок всегда нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Однако, я считаю, что и ребёнка надо приучать самому заботиться о своём здоровье:
Публикация «Проект „Детская безопасность“, раздел „Здоровье ребёнка“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
- воспитывать у него привычку к чистоте, аккуратности и порядку;
- способствовать овладению культурно-гигиенических навыков;
- знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
- учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие;
- формировать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, предупреждать их.
Поэтому приоритетной задачей проекта «Детская безопасность» является формирование у детей и их родителей мотивации к ведению здорового образа жизни. В детском саду для этого созданы все условия:
- рациональный режим дня с учётом возрастных особенностей детей и динамики суточной работоспособности;
- оптимальная двигательная активность (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика после дневного сна, подвижные игры, физические упражнения на прогулке, физ. минутки на занятиях, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья и самостоятельная деятельность);
- рациональное питание, включающее в себя режим питания, сбалансированность, энергетическую ценность, кулинарную грамотность и экологическую безопасность;
- культурное общение и положительный психологический климат.
В проекте самым обширным является раздел «Здоровье ребёнка», который знакомит дошкольников с организмом человека, в доступной форме рассказывает, как он устроен, как работает, что нужно делать для его укрепления, а что очень вредно для его здоровья.
Вся работа в рамках проекта ведётся систематически, планомерно, с постоянным усложнением материала, с учётом возрастных и психофизиологических особенностей детей в увлекательной форме.
1.Раздел проекта "Здоровье ребенка".
Работа с детьми.
Начиная новый раздел проекта, я веду с детьми беседы от лица сказочного героя Айболита о том, что такое здоровье, как хорошо быть здоровым, сильным, бодрым, энергичным, почему плохо быть больным? Обсуждая это с детьми, вместе приходим к выводу, что каждый, даже маленький человек, должен думать о своем здоровье, знать свой организм, заботиться о нем, не вредить ему.
С помощью плаката «Строение тела человека» и другого иллюстрированного материала в доступной и интересной форме рассказываю детям, как устроен и как работает организм человека. Также мне очень помогают книги Г. К. Зайцева «Уроки Мойдодыра» и «Уроки Айболита».
1.1. Объясняю, что с помощью костно-мышечной системы человек может двигаться: ходить, играть, прыгать, плавать, ездить на велосипеде и т. д., что скелет оберегает важнейшие органы от повреждений. Например, черепная коробка защищает головной мозг, а грудная клетка – сердце и легкие. Обсуждаем с детьми то, что необходимо делать, чтобы у человека было красивое и здоровое тело, правильная осанка, в мышцах много силы, легкая походка, а движения приносили бы радость. А необходимо каждому заниматься спортом, выполнять физические упражнения, трудиться, играть в подвижные игры, только при этом соблюдать правила безопасного поведения, чтобы не получить травмы. Затем предлагаю детям встать к стене и проверить свою осанку, знакомлю детей с корректирующими упражнениями. После рассматривания специальных картинок, дети приходят к выводу, что вредно для нашего позвоночника: ходить и сидеть криво, долго в одной позе, носить тяжести в одной руке.
Эта работа продолжается во всех видах деятельности и на протяжении всего дня. Например, во время подвижных игр и прогулок знакомлю с элементами самоконтроля и безопасности двигательной активности (не толкать друг друга, смотреть под ноги во время бега и т. д.). В процессе гимнастики и физкультурных занятий помогаю понять, как вливают те или иные упражнения на развитие определенной группы мышц и на весь организм в целом.
1.2. Объясняю детям, что человеку нужно, чтобы жить, расти и развиваться, необходима пища, а пища, чтобы усвоилась организмом, ее необходимо переработать. И эту функцию выполняют органы пищеварения. Показываю на иллюстрации, как устроены и рассказываю, как сберечь здоровье зубов, например, и желудка:
- важно питаться по режиму, есть только свежие, чистые и хорошо приготовленные продукты, после туалета и перед едой мыть руки с мылом, во время приема пищи не разговаривать, хорошо пережевывать, чистить зубы 2 раза в день. Обсуждаем вместе с детьми почему? С помощью картинок, а в дальнейшем в процессе режимных моментов закрепляем навыки личной гигиены. Закреплению помогают и игры «Вредно - полезно», «Правильно – не правильно». Доктор Айболит проверяет у детей зубы и спрашивает: «Почему у тебя зубки такие белые?», «Какой ты зубной пастой чистишь зубы?», «А у тебя, почему зубы с дырочками?» и т. д. И дети отвечают: «Я чищу зубы каждый день», «Детской апельсиновой», «Много сладостей ел»…
1.3. Рассказывая о сердце, сравниваю его с мотором, который гоняет кровь по всему человеческому организму. Если мотор перестанет работать, то человек умирает. Поэтому сердце надо тренировать, чтобы оно было сильным и здоровым. Выясняем как (заниматься физкультурой и спортом). Предлагаю детям послушать, как бьется сердце в состоянии покоя (спокойно, затем попрыгать и опять послушать (сердцебиение учащается). Объясняю, что сердце у человека размером с кулачок. Вот какое оно маленькое и его важно беречь: не переутомляться (поработал - отдохни, побегал – поиграй в спокойную игру, нельзя нервничать, употреблять алкогольные напитки и курить табак. Тут уж дети начинают: «А у меня папа пьет водку, пиво, курит …». Я прошу объяснить им, что нельзя этого делать – сердце будет болеть. Для закрепления этой темы играю с детьми в игру «Что такое хорошо и что такое плохо?», читаю стихотворение С. Михалкова «Как медведь бросил трубку курить».
1.4. Начиная разговор об органах дыхания, предлагаю детям закрыть рот, нос и не дышать какое-то время. Тогда дети сами приходят к выводу, что без дыхания они долго не могут. «Вот поэтому, - говорю я, - у человека и есть органы дыхания». Опираясь на наглядный материал, объясняю, как они устроены и как работают. Предлагаю детям рассказать из личного опыта, как они себя чувствовали, когда у них болело горло, не дышал нос, был сильный кашель, высокая температура. Вместе выясняем причины их заболевания. Далее сообщаю детям элементарные сведения об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах, о значении профилактики: закаливании, дыхательной гимнастики, воздушных и солнечных ванн, массажа. Обучаю детей дыхательной гимнастики по методу А. Н. Стрельниковой. Каждое утро выполняем с ними эти несложные упражнения, сопровождающие правильным дыханием, которые способствуют развитию и укреплению органов дыхания у детей. Для развития правильного дыхания использую и различные игровые упражнения, такие как «Задувание свечи», «Надуй шарик», «Сдуй перышко», «Как шипит змея?», «Как шумит вода?», пускание мыльных пузырей. На прогулке, особенно в холодное время года, напоминаю детям, чтобы они дышали носом. Обучаю их приемам самомассажа, который снимает заложенность носа и облегчает дыхание во время сна.
1.5. Объясняю детям, что кожа – это наша первая одежда, которая защищает нас от холода и жары, а также защищает наш организм от микробов и различных повреждений. Предлагаю детям рассмотреть внимательно свою кожу на руках, какая она. Выясняем вместе, как кожа может заболеть (ссадины, занозы, раны, мозоли, болезни типа чесотки и лишая, обмораживание и ожоги, и т. д.) и что нужно делать, чтобы иметь здоровую кожу. В - первую очередь, это, конечно, соблюдение личной гигиены: мыться в бане не реже одного раза в неделю, носить чистую, отвечающую гигиеническим требованиям, одежду и обувь; мыть руки с мылом; перед сном – мыть ноги; стричь ногти, следить за чистотой волос. Эта работа постоянно ведется в процессе режимных моментов, утреннего приема детей, укладывания. Во-вторых, необходимо соблюдать правила безопасности во время подвижных игр, взаимодействии с предметами, представляющими опасность. Читаем «Мойдодыр» К. И. Чуковского.
1.6. Скоро мои воспитанники станут школьниками, им придется много читать, писать, т. е. напрягать свое зрение. И поэтому я рассказываю детям в доступной форме, как устроен орган зрения и какие правила надо выполнять, чтобы сберечь здоровые глазки. Для этого я предлагаю детям рассмотреть схему глаза, и объясняю, как он устроен. С помощью закрытых глаз дети приходят к выводу, как плохо быть слепыми и как важно им знать, почему же у людей портится зрение. Для этого, использую игровой прием «Орел и крот»: рисунки предметов, которые вредны, помещаем напротив крота (острые предметы, телевизор, яркий свет солнца, игры в песке, которые полезны – напротив орла (зарядка для глаз, вода, продукты – молоко, яйца, творог, морковь, яблоки). В конце занятия доктор Айболит вместе с детьми выясняет, как сберечь здоровье глаз: не играть острыми предметами, не кидаться во время игр песком, не смотреть на яркий свет, не смотреть близко, долго и в темноте телевизор, не рассматривать слишком близко предметы, не читать лежа, не заниматься при плохом освещении, важно, чтобы свет падал слева, если глаза устали, надо их умыть холодной водой, выполнять зарядку для глаз, кушать морковь и другие продукты питания, содержащие витамин А.
Во время рисования и рассматривания книг, напоминаю эти правила. Также в свободное время играем с детьми в игры «Жмурки», «Найди меня по голосу», «Определи на ощупь», «Пошли, пошли, пошли…».
1.7. Объясняю детям на наглядном материале, почему мы слышим, как плохо быть глухим (прием с закрыванием ушей). Знакомлю с правилами гигиены слуха: беречь от шума и инфекций, не ковырять в ушах острыми предметами, мыть уши каждый день. Играю с детьми в игры «Глухой телефон», «Узнай по голосу».
1.8. С помощью схемы нервной системы человека, объясняю, что головной мозг как «компьютер» управляет всем нашим организмом. И чтобы этот «компьютер» не сломался, надо его беречь. А как это сделать? Самое главное: нельзя нервничать, ссориться, драться. Во время игровой деятельности учу детей договариваться, играть дружно, не нарушать правил игры, чтобы не было конфликтов. Беседуя с детьми на тему «Кто чего боится?», стараюсь убедить их, что это не так уж и страшно. С помощью плаката «Как ты себя чувствуешь?» выясняем с детьми, какие эмоциональные состояния вредны, а какие полезны. Чтобы не травмировать психику детей, в группе стараюсь создать спокойную обстановку, каждого ребенка окружить заботой и вниманием. Для профилактики неврозов, провожу с детьми приемы релаксации (нервно-мышечного расслабления, такие как «Поза покоя», «Отдыхают пальчики», «Любопытная Варвара», «Волшебный сон», «Кулачок»; медитации (наблюдение за аквариумными рыбками, плывущими облаками, гладью воды, падающими снежинками); денстерапии (просто танец); играю с детьми в игры «Смешинка» и «Остров слез».
1.9. Провожу итоговые занятие «Как беречь здоровье?», на котором дети демонстрируют свои знания о своем организме. Здесь я использую игру «Ромашка»: дети отрывают лепестки с вопросами и отвечая на них, зарабатывают фишки, которые определяют победителей игры. Победителям вручаются медали с надписью «Береги свое здоровье!».
2. Объясняю детям, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми. Рассказываю, какие узкие специалисты, что лечат. Организую игры «Поликлиника», «Кому, что нужно для работы?». Рассказываю, что не следует бояться врачей, как правильно объяснить ему что беспокоит.
3. Сообщаю детям элементарные сведения о лекарствах, о том, какую пользу они приносят, как помогают бороться с микробами, проникшими в организм. Объясняю, что лекарства – это не игрушка: их нужно принимать только по назначению врача и под присмотром взрослых. Также знакомлю детей на наглядном материале с витаминами, чем они полезны и в каких продуктах питания содержатся.
4. Знакомлю детей с правилами первой помощи при травмах: порезах, царапинах, ссадинах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попаданием соринки в глаз, при солнечном ударе. Использую рассказ И. Овчинникова «Оказание 1 помощи» с иллюстрациями. Для закрепления организую игры по оказанию первой помощи друг другу, игрушкам, куклам, а также рассказы детей из личного опыта.
Работа с родителями.
Большую работу по теме «Здоровье ребенка» провожу и с родителями. В родительском уголке оформлен настенно-тематический материал «Здоровая семья – здоровый ребенок», «В здоровом теле – здоровый дух». В библиотечке для родителей» имеется литература на тему «Воспитание здорового ребенка». В рубрике «Наши занятия» знакомлю родителей чему научились, и что нового узнали на занятиях, в том числе на физкультурных и по ОБЖ. В уголке здоровья родители постоянно могут увидеть содержание профилактических мероприятий при том или ином заболевании, новые рецепты и эликсиры здоровья из журналов «Здоровье» и «Айболит». Регулярно провожу собрания, конференции и консультации для родителей на тему «Здоровый образ жизни – в каждую семью», «Здоровье детей в наших руках», «Чем заняться в выходной?» и т. д. Родители с большим удовольствием принимают участие в днях здоровья «Как хорошо здоровым быть!», «Даешь здоровье!», в спортивных праздниках и физкультурных досугах: «Не болеем никогда!», «Здравствуй, Спортландия!», «Веселые старты» и др. В папке- передвижке «Как стать Неболейкой?» даю конкретные советы по вопросам сохранения здоровья детей.
Используемая литература: Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р., Программа для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Журнал «ОБЖ», сентябрь 1999 г.