Мария Белогорцева
Проект «Дети-волонтеры. Дорога добра»
ПРОЕКТ «ДОРОГА ДОБРА»
Цели проекта :
Для взрослых: заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.
Публикация «Проект „Дети-волонтеры, Дорога добра“» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2022
Для детей: узнать: Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться или потому что остаются одни без родителей? Может у них нет друзей? Как мы можем им помочь полюбить детский сад? и др.
Предполагаемый результат: развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев, формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Вид проекта : практико-ориентированный, творческий, индивидуально-развивающий, информационно – просветительский.
Срок реализации: 2020-2021 год.
Основные направления: пропаганда здорового образа жизни, привитие культурно — гигиенических навыков, игровая деятельность, трудовая деятельность, театрализованная деятельность.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
• Дети научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
• Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
• При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и будут обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
• Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе позитивную атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей;
• Расширит представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов, родителей воспитанников;
• Приобщит детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
• Сформирует у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
• Проект позволит привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
• Обеспечит преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы и дети 2-ой младшей группы, родители воспитанников.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта :
- подбор методической и художественной литературы;
- оформление материала о волонтерском движении на сайте МБДОУ.
- дидактические игры;
- подбор мультфильмов и познавательных фильмов;
- выставка книг, рисунков, фотовыставка совместной деятельности родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта :
- заинтересованность родителей и детей;
- методические разработки.
Актуальность проекта : Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. В целевых ориентирах федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования прописано что, на этапе завершения дошкольного образования ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6.) Поэтому сегодня как никогда актуален вопрос как способствовать позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность. Этот вопрос мы решили с помощью создания проекта «Дорога добра». Идея которого заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения.
Задачи:
• Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность;
• Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитание нравственных качеств детей (доброта, взаимопомощь, отзывчивость, самостоятельности, ответственности, навыков общения в разновозрастном коллективе;
• Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей;
• Создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших детей к младшим;
• Создать возможность родителям приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;
• Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада и родителей детского сада;
• Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
• Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;
Участники проекта : педагоги, родители, дети подготовительной группы и дети 2-ой младшей групп (3 – 7 лет).
Этапы проекта :
Подготовительный этап
- обсуждение и утверждение проекта. Рассмотрение актуальности проекта. Составление плана работы.
- Проведение общего родительского собрания "Растим волонтера, патриота Родины", посвященного вопросам духовно -нравственно воспитания детей, волонтерской деятельности.
-Знакомство родителей с Положением о проектной деятельности ДОУ
Практический этап
- Посещение детьми подготовительной группы детей 2-ой младшей группы два раза в неделю с целью:
Помощь в одевании на прогулку.
Обучение новым играм (настольным, подвижным, сюжетно-ролевым). Атрибуты для которых создают сами дети подготовительной группы.
Показ спектаклей и обучающих презентаций, созданных детьми подготовительной группы.
Организация развлечений детьми подготовительной группы для детей младшей группы и для родителей ( темы: день Матери, Новый год, Рождество, день защитника Отечества, 8 марта, день Космонавтики, 9 мая).
- Консультация для родителей: «Разнообразные формы и методы по воспитанию волонтерства» Оформление родительского уголка. Проведение родительского собрания с презентацией «Волонтерское движение в детском саду»
- посещение выставок посвященным героям ВОВ.
План мероприятий:
сентябрь – май: создание альбома: «Кладезь народной мудрости - пословицы и поговорки о доброте, зле и взаимопомощи»
сентябрь: организация работы волонтерского движения; просмотр видеороликов «Волонтерское движение»; Оказание помощи при одевании на прогулку детям 2-ой младшей группы;
октябрь: беседа на тему: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Легко ли быть добрым?», «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро»; акция ко дню пожилого человека «Поделись своею добротой», изготовление подарков к празднику «День пожилого человека»; Оказание помощи при одевании на прогулку детям 2-ой младшей группы;
ноябрь: добровольческая акция «Марафон добрых дел»; обучающие занятия с волонтерами; дидактические игры: «Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы», «Хорошо-плохо», «Давайте познакомимся», «Опасные ситуации»; дети – волонтеры в гостях у малышей «Правила поведения в детском саду»; оказание помощи в расчистке снега на участке группы; выпуск листовок «Внимание, пешеход!», «Внимание, водитель!»; оказание помощи при одевании на прогулку детям п 2-ой младшей группы;
декабрь: акция: дети – волонтеры в гостях у малышей с показом сказки «Петушок и бобовое зернышко»; помощь в украшении ёлочки малышам группы «Жемчужина»; подарки для малышей (снежинки) : чтение стихов к празднику; акция «Накормите птиц зимой»; чтение художественной литературы: В. Осеева: «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово». Л. Кон – «Друг», Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья»; акция «Каждой птичке – свой домик!» оказание помощи при одевании на прогулку детям 2-ой младшей группы;
январь: «день радостной встречи со сказкой» (театрализованное представление «Рождественская звезда»); организация подвижных игр с малышами (салочки, у медведя во бору); показ кукольного театра; оказание помощи при одевании на прогулку детям 2-ой младшей группы;
февраль: организация игровой деятельности с детьми разного возраста (сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Супер-маркет» и т. д. на выбор). Театрализация сказки «Теремок»; слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А. ; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М. ; участие в неделе, посвященной защитникам Отечества; «Будь здоров!» - воспитывать потребность здорового образа жизни; организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках); оказание помощи при одевании на прогулку детям 2-ой младшей группы;
Март: «Неделя добрых дел» помогать малышам одеваться на прогулку, убирать игрушки на место, поддерживать чистоту на игровом участке, организовывать совместные игры на улице; «День искусства» Организация деятельности детей: лепка, рисование, аппликация; чтение сказок: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын», С. Маршак – «Ежели вы вежливы»; театрализованное представление «Лесное приключение»; «Не хворай, дружок!» - воспитывать потребность здорового образа жизни; акция «Знаем, как помочь в проведении занятий»; «Посажу цветочек маме» - воспитание трудолюбия; оказание помощи при одевании на прогулку детям 2-ой младшей группы;
Апрель: изготовление плакатов: «Мы здоровье бережем»; оказание помощи в организации игр с детьми младшей группы; совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца; акция «Ветеран живет рядом» (помощь ветеранам труда – пенсионерам, бывшим работникам ДОУ); Детские рисунки «Маленькие обитатели нашей планеты»; «Делу – время, потехе – час» - воспитание трудолюбия; разучивание стихов с малышами о весне, птицах, природе; тимуровская операция «Волонтеры, вперед» (помощь пожилым одиноким людям, инвалидам); оказание помощи при одевании на прогулку детям 2-ой младшей группы;
Май: организация и проведение акции «Георгиевская ленточка»; акция: «Подарок ветерану» изготовление с детьми подарков; «Умеешь сам – научи другого» - воспитание трудолюбия; оказание помощи при уборке на участке во 2-ой младшей группе;
Июнь: конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!»; «Братья наши меньшие» - учить детей бережно относиться к природе; театрализованное представление «Как муравьишка домой спешил»; изготовоение совместно с родителями атрибутов для летних прогулок (шатер, ветряные мельницы и т. д.); ; оказание помощи при уборке на участке во 2-ой младшей группе;
Июль: «Веселые старты» - воспитывать потребность здорового образа жизни; «Добрые дела» - воспитание трудолюбия (помощь в уходе и поливе клумб, уборке участка); театрализованное представление «Кот и лиса»; ; оказание помощи при уборке на участке во 2-ой младшей группе;
Август: Акция «Уроки природы» «Добрые эльфы» - доброжелательное отношение к окружающим людям; "Радуга добрых дел"- воспитание трудолюбия; театрализованное представление «Лиса и Журавль»; «Быть здоровым – здорово!» - воспитывать потребность здорового образа жизни; оказание помощи при уборке на участке во 2-ой младшей группе;
С родителями
Сентябрь-август: облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту»; помощь детскому саду книгами, игрушками, пособиями для разных видов деятельности; фото - выставка «День здоровья в моей семье»; конкурс плакатов “Мы и наше здоровье”
Участие в акциях
• «Дари добро»
• «Марафон добрых дел»
• «Посади дерево»
• «День защиты детей»
Педагогический коллектив наметил следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети - волонтеры» в нашем дошкольном учреждении:
1. Создание бригады волонтеры- родители.
2. Включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.
Д. С. Лихачев в своей книги «Письма о добром и прекрасном» писал: «Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране… Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист».
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.