МААМ-картинки

Проект «Деньги-помощники» для детей 5–6 лет

Анна Петришенко
Проект «Деньги-помощники» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Информационная карта проекта.

Наименование

проекта Финансовая грамотность дошкольников «Деньги-помощники»

информационно- практико- ориентированный

(для детей 5-6лет)

Вид проекта Долгосрочный (сентябрь 2021-май 2022г.)

Основание для разработки проекта

-Закон РФ «Об образовании»;

-«Конвенция о правах ребёнка»;

- Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.

Цель разработки проекта Создание условий для финансового просвещения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

1. Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

2. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

3. Совершенствовать коммуникативные качества детей;

4. Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

5. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Новизна проекта Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками.

Сроки реализации проекта 1 год

Этапы реализации проекта

1. Этап (подготовительный) – совместно с родителями:

- изучение методической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта;

- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовая грамотность дошкольника»;

- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;

- создание предметно-развивающей среды по теме.

2. Этап (Практический)

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми и их родителями:

- изготовление пособий, авторских игр и атрибутов для для занятий по теме проекта;

-изготовление раздаточного материала в соответствии с темой проекта;

- чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество;

- решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3. Этап (Заключительный)

Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры

Участники проекта Дети, родители, педагоги ДОУ.

Место реализации проекта МАДОУ №188

Разработчики проекта А. Е. Петришенко

Руководитель проекта С. Л. Кайкова

Ожидаемые результаты

1. Дети приобретут первичный финансовый опыт, научатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

2. Родители получат дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

3. Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

Актуальность данной работы

Формирование личных и профессиональных компетенций

педагогов дошкольных образовательных организаций

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих

аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы

общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей

жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области

формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая

грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая

так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение

писать и читать. 25 сентября 2017 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Это первый стратегический документ подобного масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, который обеспечит координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками – Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес- сообществом, педагогическим сообществом.

Проблема:

У детей старшего дошкольного возраста нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях

Причина: Работа по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста не включена в образовательные обрасти программ ДО; отсутствие программы и методических материалов по данному направлению работы; только 3 из 10 родителей поднимают вопросы связанные с деньгами, расходами и инвестициями в семейном кругу, у большинства семей нет накоплений, предположительно ввиду отсутствия навыков планирования семейного бюджета

Цель: сформировать основы финансовой грамотности и экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги;

- дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основным и финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений, способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово-экономического мышления;

- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;

- содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

В процессе формирования и развития личности ребенка обучение и воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания – важнейшее условие эффективности образовательной деятельности. Поэтому при организации образовательной деятельности обязательно должны ставиться воспитательные задачи.

Среди основных воспитательных задач можно выделить:

- стимулирование интереса к изучению мира финансов;

- активизация коммуникативной деятельности детей;

- формирование у детей положительной мотивации к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью; - повышение ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни; - воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестного отношения к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;

- воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации;

- воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;

- побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Методы реализации проекта:

-игровые (деловые и сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);

-словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и

обсуждение художественной литературы, пояснение и др.)

-наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов,

плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

-практические (исследование, моделированиеи др.)

Формы проведения:

-групповые занятия

- индивидуальная работа

- совместная деятельность

Результаты:

В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.

1. По завершению проектных мероприятий

1.1. Дети могут:

• активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

• использовать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

1.2. Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей;

1.3. Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

этапы реализации проекта:

Раздел Формы работы Продукт

Подготовительный составление плана работы, подготовка практического материала, наглядно-дидактических пособий,

информации для родителей; Конспекты игр;

консультации;

наглядно-иллюстрированный материал;

дидактические игры.

Основной (Практический) Проведение образовательной деятельности мероприятия;

наполнение центра сюжетно-ролевой игры; наполнение дидактическими играми предметно - развивающей среды

Заключительный

Проведение итогового мероприятия самоанализ

Работа строится в пяти направлениях, связанных между собой задачами и содержанием:

«Труд. Профессии»

«Потребности и возможности»

«Деньги»

«Предпринимательство»

«Финансовые возможности».

Ресурсное обеспечение:

• реальные деньги: бумажные, железные;

• ноутбук;

• экран;

• проектор;

• атрибуты к сюжетно-ролевым играм;

• дидактические игры

• настольные игры

• демонстрационные карточки и пособия

• мультипликационные фильмы по теме

• книги и сказки

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель. Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития.

На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:

- Кто и как зарабатывает деньги в семье.

- Как формируется семейный бюджет.

- Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все

необходимое.

- Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для

последующих покупок.

- Как научиться экономить деньги.

Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

Модернизация развивающей предметно-пространственной среды

Возможности РППС обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности. Предметно-пространственная экономическая среда включает предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны:

• информационную (произведения художественной литературы

экономического содержания);

• занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки,

экономические задачи, ребусы и др.);

• деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для

организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа»,

«Рекламное агентство» и др.).

РППС по финансовой грамотности:

• деньги, нарисованные детьми;

• картотека загадок;

• книги художественные и научно-популярные, комиксы;

• аудиотека;

• альбом: пословицы и поговорки в картинках;

• медиатека из презентаций;

• медиатека интерактивных игр;

• медиатека мультфильмов;

• альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях;

• карточки о профессиях;

• дидактические игры;

• кроссворды;

• ребусы;

• лабиринты тематические;

• игры-путешествия;

• банковские карты;

• ненастоящие деньги;

• банкомат;

• металлические устаревшие деньги;

• альбом «Эволюция денег»;

• атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по финансовой грамотности «Что можно купить за деньги, что нельзя купить» для детей старшего возрастаДидактическая игра по финансовой грамотности «Что можно купить за деньги, что нельзя купить» для детей старшего возраста Цель:Формировать у детей экономические представления о торгово- денежных отношениях. Развивать логическое мышление, наблюдательность,.

Рекомендации для родителей по финансовой грамотности «Деньги — помощники» во второй младшей группеРекомендации для родителей по финансовой грамотности «Деньги — помощники» во второй младшей группе Елена Леонтьева Фотоотчёт по финансовой грамотности «Деньги — помощники» во второй младшей группе Цель и задачи: расширение представления.

Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги. Доход и расход» для детей разновозрастной группыКонспект занятия по финансовой грамотности «Деньги. Доход и расход» для детей разновозрастной группы Цель: Создание условий для развития познавательного интереса и формирования основ финансовой грамотности. Задачи: - Развивать познавательный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Деньги-помощники» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 30 ноября 2024 в 12:08
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Деньги-помощники» для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Анна Петришенко (УИ 305203) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД