Анна Петришенко
Проект «Деньги-помощники» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта.
Наименование
проекта Финансовая грамотность дошкольников «Деньги-помощники»
информационно- практико- ориентированный
(для детей 5-6лет)
Вид проекта Долгосрочный (сентябрь 2021-май 2022г.)
Основание для разработки проекта
-Закон РФ «Об образовании»;
-«Конвенция о правах ребёнка»;
- Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.
Цель разработки проекта Создание условий для финансового просвещения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
1. Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
2. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
3. Совершенствовать коммуникативные качества детей;
4. Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
5. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Новизна проекта Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками.
Сроки реализации проекта 1 год
Этапы реализации проекта
1. Этап (подготовительный) – совместно с родителями:
- изучение методической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта;
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовая грамотность дошкольника»;
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
- создание предметно-развивающей среды по теме.
2. Этап (Практический)
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми и их родителями:
- изготовление пособий, авторских игр и атрибутов для для занятий по теме проекта;
-изготовление раздаточного материала в соответствии с темой проекта;
- чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество;
- решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3. Этап (Заключительный)
Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры
Участники проекта Дети, родители, педагоги ДОУ.
Место реализации проекта МАДОУ №188
Разработчики проекта А. Е. Петришенко
Руководитель проекта С. Л. Кайкова
Ожидаемые результаты
1. Дети приобретут первичный финансовый опыт, научатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
2. Родители получат дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
3. Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Актуальность данной работы
Формирование личных и профессиональных компетенций
педагогов дошкольных образовательных организаций
В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих
аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы
общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей
жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области
формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая
грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая
так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение
писать и читать. 25 сентября 2017 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Это первый стратегический документ подобного масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, который обеспечит координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками – Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес- сообществом, педагогическим сообществом.
Проблема:
У детей старшего дошкольного возраста нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях
Причина: Работа по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста не включена в образовательные обрасти программ ДО; отсутствие программы и методических материалов по данному направлению работы; только 3 из 10 родителей поднимают вопросы связанные с деньгами, расходами и инвестициями в семейном кругу, у большинства семей нет накоплений, предположительно ввиду отсутствия навыков планирования семейного бюджета
Цель: сформировать основы финансовой грамотности и экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги;
- дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основным и финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений, способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово-экономического мышления;
- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
- содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
В процессе формирования и развития личности ребенка обучение и воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания – важнейшее условие эффективности образовательной деятельности. Поэтому при организации образовательной деятельности обязательно должны ставиться воспитательные задачи.
Среди основных воспитательных задач можно выделить:
- стимулирование интереса к изучению мира финансов;
- активизация коммуникативной деятельности детей;
- формирование у детей положительной мотивации к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью; - повышение ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни; - воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестного отношения к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;
- воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации;
- воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
- побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
Методы реализации проекта:
-игровые (деловые и сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
-словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и
обсуждение художественной литературы, пояснение и др.)
-наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов,
плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
-практические (исследование, моделированиеи др.)
Формы проведения:
-групповые занятия
- индивидуальная работа
- совместная деятельность
Результаты:
В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.
1. По завершению проектных мероприятий
1.1. Дети могут:
• активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
• использовать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
1.2. Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей;
1.3. Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
этапы реализации проекта:
Раздел Формы работы Продукт
Подготовительный составление плана работы, подготовка практического материала, наглядно-дидактических пособий,
информации для родителей; Конспекты игр;
консультации;
наглядно-иллюстрированный материал;
дидактические игры.
Основной (Практический) Проведение образовательной деятельности мероприятия;
наполнение центра сюжетно-ролевой игры; наполнение дидактическими играми предметно - развивающей среды
Заключительный
Проведение итогового мероприятия самоанализ
Работа строится в пяти направлениях, связанных между собой задачами и содержанием:
«Труд. Профессии»
«Потребности и возможности»
«Деньги»
«Предпринимательство»
«Финансовые возможности».
Ресурсное обеспечение:
• реальные деньги: бумажные, железные;
• ноутбук;
• экран;
• проектор;
• атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
• дидактические игры
• настольные игры
• демонстрационные карточки и пособия
• мультипликационные фильмы по теме
• книги и сказки
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель. Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития.
На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:
- Кто и как зарабатывает деньги в семье.
- Как формируется семейный бюджет.
- Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все
необходимое.
- Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для
последующих покупок.
- Как научиться экономить деньги.
Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
Модернизация развивающей предметно-пространственной среды
Возможности РППС обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности. Предметно-пространственная экономическая среда включает предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны:
• информационную (произведения художественной литературы
экономического содержания);
• занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки,
экономические задачи, ребусы и др.);
• деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для
организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа»,
«Рекламное агентство» и др.).
РППС по финансовой грамотности:
• деньги, нарисованные детьми;
• картотека загадок;
• книги художественные и научно-популярные, комиксы;
• аудиотека;
• альбом: пословицы и поговорки в картинках;
• медиатека из презентаций;
• медиатека интерактивных игр;
• медиатека мультфильмов;
• альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях;
• карточки о профессиях;
• дидактические игры;
• кроссворды;
• ребусы;
• лабиринты тематические;
• игры-путешествия;
• банковские карты;
• ненастоящие деньги;
• банкомат;
• металлические устаревшие деньги;
• альбом «Эволюция денег»;
• атрибуты для сюжетно-ролевых игр.