Анна Раздорских
Проект «Цветные нотки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Цветные нотки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детcкий сад №98»
Творческий проект
Использование цветной системы в обучении детей основам нотной грамоты для детей старшего дошкольного возраста
Составитель:
Музыкальный руководитель:
Раздорских А. М.
Каменск-Уральский
2020 г.
Тип проекта : творческий
Вид проекта : краткосрочный.
Срок: сентябрь 2020 года - декабрь 2020 года.
Возраст детей: 5-7 лет.
Публикация «Проект „Цветные нотки“» размещена в разделах
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Участники проекта : музыкальный руководитель, дети, педагоги.
Краткое описание проекта : Проект направлен на развитие ритмических и исполнительских навыков у детей старшего дошкольного возраста. В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают названия нот, ритмические рисунки. Совершенствуют навыки игры на детских музыкальных инструментах. Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. Проект способствует усвоению понятий: движение мелодии. длительность звука. на основании которых можно уже строить понятия музыкальная фраза. акцент, регистр.
Актуальность проекта : Музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления. В дошкольном возрасте формируется музыкальный слух и музыкальная память. Закладывается фундамент эстетической культуры для развития, которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных. Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки — с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот. Детям при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу.
Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал — один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, детям проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Причем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария. В результате ребенок просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака. Когда мы изучаем ноты с детьми в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.
Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации.
Цветные ноты — это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!
Противоречие: Несмотря на то, что с детьми проводится работа по развитию ритмического слуха: музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, дети затрудняются при игре на музыкальных инструментах и других видах деятельности, связанных с ритмическим и звуковысотным слухом.
Проблема: не достаточное развитие ритмических навыков
Цель: Формирование у детей ритмического слуха через обучение основам нотной грамоты.
Задачи:
1. Овладеть теоретическими знаниями о музыке: названия нот, расположение на нотном стане
2. Развивать музыкально-ритмический слух, музыкальную память, внимание, воображение, мышление.
3. Повысить умение играть на детских музыкальных инструментах
Предполагаемый результат:
1. Знают названия нот в соответствии с цветом.
2. Играют на музыкальных инструментах простые мелодии по схемам-картинкам.
3. Проявляют творчество, воображение во время музыкальной деятельности.
4. Воспроизводят ритм по схемам-картинкам
Обеспечение проектной деятельности.
1. Методические:
– подбор видео и аудио материала
– наглядные пособия
– музыкально-дидактические игры
2. Материально – технические:
– синтезатор
– музыкальный центр
– ноутбук
– мультимедиа
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап:
– Срок: сентябрь 2020г.
– Содержание:
диагностика детей по определению ритмических способностей
подбор упражнений, песенок для музицирования
перспективное планирование деятельности по работе с наглядным материалом
создание наглядности, карточек, музыкально – дидактических игр
2. Основной этап
– Задача: Способствовать формированию творческих основ личности ребенка в совместной и самостоятельной деятельности посредством музыки.
– Срок: ноябрь 2020г. – декабрь 2020г.
– Содержание: Взаимодействие с детьми:
разучивание названий нот в соответствии с цветом
музыкально-дидактические игры
пальчиковые игры
слушание и обсуждение детской музыки
игра на детских музыкальных инструментах
совместное построение ритмических рисунков
беседы о видах звуков и их различиях
инвидидуальная творческая деятельность детей
3. Заключительный этап:
– Задачи: Представить результаты реализации проекта.
– Срок: Январь 2021 г.
– Содержание:
презентация проекта на городском мероприятии
мониторинг детей
участие детей в празднике (игра на детских музыкальных инструментах)
Приложение:
Музыкально-дидактические игры с разноцветными кубиками :
1. Найди пару.
Перед детьми лежат кубики разных цветов. Дети на металлофоне должны найти такой же цвет, и назвать нотку, которой соответствует этот цвет.
2. Юный композитор
Детям предлагается сочинить свою мелодию. Надо выложить мелодию из кубиков, проговаривая названия нот, соответствующих этому цвету. Следующий ребенок должен сыграть эту мелодию на металлофоне
3. Длинные и короткие звуки
Перед детьми лежат кубики разных цветов и разных размеров. Большой кубик равен четверти, маленький кубик – восьмая.
Дети из этих кубиков выкладывают ритмические рисунки. Остальные ребята прохлопывают ритмический рисунок. Когда дети выкладывают кубики – называют название ноты, соответствующей этому цвету
4. Веселый домик
Металлофон разворачиваем поперек, превращая его в высокий домик. Этажи – это звуки. Детям нужно по звучанию угадать, на каком этаже живет нотка – на нижнем или на верхнем.
Музыкально-дидактические игры с использованием карточек-схем
1. Угадай нотку
Детям на слайде предлагается угадать в соответствии с цветом, какая нотка изображена на слайде и зачем сыграть ее на металлофоне
2. Ритмические загадки
Перед детьми разложены карточки схемы обратной стороной. Ребенку необходимо выбрать одну из них, и прохлопать изображенный ритм.
3. Поиграем песенки
Перед детьми на слайде показаны разные не сложные мелодии, изображенные с помощью цветных ноток. Ребенок должен воспроизвести мелодию на металлофоне
4. Веселые ложки
Игра так же направлена на усвоение ритмических рисунков и их воспроизведения. Перед детьми на карточках схемах изображен ритмический рисунок. Нужно повторить его, используя музыкальные ложки
5. Дружные песенки
Детям на группу раздаются пустые схемы с ритмическими рисунками. Во время игровой деятельности в группе дети раскрашивают эти карточки в соответствии с цветом нот. Все мелодии рисуются по желанию и фантазии ребенка. Затем вместе с музыкальным руководителем дети играют свои сочиненные мелодии.