наталья меньшикова
Проект «Чувственное восприятие окружающего мира» (I часть)
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №394», г. Перми
ПРОЕКТ на тему «Чувственное восприятие окружающего мира»
Разработала воспитатель Меньшикова Н. Г.
2014г.
Паспорт проекта.
Название проекта : «Чувственное восприятие окружающего мира»
Тип проекта : образовательный.
Участники проекта : воспитатели группы, психолог ДОУ, родители.
Публикация «Проект „Чувственное восприятие окружающего мира“ (I часть)» размещена в разделах
Целевая группа: дети 4 – 5 лет (ср. гр.)
Масштаб: долгосрочный (1 год).
Основание для разработки проекта.
Актуальность темы.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия, его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине, и др. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Важную роль в развитии восприятия и формировании представлений о свойствах предметов играют сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов (цвета спектра, геометрические фигуры, метрическая система мер, вкусовые характеристики, звуковысотный ряд и фонемы родного языка, и др.) Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Научно доказано, что одним из эффективных методов сенсорного воспитания являются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях.
Игра, как сказал В. А. Сухомлинский – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Сенсорное развитие является одной из главных задач в формировании всесторонне развитой личности дошкольника и включено в программу ДОУ «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Веракса, в образовательную область «Познание». На протяжении всего дошкольного периода «Сенсорное развитие» решает следующие задачи: -знакомство с цветом, с формой, величиной и с их свойствами с опорой на сенсорные эталоны, с последующим закреплением в старших группах;- развитие умения воспринимать звучащие звуки, как речевые, так и звуки природы, предметов; -совершенствование восприятия детей путем активного использования всех органов чувств; обогащение чувственного опыта на протяжении всего дошкольного периода; -развитие и совершенствование умения сравнивать предметы, отождествлять, устанавливать их сходства и различия, умения группировать, классифицировать, выделять лишнее; - развитие и дальнейшее совершенствование умения обследовать предмет руками, развитие мелкой моторики пальцев и глазомера; - развитие речи.
Прошедшая в ДОУ проверка развивающей среды на предмет «Дидактические игры и пособия», показала, что все группы детского сада оснащены разнообразными развивающими материалами посредством которых и происходит решение основных задач сенсорного развития дошкольников.
Однако, были выявлены и противоречия:
между созданной предметной средой и ее недостаточно систематизированным обеспечением (т. е. имеющаяся развивающая среда ДОУ достаточно насыщена дидактическими играми и пособиями, которые, в основном способствуют усвоению сенсорных эталонов цвета, формы, величины; но в развивающей среде групп полностью отсутствуют развивающие материалы, которые были бы направлены на усвоение эталонов вкуса, слуха, запаха, ощущений, и др.); а также, между необходимостью формирования и развития у детей дошкольного возраста сенсорных способностей средствами дидактических игр в ДОУ и семье и отсутствием взаимодействия по данному вопросу (результаты анкетирования в приложении).
Проблема.
Отсюда вытекает важная проблема: созданная развивающая среда групп ДОУ успешно способствует усвоению сенсорных эталонов цвета, формы, величины; и не предоставляет полной возможности для совершенствования восприятия посредством использования всех органов чувств.
Данная проблема существует по нескольким причинам:
- недостаточный уровень осведомленности педагогов в данной области;
- отсутствие в продаже готовых дидактических игр и пособий, способствующих обогащению чувственного опыта детей;
- отсутствие целенаправленной работы по самостоятельному изготовлению недостающих дидактических игр и пособий педагогами групп;
- отсутствие взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам сенсорного развития.
Цель проекта : создание развивающей среды, обеспечивающей полноценное восприятие окружающей действительности, т. е. сенсорное развитие дошкольников.
Поставленную цель проекта предполагается решать через следующие задачи:
- изучить методическую литературу по теме «Сенсорное развитие»;
- подготовить перечень дидактических игр и пособий, направленных на решение развивающей задачи усвоения сенсорных эталонов вкуса, слуха, запаха, тактильных ощущений и зрения;
- изготовить и внедрить в систему работы ряд дидактических игр и пособий;
- провести анкетирование родителей на предмет осведомленности о сенсорном воспитании детей;
- разработать и провести родительское собрание на тему «Путешествие в страну Сенсорику»;
- привлечь родителей к изготовлению необходимых развивающих игр и дидактических пособий;
- показать мастер – классы для воспитателей, с целью знакомства с новыми развивающими играми.
Механизмы реализации проекта.
План мероприятий с детьми средней группы.
Название мероприятия с детьми Сроки проведения мероприятия Ответственный за мероприятие
1. Диагностика Январь 2014г. Воспитатели
2. Знакомство детей с зоной «Территория запахов» (мешочки с травами, коробочки со специями, ароматизированные чайные пакетики, парфюмированные флакончики, упаковки от мыла, и др.) Март 2014г. Воспитатель
3. Внедрение в пед. процесс развивающей игры «Ароматный мешочек» :- знакомство с развивающей игрой; - совместное с детьми проигрывание данной развивающей игры; - самостоятельное проигрывание игры детьми; - временное изъятие из деятельности. Март 2014г.
Март 2014г.
Апрель 2014 Воспитатель
4. Внедрение в пед. Процесс развивающей игры «Чаепитие» : - знакомство с игрой; - совместное с детьми проигрывание данной развивающей игры; - самостоятельное проигрывание игры детьми; - временное изъятие из деятельности. Апрель 2014г.
Апрель 2014г.
Апрель 2014г.
Май 2014г. Воспитатель
5. Внедрение в пед процесс развивающего упражнения «Чем пахнет обед?» : - знакомство с упражнением; - совместное выполнение упражнения. Январь 2014г. - Март 2014г. Воспитатель
6. Знакомство с сенсорным центром «Вода и песок» (материалы и оборудование). Познакомить с развивающей игрой «Что спрятано в песке?»
Последующее внедрение данной игры в пед. процесс: - совместное с детьми проигрывание игры; -самостоятельное проигрывание развивающей игры; - убрать игру.
Проведение опытов: «Разноцветная вода», «Прозрачность воды». Февраль 2014
Февраль 2014г.
Март 2014г. Воспитатель
7. Знакомство с центром «Тактильная стена» (оборудование) с последующим внедрением в пед. процесс: - совместное с детьми определение характера материалов; - самостоятельная работа детей с панно. Апрель 2014г. Воспитатель
8. Знакомство с оборудованием для ног «Тактильная дорожка» с последующим внедрением в пед. процесс: - использование развивающего оборудования детьми под контролем воспитателя; - самостоятельное использование развивающего оборудования детьми. Февраль 2014 Воспитатель
9. Представить детям настенное панно из разных видов ткани с последующим его внедрением в пед. процесс: - определение фактуры ткани детьми под контролем воспитателя; - самостоятельная деятельность детей с панно. Апрель 2014 Воспитатель
10. Познакомить с дидактической игрой «Угадай на вкус» с последующим ее внедрением в пед. процесс в совместной деятельности с воспитателем. Февраль 2014 Воспитатель
11. Познакомить с развивающей игрой «Невидимый полдник» с последующим ее внедрением в пед. процесс совместно с воспитателем. Май 2014 Воспитатель
12. Познакомить с дидактическим пособием «Звукарик – шумовик». Познакомить и внедрить в пед. процесс развивающую игру «Угадай,что шумит?» : - познакомить с игрой; - совместное с детьми проигрывание игры; - самостоятельная деятельность с игрой; - убрать игру на время. Апрель 2014 Воспитатель
13. Оборудовать на игровом участке клумбу «Грядка ароматов» (травы) с последующим ее использованием в пед процессе для развития обоняния у дошкольников. Май – июнь 2014 Воспитатель, дети
Предложенные мероприятия разработаны для детей 4 – 5 лет.
Рекомендации: использовать аналогичные развивающие игры и пособия для детей более старшего возраста, используя усложненный вариант. Вариант усложнения: использовать большее количество ароматов; усложненные ароматы с несколькими характеристиками; использовать большее количество вкусов с многочисленными характеристикам; проведение большего числа опытов с более сложной образовательной задачей, с использованием разнообразных материалов; изготовление тактильного панно с тканями более разнообразной фактуры; в игре «Звукарик – шумовик» использовать большее количество звуков, как речевых, так и неречевых, т. е. природных, более сложных по происхождению. В младшей группе, соответственно, весь объем предложенных мероприятий сводится к минимуму (1 – 2 вкуса, 1 – 2 аромата, 2 – 3 вида крупы, 1 – 2 самых простых опыта, самые простые ткани, более легкие воспринимаемые природные звуки и 2 -3 речевых звука).