Елена Чумакова
Проект «Чудо-водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к проекту :
«Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас»
Эрнст Легуве.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Хайо Банцхаф.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта особенно актуальным является использование деятельностно-ориентированных форм организации работы, так как развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в наибольшей степени доступно в этом направлении. Н. Н. Поддъяков в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая, по его мнению, является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Он считает, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».
Публикация «Проект „Чудо-водица“» размещена в разделах
Аннотация проекта :
Данный проект предназначен для воспитателей и воспитанников детских садов. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство воспитанников с физическими свойствами воды (вкус, цвет, запах) и с тем, как растворять различные вещества, проникать в различные поверхности.
Данный проект формирует грамотное отношение ребёнка к собственному здоровью, осознание того, что нужно жить в мире и согласии с природой, развивает наблюдательность, творческие способности, воспитывает бережное отношение к воде.
При проведении проекта с опорой на формирующее оценивание педагог помогает детям в развитии навыков мышления, формировании коммуникативных навыков, организует самостоятельные исследования. План оценивания в ходе проекта направлен на реализацию деятельностного подхода; в центре внимания - потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления и взаимное оценивание успешности в развитии.
Участники проекта :
В проекте участвуют воспитанники старшего дошкольного возраста, педагог и родители.
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : творческо-исследовательский.
По числу участников проекта : групповой (10-15 человек, все желающие).
По времени проведения: средней продолжительности (6 недель).
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Цель проекта :
Развитие интереса детей к опытно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта :
• Выявить свойства воды. Пар – лёгкий, воздушный, поднимается вверх, состоит из воды. Лёд – твёрдое состояние; плавает; тает; состоит из воды.
• Определить, что лёд тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находиться, а при закипании испаряется.
• Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании).
• Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
• Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования.
Вопросы диагностирования детей старшего дошкольного возраста:
1. Имеют представления о свойствах льда (тает, плавает, это замороженная вода и др.)
2. Имеют знание о том, почему лёд на реке белый.
3. Имеют представление о том, какой получится лёд, если заморозить разноцветную воду. Знания о том, что краска растворяется в воде.
4. Имеют представления о том, что вода при нагревании превращается в пар.
5. Имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть тёплой и холодной и т. д.).
Анализируя результаты диагностики, выявила, что высокого уровня знаний по вопросам темы проекта не имеет не один ребенок, так как все обследуемые дети показали низкий уровень по вопросу о том, что в состав воды входит кислород.
Ни один ребёнок не сказал, что лёд на реке белый, потому что замерзла белая вода, но предлагали свои варианты ответов (потому что сверху лежит снег, потому что зима и др.).
45% детей, что составляет 5 человек, показали средний уровень развития, так как дети затрудняются сделать причинно - следственные связи, установив какого цвета будет льдинка, если замораживать красную, синюю или другого цвета воду, а на вопрос как получить разноцветный лёд предлагали взять краски и раскрасить его.
55% детей (6 человек) имеют низкий уровень развития, так как эти дети не имеют представлений о свойствах воды и льда.
План реализации проекта «Волшебница - вода»
Подготовительный (начально-диагностический) этап
Срок: 1 неделя проектирования
№ Мероприятия Ответственные Ожидаемый результат
1 Разработка вопросов диагностирования Воспитатель Создание диагностического пакета.
3 Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта Воспитатель Выявление уровня знаний по теме проектирования.
4 Анализ результатов диагностики дошкольников Воспитатель Подтверждение актуальности реализации данного проекта
5 Составление плана основного (внедренческого) этапа проектирования
Воспитатель Разработана стратегия решения возникших проблем.
6 Составление конспектов совместной деятельности по темам «Лёд», «Разноцветные льдинки»,
«Пар», «Почему идёт снег»
7 Наблюдения и загадки:
«Почему идёт снег», «Откуда растут сосульки», «Почему над рекой туман»
Основной этап
Срок проведения: 4 недели
Совместная деятельность Задачи Участники Ожидаемый результат
Тема Мероприятия
Снег Наблюдение «Почему идёт снег?»
Мини – эксперимент
«Из снежинки в капельку» Выявить, что снег это тоже вода, при нагревании тает. Воспитатель - дети Дети в ходе наблюдения выясняют, что снег, как и дождь, падает из тучи и состоит из воды.
Отгадывание загадок о снеге и снежинках Закрепить знания детей о снеге и снежинках при помощи художественного слова Дети отгадывают загадки, вспоминая свойства снега и снежинок
Лёд Игра - – эксперимент «Замерзшая вода» Выявить, что лёд — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Воспитатель дети Дети безошибочно определяют, что лёд это твердое вещество.
Лёд состоит из воды и тает в тепле.
Игра – эксперимент «Тающий лёд» Определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.
Наблюдение
«Сосулька плакса» Выявить, что сосулька тоже лёд. Имеет те же свойства. Дети сравнивают свойства льда и сосульки и приходят к выводу, что они одинаковые.
Прозрачная вода Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). Называют некоторые свойства воды.
Разноцветные льдинки Играем с красками Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость. Понимание того, что при помешивании краска раствориться быстрее, чем произвольно
Окрашивание воды Помочь выявить свойства воды Понимание того, что вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.
Вода принимает форму Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита Понимают, что вода принимает форму того сосуда, в который налита.
Замораживание цветных льдинок Уточнить, что при замораживании цветной воды получаются цветные льдинки Не ошибаются в сопоставлении цвета воды и замороженной льдинки
Отгадывание загадок о льде и сосульках Закрепить полученные знания о льде и сосульках.
Кто живёт у нас в пруду Вода бывает тёплой, холодной, горячей Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной тем-пературы. В водоёмах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
Пар Игра – эксперимент «Пар» Воспитатель - дети
Беседа
«Почему над рекой туман, а на траве росинки»
Продукт Сочинение сказки
«Весёлые капельки -подружки» Учить сочинять сказки. Рисование иллюстраций.
Консультирование на тему
«Эксперименты дома» Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников. Родители Родители совместно с детьми организовывают опытно – экспериментальную деятельность в домашних условиях
Завершающий этап
Срок проведения: 1 неделя
№ Мероприятия Ответственные Ожидаемый результат
1 Фотовыставка «Лаборатория пингвина - Пина» по итогам реализованного проекта Воспитатель Презентация результатов проекта
2 Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта Воспитатель Выявление уровня знаний по теме проектирования.
3 Анализ результатов диагностики дошкольников Воспитатель Подтверждение актуальности реализации данного проекта
4 Создание книги сказки «Весёлые капельки - подружки» Воспитатель Представление сказки родителям и воспитателям ДОУ
Состав проектной группы :
Руководитель проекта - воспитатель – Чумакова Елена Алексеевна, дети старшей возрастной группы № 4, родители.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Воспитатель - организует совместную опытно – экспериментальную деятельность, консультирование родителей и оформление фотовыставки по итогам проекта.
Дети - участвуют в познавательной опытно – экспериментальной деятельности, фиксируют результаты опытов.
Родители совместно с детьми - проводят опыты и эксперименты в домашних условиях.
Этот проект значим для всех участников проекта :
Дети:
• Формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о свойствах воды и ее составе. Обогатился запас знаний о роли экспериментирования.
Педагоги:
• Продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольника.
Родители:
• Расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.