Валентина Самойленко
Проект «Чудесный мир народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально – личностного направления развития воспитанников
№ 19 «Ивушка» города Буденновска Буденновского района»
Тема проекта
«Чудесный мир народного творчества»
Музыкальный руководитель:
Самойленко В. В.
2023 г.
Пояснительная записка
«Мудрость предков – зеркало для потомков». К. Д. Ушинский.
Публикация «Проект „Чудесный мир народного творчества“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Проблема: недостаточный, поверхностный интерес к устному народному творчеству.
Актуальность.
Старинные песни и пляски, игры и сказки, пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, потешки и прибаутки, заклички и считалки… Вс это мы находим в удивительном и прекрасном мире народной мудростимире фольклора, который открывает нам Добро, Красоту и Радость окружающего мира, помогает понять, как много мы можем сделать, чтобы с каждым дн м самим становиться хоть чуточку лучше.
Исследователи народного искусства М. А. Некрасова, Н. П. Сакулина, Е. А., Е. А. Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, является одним из главных условий полноценного нравственно-эстетического воспитания и развития его художественно-творческих способностей.
Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры, мы пришли к выводу о необходимости приобщения дошкольников к живительному источнику народной мудрости через фольклор.
Таким образом, обогащающая роль традиционной народной культуры должна найти отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения России. Мы должны помнить, что без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего.
Возраст детей 5-8 лет является наиболее сензитивным периодом для накопления и развития творческого и личностного потенциала.
Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии дошкольников. Главное сделать вхождение в мир фольклора желанным, интересным и занимательным.
В связи с этим разработан проект «Чудесный мир народного творчества», который позволит ребенку ближе познакомиться с истоками русской народной культуры.
Гипотеза. Развитие творческих способностей детей посредством фольклора будет эффективным при следующих условиях:
– учет возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;
– системность, последовательность и целенаправленное использование фольклорного материала в образовательном процессе;
– создание комфортных психолого-педагогических условий,
способствующих формированию творческих способностей детей;
– обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
Цель: развивать художественно-творческие и музыкальные способности детей, через приобщение к русской народной культуре. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
– развивать речевые, познавательные, музыкальные, творческие и коммуникативные способности детей;
– воспитывать у детей интерес и любовь к русской культуре;
– знакомить детей с народными песнями различных жанров (плясовые, шуточные, хороводные, лирические и др.);
– вовлекать родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским народным творчеством.
Работа по приобщению детей к русской народной культуре будет проводиться с максимальным привлечением родителей к решению данной проблемы.
Новизна проекта заключается в эффективном использовании разнообразных фольклорных жанров в развитии музыкально-творческих способностей детей. Стратегия и механизмы реализации проекта.
Реализация проекта осуществляется в течение учебного года и представляет собой:
– составление перспективного плана, конспектов НОД, мероприятий с
учетом возрастных особенностей воспитанников;
– анкетирование родителей по проблеме;
– нетрадиционность форм взаимодействия детей и взрослых;
– обогащение мини-музея «Русская изба»;
– совместные формы работы с родителями воспитанников.
Формы работы: беседы, чтение художественной литературы, занятия в мини-музее «Русская изба», фольклорные календарные праздники, досуги, конкурс чтецов на лучшее исполнение малых форм фольклора; театрализованные представления (где в совокупности представлены различные жанры песенного и поэтического творчества, выставки детского и семейного творчества, экскурсии в детскую библиотеку, музей.
Продукт проекта : оформление фотоальбома «Русская изба-затеями полна».
Вид проекта.
По доминирующей деятельности: познавательно – творческий, игровой.
По количеству участников: групповой.
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей.
По продолжительности: долгосрочный (сентябрь – апрель).
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители (законные представители, музыкальный руководитель.
Охватываемые образовательные области: «социально -
коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно - эстетическое развитие», «физическое развитие».
Реализация проекта включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижение цели проекта.
Этапы реализации проекта :
Этапы Мероприятия
I этап
Подготовительный
Сентябрь - Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
- Постановка целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей.
- Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.
- Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.
- Анкетирование родителей по вопросам взаимодействия детского сада и семьи в реализации проекта.
- Обогащение мини-музея «Русская изба».
II этап
Основной
Октябрь – март Практическая деятельность с детьми и родителями
(Реализация плана работы)
III этап –
заключительный Апрель - Оформление проектной папки.
- Проведение итогового мероприятия.
- Подведение итогов работы.
При реализации проекта были определены риски и возможные пути их разрешения.
Возможные риски проекта Способы их преодоления
1. Отсутствие интереса детей Использование инновационных форм и методов работы с детьми на игровой основе.
2. Слабая заинтересованность родителей воспитанников Мотивация через использование различных форм работы с семьей.
3. Возникновение дефицита времени при реализации проекта.
Задержка выполнения Анализ и корректировка дальнейшей работы. Четкое планирование задач на каждом этапе.
запланированных мероприятий
4. Дефицит методической литературы по данной
проблеме Использование интернет- ресурсов
План мероприятий по реализации проекта
Содержание деятельности
Дети Родители
Октябрь
Игра- развлечение «Веселушки у Петрушки» Консультация «Роль фольклора в
познавательном развитии детей»
Оформление папки-передвижки
«Народный календарь» (Осень)
Досуг «В хороводе были мы – лучше русской нет игры» Консультация «Хороводные игры»
Семейный праздник «Потешные посиделки»
Занятие по теме: «Шутку шутить – людей насмешить» Совместное изготовление с детьми поделок из овощей и фруктов
Фольклорная игра – викторина «От добрых дум, крепчает ум» Консультация «Музыкальное воспитание детей средствами фольклора»
Ноябрь
Праздник «Осенины- осени именины»
Конкурс семейного творчества «Осенний букет»
Праздник День матери «Мама – в этом слове солнце свет»
Декабрь
Занятие по теме: «Здравствуй, зимушка- зима!»
Досуг «Русская изба – затеями полна» Оформление папки - передвижки
«Народный календарь» (Зима)
Изготовление декораций к развлечениям
Занятие по теме: «Зима - не лето, в шубу одето!» Консультация «Роль фольклора в
развитии речи детей»
Праздник «Новый год на Руси»
Январь
Занятие по теме: «На пороге Коляда» Изготовление атрибутов и элементов костюмов к народным играм, хороводам
Праздник «Ой, зимушка – красавица, ребятам очень нравится»
Занятие по теме: «Русские
народные сказки о зиме» Папка-передвижка «Как приобщить
ребенка к русской народной культуре»
Игра- путешествие по зимним сказкам
Оформление выставки семейного творчества «Ах, сказка, сказка»
Февраль
Игра «Веселые музыканты» Консультация «Роль музыкального
фольклора в развитии творческих
способностей детей»
Праздник «Широкая масленица»
Папка – передвижка «Широкая мас «Посиделки в русской избе» леница»
Март
Праздник «Сороки – Встреча весны» Папка-передвижка календарь» (Весна) «Народный
Участие родителей в акции экологической
«Весну привечаем – игры
затеваем» Беседа о народных традициях праздниках и
Апрель
Праздник «Путешествие в страну Фольклора»
Развлечение «Смех да, веселье»
Отчет о работе проекта «Чудесный мир народного творчества»
Ожидаемые результаты: Для детей:
– развитие познавательных, музыкальных, творческих и коммуникативных способностей детей на основе приобщения к русской народной культуре;
– сформированное чувство гордости за русский народ;
– сформированный устойчивый интерес к культуре русского народа.
Для педагогов:
– самореализация, повышение своего творческого потенциала;
– сформировано умение самостоятельно моделировать организационно- педагогическую деятельность, опираясь на знания и практические умения и навыки. Для родителей:
– создание атмосферы взаимопонимания и доверия между родителями, педагогами, детьми;
– повышение компетентности родителей по теме проекта «Чудесный мир народного творчества»;
– участие семей воспитанников в образовательном процессе;
/
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально – личностного направления развития воспитанников
№ 19 «Ивушка» города Буденновска Буденновского района»
Сценарий зимнего праздника
«Ой, зимушка – красавица, ребятам очень нравится»
Выполнила:
Муз. руководитель Самойленко В. В.
2023 г.
Задачи:
1. Развивать творческую активность, пополнять знания детей в области русского фольклора.
2. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народному творчеству, традициям русского народа.
3. Укреплять здоровье детей, развивать двигательные умения и навыки детей: быстроту, силу, координацию, выносливость.
4. Создавать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое, бодрое настроение.
Оборудование: Мультимедиа, ТСО, снежки, лопатки, ледянки.
Игровой персонаж: Снеговик (воспитатель, Зима (ребенок старшей группы).
Ведущий: Воспитатель.
Ход праздника:
Вход детей в музыкальный зал под русскую народную песню.
Ведущий:
Начинаем зимний праздник,
Будут игры, будет смех,
И веселье, и забавы, Приготовлены для всех.
У Зимы есть свои ласки,
Есть чудесные деньки, Лыжи есть, салазки, Лед зеркальный и коньки! Хороша красой своею, Наша Зимушка- Зима,
На веселье и забавы, Собралась вся детвора.
Заводи честной народ наш веселый хоровод. (Слайды)
Хоровод «Как на тоненький ледок» Ребенок 1:
Пускай мороз и колется, Кусает за бочок. А в поле за околицей Простор широк!
Ребенок 2:
За речку, за рощу лети, лети сама Лыжная дорожка, русская зима! Звучит музыка. Появляется Зима Зима:
Я,- Зима белая,
Я,- Зима снежная,
Я,- Серебристая красавица-
Зима, ребятам нравится? Дети - Да!
Зима:
Будем веселиться!
Будем вместе весело кружиться! Танец «Зимушка-зима» (Слайды) Ведущий:
Лепит детвора зимой Чудо с круглой головой:
Ком на ком поставит ловко,
Рот – дуга, и нос морковка, А два глаза – угольки, Да из веток две руки.
Солнце вышло, он и сник.
Кто же это? (Снеговик) Входит Снеговик Снеговик:
Мне, ребята, можно к вам?
Я, веселый Снеговик,
К снегу, холоду привык,
Снеговик я непростой,
Любопытный, озорной
Знать хочу я,
Чем ребята занимаются зимой? (ответы детей)
Я, веселый Снеговик,
К играм с детства я привык, Надоело мне стоять, Хочу тоже я играть.
Ведущий:
День с утра пришел морозный,
Зимней ждали мы поры,
Санок звонкие полозья
С ледяной летят горы. (Слайды)
Игра «Кто быстрее доберется до Снеговика» (катание на ледянках) Снеговик:
Подбирайте – ка скорее Мои белые снежки. И подальше их бросайте, Покажите, как ловки.
Игра «Попади в цель»
Играют две команды детей.
Задание: Каждой команде забросить как можно больше снежков в ведро.
Ведущий загадывает загадку о валенках:
Теплые, удобные, ноги согревают.
Долго, долго по сугробам ходить позволяет.
Валенки так любимы нашим народом, что про них люди и песни поют, стихи рассказывают, не верите? Убедитесь сами! (Слайды) Танец «Валенки» Ведущий:
Ребята, я знаю, что вы любите зиму за веселые, задорные игры.
Сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Собери снег» (Слайды)
Дети делятся на 2 команды, на лопатках собирают снежки в корзину Ведущий:
Ну, молодцы, весело играли. А теперь бы песни спеть, да повеселее. В старину придумали частушки – короткие шутливые песни, припевки или коротушки, которые пели достаточно быстро под балалайку или гармонь. (Слайды) Ребенок:
Ставьте ушки на макушке, слушайте внимательно, Пропоем мы вам частушки просто замечательно.
Дети поют частушки о зиме. (Слайды)
1. Сколько раз я зарекалась под гармошку песни петь. Как гармошка, заиграет не могу я усидеть.
2. Станем, девочки, рядком да частушки пропоем. 3. Да и мы, пожалуй, станем, От подружек не отстанем.
4. Ах, зима, зима, зима, Русская красавица, Всех свела ты нас с ума, Зимушка нам нравится! 5. Кружат, кружат в хороводе Снежные красавицы.
Танцевальная метель Всем нам очень нравится!
6. Ах! Зима, зима, зима! Нарядила в снег дома,
И меня не позабыла – Шубу, шапку подарила.
7. Ах! Зима, зима, зима! Много снега принесла, А теперь зовет Мороз,
Чтоб щипал нам щеки, нос!
8. Ах! Зима, зима, зима! Все ты делаешь сама,
И морозишь и метешь, До весны не устаешь!
9. Из трубы дым вьется горький.
Разрисовано стекло.
Я качусь на санках с горки.
Мне не холодно, тепло!
Ведущий:
Ух, и мастит русский народ на веселье! С каким размахом гуляют на Руси- матушке: тут тебе и кулачные бои стенка на стенку, и катание с гор на санях, и купание в проруби – кто дальше выдержит, в буквальном смысле до посинения.
И много чего еще, удалого, такого, что дух захватывает.
Но неизменно самое большое изумление – это катание на русской тройке.
(Слайды) Ведущий:
Колокольчиком играя, Тройка русская летит!
На ходу сугроб взметая, Снег летит из – под копыт. Игра «Катание на тройках» Ведущий:
Вот и закончился наш веселый зимний праздник, который нам подарил нам радость, веселые затеи, увлекательные игры!
Песня «Русская зима» (Слайды)
Ведущий: У праздника есть начало, у праздника есть конец. Кто с нами играл и смеялся, тот был молодец.
Снеговик:
Молодцы, дети! Мне понравилось у вас на празднике. Примите от меня угощение.