Елена Герасимова
Проект «Чудесные средства общения» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Чудесные средства общения
Актуальность проекта.
Вопрос коммуникативной компетентности нашёл своё отражение и в новом проекте Государственных стандартов общего образования, в котором эта сторона развития считается одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования. Разрабатывая проект, я рассматриваю коммуникацию в её полном значении – как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности, налаживания межличностных отношений и др., выделяю коммуникативные и речевые действия, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов. В основу решения этой задачи ставлю ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребё нка: со-действие и со-трудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности.
Публикация «Проект „Чудесные средства общения“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Цель проекта : оптимизация коммуникативных умений и навыков, развитие активной социальной позиции дошкольников.
Направление проекта : профилактика возникновения дискомфорта в общении дошкольников.
Задачи проекта :
1. Развитие коммуникативных навыков;
2. Развитие выразительности речи;
3. Формирование способности эмоциональной саморегуляции;
4. Овладение ребенком «языком эмоции», как способом выражения собственного эмоционального состояния;
5. Обучение способам выражать эмоции;
6. Гармонизация отношений ребенка и взрослого.
Участники проекта : дети и воспитатели подготовительной к школе группы.
Ресурсы для реализации проекта.
Материально-технические:
1. Использование технических средств : компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, DVD — проигрыватель.
2. Приобретение и изготовление дидактического материала.
Кадровые:
1. Педагог-психолог
2. Воспитатели подготовительной к школе группы.
Информационные:
1. Библиотека
2. Методический кабинет
3. Информационные стенды.
Нормативно-правовые
1. О работе творческих групп педагогов,
2. Об инновационной деятельности,
3. Устав ДОУ
Финансовые
1. Спонсорская и благотворительная помощь
Содержание проекта.
Актуальность и значимость ведения работы по развитию коммуникативных действий заключается в усилении психологической связи между детьми. Это позволит создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослыми, облегчая тем самым процесс совместного общения.
Этапы реализации проекта
1 этап - создание условий работы по теме «Чудесные средства общения»/сентябрь – октябрь 2014г. /
2 этап - организация работы по проекту /ноябрь 2014г. - апрель 2015г. /
3 этап - подведение итогов реализации проекта /май 2015 г. /
Поэтапный план реализации проекта
1 этап - создание условий работы по теме «Чудесные средства общения»
/сентябрь 2014 - октябрь 2014г. /
Задачи Мероприятия Сроки Ожидаемый Ответствен
результат ный (ФИО,
должность)
Создание Сентябрь предметно- Педагог-
Разработка предметно- развивающая среда психолог
программно- развивающей
методического среды, Воспитателии
материала для обеспечивающей
по теме знания
проекта дошкольников
Разработка Сентябрь Планы-конспекты Педагог-
дидактического - октябрь занятий по теме теме психолог
материала ЧЧЧВолшеЧудесныесссредства
средства оообщенияобщения»
общения, игры
Развивающие,
познавательные, ,игры,
упражнения,
сценарии, спектаклей.
Изучение литерат. ры литературы Сентябрь Педагог-
литературы по
по вопросам психолог
теме
темеобщения детей в
проекта
2 этап - организация работы по проекту /ноябрь 2014г. - апрель 2015г. /
Осуществление ноябрь Тематическая Педагог-
Внедрение интегрированного 2014г. - папка для психолог
материала по подхода, включая апрель воспитателей с с
теме «Волшебные элементы знаний 2015г конспектами воспитатели
проекта во все виды занятий, игр,
деятельности разработками
детей. сценариев и др.
Информирование ноябрь Папка
родителей по 2014г. - с набором воспитатель
теме проекта апрель консультаций Педагог-
2015г для родителей. психолог
Консультирование. ноябрь Анализ Педагог-
родителей по 2014г. - педагогической психолог
теме проекта апрель практики, отзывы
2015г родителей
Организация ноябрь Детские рисунки, Педагог-
совместной 2014г. - фотографии поделки, психолог
творческой апрель воспитатели
деятельности 2015г
детей с с
родителями
3 этап-итоги реализации проекта/май2015г. /
Подведение Диагностика Май Документация по Педагог-
итогов сформированности 2015г. мониторинга психолог
реализации знаний детей по
проекта теме проекта
Анализ работы Май Аналитический Педагог-
2015г. отчёт психолог
Ожидаемый результат.
В результате реализации проекта дети должны овладеть:
-навыком совместной деятельности;
-умением высказать своё отношение к произошедшему, объяснить своё поведение, обсудить ситуацию;
-способностью сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта;
-умением учитывать разные мнения, обосновывать собственное, учитывать позицию партнёра по деятельности;
-умением договариваться и находить общее решение;
-навыком взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания;
Конечный продукт проекта
1. Цикл консультаций для родителей на тему «Развитие коммуникативной компетентности у старших дошкольников».
2. Диагностический инструментарий.
3. Методические рекомендации по проведению игр, упражнений и занятитий для развития коммуникативных действий, направленных на кооперацию у детей старшего дошкольного возраста.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2014 – май 2015г. г.
Диагностический инструментарий.
Для диагностики были подобраны следующие критерии:
№ Критерии Баллы
1 Знает основные базовые эмоции человека и какими средствами они выражаются. 0 - 2
2 Владеет средствами выразительности (мимикой, выразительностью речи, жеста). 0 - 2
3 Умеет слушать и слышать собеседника. 0 - 2
4 Адекватно оценивает нравственные качества личности человека. 0 - 2
5 Правильно идентифицирует себя по половой принадлежности. 0 - 2
6 Владеет социальными умениями и навыками культуры речи. 0 - 2
7 Умеет сопереживать, поддержать в трудную минуту. 0 - 2
8 Владеет адекватной самооценкой. 0 - 2
Примерные уровни оценки
Уровни Баллы
Ниже среднего От 2 до 5
Средний От 6 до 10
Высокий От 11 до 16
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий.
В ходе реализации проекта возможны :
1. Недостаточная усвояемость материала детьми по теме «ЧУДЕСНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ». В этом случае нужно проанализировать материал на соответствие детскому пониманию и подать его соответственно возрасту дошкольников.
2. Незаинтересованность родителей, их нежелание сотрудничать с воспитателями. В этом случае можно привлечь к работе методиста, а также использовать индивидуальный подход со стороны воспитателей
Тип проекта : информационно-игровой
Список литературы по проекту
1. Бычкова С. С «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников».
2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций».
3. Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников».
4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению».
5. Панфилова М. А. «Игротерапия общения».
6. Рылеева Е. В. «Вместе веселее!».
7. Саранская О. Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»
8. Семенака С. И. «Уроки добра».
9. Щипицина Л. М «Азбука общения».
10.«Психолого- педагогическая технология оптимизации эмоционального статуса у детей дошкольного возраста»
11. Марцинковская Т. Д. -Гардарики М. Детская практическая психология 2005г.
12. Смирнова Е. О. Дошкольное воспитание №4, 2004г.
13. Арцишевская И. Л. «Современные пятилетние дети: особенности игры и развития и психического развития.
Реализация проекта
Работа с детьми по теме:
«Волшебные средства общения»
Сентябрь.
Игры : «Кино», «Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые», «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай», «Интервью», «На мостике».
Занятие: «Кто я? Какой я?»
Интегрированное занятие: «Путешествие в страну вежливости и доброты»
Октябрь.
Игры: «Обзывалки», «Охота на тигров», «Сиамские близнецы», «Давай поговорим», «Клубочек», «Зеркала».
Занятие: «Я - хозяин своих чувств».
Спектакль: «Сказ о попе и работнике его Балде».
Ноябрь.
Игры: «Поварята «, «Газета», «Живая картина», «Ладонь в ладонь», «Сотворение чуда», «Войди в круг — выйди из круга».
Занятие: «Мои чувства».
Тренинг по сказкотерапии: «Путешествие в сказку «Коська и родничок».
Декабрь.
Игры: «Зоопарк», «Старенькая бабушка», «Найди отличие», «Дотронься.», «Ау!», «Тропинка».
Занятие: «Трудное чувство дружба».
Январь.
Игры: «Небоскреб», «Комплименты», «Пчелкины радости», «Паровозик», «Цирк на колесиках».
Занятие: «Как изменить чувства другого человека».
Спектакль: «Сказ о земле сибирской».
Февраль.
Игры: «Дракон кусает свой хвост», «Колечко», «Кто у нас хороший?», «Кто к нам в гости пришел?», «Делай, как я», «Поймай-ка».
Занятие: «Путешествие по русским народным сказкам».
Март.
Игра: «Поворотики», «Мыльный пузырь», «Интервью», «На лошадке ехали», «Погуляем – поиграем».
Занятие: «Путешествие в сказку».
Спектакль: «Стрекоза и муравей».
Апрель.
Игры: «Нарисуй свою семью», «Расскажи, где ты был», «Подарки», «Путник», «Скульптор», «В лес по ягоды».
Занятие: «Колючая прогулка».
Май.
Игры: «Снежный ком», «Пилот», «Зеркальное отражение», «Карусели».
Развлечение: «К Лесовичку в гости».
Занятие: «Волшебные средства понимания».
Спектакль: «В огороде».
Работа с родителями
Сентябь Занятие «Современные проблемы и направления социально-личностного развития ребенка»
Диагностическая методика «Проба на совместную деятельность»
Консультация для родителей «Социально-личностное развитие дошкольников»
Октябрь Занятие «Роль предмета в социальном поведении»
Консультация «Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка»
Консультация «Родителям будущих первоклассников»
Ноябрь Занятие «Роль игры в социально-личностном развитии ребенка»
Инсценировка «Три мамы»
Консультация «Общение ребенка с взрослым»
Декабрь Занятие «Новогодние и Рождественские праздники в моей семье»
Родительское собрание «Воспитание трудолюбия.
Распределение обязанностей девочек и мальчиков в семье»
Январь Занятие «Генезис внутрисемейных отношений, отношения
«родители – ребёнок»
Консультация для родителей «Формирование гендерной компетентности дошкольников»
Февраль Занятие «Патриотический аспект в социально-личностном развитии дошкольников»
Мини-лекция «10 способов проявления любви к ребенку»
Консультация «Как учить ребенка общаться»
Март Занятие «Гендерная социализация дошкольников : «Ромео и Джульетты»
Мини-лекция «Роль игры в жизни дошкольников»
Консультация «Развитие личности дошкольника в общении с взрослым»
Апрель Занятие «Семейный опыт по социально-личностному развитию дошкольников» (круглый стол)
Анкета «Проблемы социального развития дошкольников»
Май Изготовление альбома «Волшебные средства общения»