Галина Пащенко
Проект «Чистюля»
Проект «Чистюля»
Авторы проекта: Воспитатель: Пащенко Г. Н.
Продолжительность проекта: Краткосрочный (2 недели).
Тип проекта: Познавательно – игровой.
Участники проекта: дети: возраст 2-3 года, воспитатели, родители.
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме через использование в воспитательно-образовательном процессе устного народного творчества.
Проблема: Недостаточный уровень освоения детьми культурно-гигиенических навыков и низкая заинтересованность и активность родителей в привитии этих навыков в домашних условиях.
Публикация «Проект „Чистюля“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
Актуальность проекта: Активная помощь детям в освоении соответствующих возрасту гигиенических умений. Воспитание культурно гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания. С самого рождения купание и игры с водой становятся любимым занятием детей. Поэтому во время любых водных процедур для лучшего усвоения и развития речи, памяти, слуха, ритма на помощь приходят потешки, приговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки. Все это помогает знакомить ребенка с окружающим миром и элементарным навыкам самообслуживания.
Пояснительная записка: Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.
Задачи для детей:
- Формировать у детей элементарных представлений о правилах личной гигиены.
- Формировать правила поведения за столом.
-Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.
Задачи проекта для педагога:
- Разнообразить развивающую среду предметные картинки и наглядно - демонстрационный материал.
- Подготовить консультации для родителей и привлечь к совместной работе по привитию культурно-гигиенических навыков.
- Изготовление стенгазеты «Будем чистыми и опрятными»
Задачи проекта для родителей:
- Участие в конкурсе рисунков: «Чистота-залог здоровья»;
- Чтение потешек, художественной литературы детям в домашних условиях;
Продукты проекта:
- Картотека потешек, стихов о предметах личной гигиены.
- Изготовленные книжки – малышки,стенгазеты.
- Сказочный персонаж «Фея чистоты».
- Наглядный материал по культурно-гигиеническим навыкам.
- Картотека дидактических игр по культурно - гигиеническим навыкам.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- Формирование элементарных знаний детей о культурно гигиенических навыках.
- Узнавать, называть средства личной гигиены.
Для родителей:
-Участие в конкурсе рисунков: «Чистота-залог здоровья.
Для педагога:
- Обогащение и пополнение предметно – развивающей среды по теме проекта;
- Изготовление стенгазеты «Будем чистыми и опрятными»
Этапы проекта «Чистюли»
1 –ый этап проекта – Организационно – подготовительный
- Составление паспорта проекта
- работа и подбор методической литературы
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
2 –ой этап – Практический (формы работы c детьми)
- Рассматривание c детьми предметных картинок по данной теме;
- Беседы c детьми на тему культурно - гигиенические навыки;
- Чтение художественной литературы детям;
- игровые ситуации…
- использование сказочного персонажа «Фея чистоты»
- подвижные игры
- музыкальная игра
- использование народного фольклора (потешки, запевки,стихи)
- игры и эксперименты с водой
3 –ий этап – Заключительный
- Презентация проекта.
- Постановка новых задач.
Работа c родителями
- Привлечь родителей к изготовлению рисунков.
- Проведение консультаций с родителями.
Выполнение проекта:
Планирование по образовательным областям
1 Познание Беседа " Кто опрятен, тот приятен", "Как вести себя за столом". Рассматривание сюжетных картин; Игра – занятие «Купание куклы Кати».
2 Коммуникация Рассматривание сюжетных картин, рассматривание принадлежностей личной гигиены, игры ситуации, Дидактические упражнения.
3 Чтение художественной литературы К. Чуковский " Мойдодыр", чтение потешек о культуре гигиенических навыков. Чтение стихотворения В. Викторова «Умывальная».
4 Социализация Дидактические игры " Делаем причёску", " «Помоем руки феи Чистоты», " Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол", " Подбери предметы личной гигиены", " Водичка - водичка", «Вымоем куклу в ванне»
5 Труд Самообслуживание.
6 Безопасность Ситуативная беседа " Как вести себя за столом"
7
Музыка Прослушивание песенок о культуре гигиенических навыков, Музыкальная игра «Где же наши ручки»
8 Физическая культура Подвижная игра «Зайка серый умывается»
Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
9
Здоровье Дидактические игры, беседы по формированию культурно гигиенических навыков
10 Свободная деятельность Игры и эксперименты с водой. Пальчиковая гимнастика.
Выполнение проекта:
Понедельник.
- Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
(Приложение №1)
- Знакомство детей с игровым персонажем «Фея чистоты»
- Беседа «Кто опрятен, тот приятен»; - рассматривание сюжетных картинок – формировать знания о культурно гигиенических навыках, воспитывать желание быть опрятным.
- Чтение стихотворения В. Викторова «Умывальная»; учить проговаривать строки стихотворения.
(Приложение №18)
- Дидактическая игра «Помоем руки феи Чистоты»; - формировать у детей КГН, акцентировать внимание детей на том, как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки.
(Приложение №2)
Вторник.
- Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
(Приложение №1)
- Беседа «Как вести себя за столом»; - формирование умения аккуратно кушать.
- Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»; - учить детей внимательно слушать.
- Дидактическая игра «Угадай предмет»; Формировать умение находить предметы личной гигиены, ориентируясь на его основные признаки.
(Приложение №3)
Среда.
- Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
(Приложение 1)
- Рассматривание принадлежностей личной гигиены; - учить находить предметы по просьбе воспитателя.
(Приложение №4)
- Чтение стихотворений, про средства гигиены; -учить детей внимательно слушать, называть средства личной гигиены.
-Дидактическая игра "Водичка, водичка!"; воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
(Приложение №5)
Четверг.
- Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
(Приложение №1)
-Беседа «Для чего нужны предметы»;-учить детей узнавать и называть предметы личной гигиены.
- Музыкальная игра «Где же наши ручки»; - создание эмоционального настроения.
(приложение №6)
- Разучивание потешки «Водичка, водичка»;- учить детей проговаривать слова потешки за воспитателем.
(Приложение №7)
Пятница.
- Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
(Приложение №1)
- Игра – занятие «Купание куклы Кати»;формирование культурно – гигиенических навыков.
(приложение №8)
- Подвижная игра: «Зайка серый одевается»; учить детей повторять движения за воспитателем.
(Приложение №9)
Понедельник.
- Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
(Приложение №1)
- Рассматривание картины " Мама купает Катю"; учить детей правильно называть предметы личной гигиены. Активизировать речь детей
-Дидактическая игра " Делаем причёску";учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметами расчесывать волосы движениями сверху -вниз. Развивать предпосылки к сюжетно ролевой игре.
(Приложение №10)
Вторник.
-Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
(Приложение №1)
- Рассматривание сюжетной картины " За обедом"; учить детей правильно называть предметы посуды.
- Чтение сказки " Три медведя"; учить названию посуды и правила поведения за столом.
Среда.
-Комплекс утренней гимнастики "Будь здоров "
(Приложение №1)
- Чтение стихотворения М. Дружининой " Кто знает волшебное слово"; учить, внимательно слушать, повторять слова за воспитателем.
-Дидактическая игра "Угостим кукол чаем"; познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
(Приложение №11)
Четверг.
-Комплекс утренней гимнастики "Будь здоров "
(Приложение №1)
- Чтение стихов о культуре гигиенических навыков; учить, внимательно слушать.
-Дидактическая игра. «Вымоем куклу в ванне»
Цель: Учить называть предметы личной гигиены (мыло, мочалка, мыльница, мыть, намыливать, вытирать, теплая, холодная, горячая)
(Приложение №12)
Пятница.
-Комплекс утренней гимнастики "Будь здоров "
(Приложение №1)
- Дидактическая игра «Угадай предмет»; Формировать умение находить предметы личной гигиены, ориентируясь на его основные признаки. Закрепление.
(Приложение №3)
-Игра-Развлечение" Приключение мыльного пузыря"; доставить радость детям.
(Приложение №13)
- Оформление конкурса рисунков " Будем чистыми и опрятными"
(Приложение №14)
3 –ий этап – Заключительный
- Оформление выставки газеты «Будем чистыми и опрятными»
- Игра – занятие «Купание куклы Кати».
- Развлечение «Приключение мыльного пузыря»
- Представление проекта педагогам МДОУ №38.
В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами культурной гигиены. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей отношения к культурно гигиеническим навыкам.
Список литературы:
1) Программа дошкольного образования от рождения до школы / Под ред. М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010-304с.
2) Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М. : Просвещение, 1997.
3) Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду. - М. : Просвещение, 1987.-95с
4) Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 -12 с.
5) Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -М. :Просвещение, 1991-160с.
6) Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. - СПб., 2007
7) http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/library/pedagogicheskii-proekt-chistyulya
8) http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/igrovoy-proekt