Елена Кузнецова
Проект «Быть здоровым — здорово!»
▼ Скачать + Заказать документы
Быть здоровым — здорово!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 23 «БРУСНИЧКА»
Всероссийский конкурс экологических проектов «Волонтёры могут всё»
Номинация: «Быть здоровым –это здорово!»
Проект
«Ребёнок в мире гаджетов»
Руководитель проекта :
Елена Владимировна Кузнецова,
воспитатель
Ханты-Мансийск, 2024
Содержание работы:
Введение…2 стр.
Основная часть…. 3 стр.
Практическая часть…. …5 стр.
Заключительная часть…. 7 стр.
Публикация «Проект „Быть здоровым — здорово!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
Приложение…. 8 стр.
Автор проекта : Кузнецова Елена Владимировна,
Актуальность темы: Мир не стоит на месте все меняется в динамичном, быстро развивающемся мире – в мире высоких технологий, в наше время трудно представить повседневность без мобильных телефонов,планшетов и компьютеров, которые регулярно совершенствуются. Наши дети с такой легкостью осваивают любые цифровые технологии, что взрослые только диву даются: еще и говорить не научился, а уже умеет легко пользоваться планшетом, умело пользуется играми в телефоне или знает, как переключить каналы на любимый мультфильм. Отношение родителей к появлению гаджетов в жизни ребенка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить малыша от современных технологий. С одной стороны, родителирадуются: «Ах, какой смышленый! Лучше меня разбирается!»,а с другой – беспокоятся: «Это же вред здоровью, компьютерная зависимость?». Доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса отмечает, что дошкольники, использующие гаджеты не более часа, успешнее в своем речевом, эмоциональном развитии, чем сверстники, которые проводят времени существенно больше. С одной стороны, без компьютерных технологий современную жизнь представить невозможно. С другой, по требованиям СанПиН дошкольникам разрешается проводить за компьютером (планшетом, сотовым телефоном) не более 10-30 минут в день в зависимости от возраста, а малышам до 3 лет - вообще настоятельно не рекомендуется. Многие специалисты также считают, что лучше детей знакомить с различными действиями после трех лет, ребёнку 3-4 лет хватит не более часа в день,5-6 лет – не более двух часов в день.
Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Игрушки, которые можно потрогать, растения, которые можно понюхать, рассказы родителей, которые можно услышать.
Проблема: Дошкольники теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Ни один гаджет не заменит воспитанникам настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими руками. В реальной жизни дошкольники фантазируют и воплощают задумки в лепке, вырезании, раскрашивании, создании аппликаций. Даже самая «навороченная» программа с расширенным интерфейсом не угонится за детским воображением. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом.
Исходя из вышеперечисленного и учитывая актуальность данной проблемы был разработан данный проект.
Цель: Выяснить, чем привлекательны гаджеты и телевидение для дошкольников, а также способствовать развитию умения находить увлекательные занятия без использования гаджетов.
Задачи:
1. Способствовать развитию интереса дошкольников к правильному использованию компьютера и телефона.
2. Дать дошкольникам представления о влиянии компьютерных гаджетов на человека, об особенностях здоровья и условиях его сохранения.
3. Развивать творческие способности дошкольников, навыки общения.
4. Развивать речевые навыки участия в диалоге, умение выдвигать и доказывать свою гипотезу.
5. Обратить внимание родителей на увлечения своих детей и дать рекомендации по организации деятельности детей без гаджетов.
Участники проекта :дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель.
Сроки реализации проекта : Февраль - Марта 2024гг. (краткосрочный).
География проекта :Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Брусничка», ул. Ленина, 100а. г. Ханты –Мансийск.
Практическая значимость проекта : Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому и безопасному образу жизни. Значимость применения данной работы определяется решением задач оздоровления дошкольников, воспитания культуры безопасного и здорового образа жизни – создания прочной основы для воспитания здорового ребенка.
Играть в электронные игры перед сном категорически нельзя, так как это может негативно повлиять на здоровый и крепкий сон малыша. Перевозбудившись, ребенок может не уснуть или же может беспокойно спать целую ночь. Но есть и положительная сторона - без гаджетов в современном мире невозможно и дети должны учиться ими пользоваться, чтобы использовать все предоставленные ими возможности. Однако родителям нужно сделать все возможное, чтобы телефон, планшет и компьютер не стали проблемой для ребенка, не принесли вред его психике и его здоровью. Чтобы этого не допустить использование гаджетов должно быть грамотным и главное умеренным. Только тогда электронные устройства будут способствовать развитию ребенка.
Краткое описание механизма реализации проекта :
Наглядные:
Рассматривание интерактивного альбома «Гаджеты в мире дошкольного детства».
Практические:
Оформление стенгазеты «Стоп гаджеты: чем можно заняться без телефона»;
Акция «Книга в подарок малышам».
Игровые:
Дидактическая игра «Придумай противоположное занятие»;
Дидактическая игра «Шестой лишний».
Словесные:
Чтение сказки «Федя и компьютер»;
Чтение сказки «Прилипчивый телевизор»;
Чтение сказки К. И. Чуковского «Телефон»;
Опрос детей «Гаджеты в твоем доме»;
Проблемное обсуждение «Можно ли обойтись без гаджетов»;
Театрализация сказки «Телефон».
Перспективный план работы по проекту
Дата проведения Работа с воспитанниками Работа с родителями
02.02.2024 -Опрос детей «Гаджеты в твоем доме»
-Чтение сказки К. И. Чуковского «Телефон»
Анкетирование родителей «Ваше отношение к современным гаджетам»
07.02.2024 -Рассматривание интерактивного альбома -«Гаджеты в мире дошкольного детства»
12.02.2024 -Дидактическая игра «Шестой лишний»
-Чтение сказки «Прилипчивый телевизор» Родительское собрание «Дошкольники и гаджеты»
19.02.2024 -Акция «Книга в подарок малышам»
-Чтение сказки «Федя и компьютер» Деловая игра «Современные дети и гаджеты». Рекомендации для родителей по играм дома.
20.02.2024 -Дидактическая игра «Придумай противоположное занятие
-Проблемное обсуждение «Можно ли обойтись без гаджетов
26.02.2024 -Оформление стенгазеты «Стоп гаджеты: чем можно заняться без телефона» Буклет для родителей «Ваш ребенок за компьютером. Будьте бдительны!»
28.02.2024 Театрализация по сказке «Телефон» Показ сказки для родителей
Продукт проекта :Театрализация сказки К. И. Чуковского «Телефон».
Ожидаемые результаты:У дошкольников начнут формироваться представления о влиянии гаджетов на здоровье. Родители поменяют свое отношение к частому использованию их детьми планшета, компьютера, телевизора, телефона. Дети и родители совместно начнут проводить больше времени (за беседой, игрой,чтением художественной литературой и в дальнейшем обсуждать прочитанное произведение).
Выводы и заключение: Использование гаджетов ребенком должно быть дозировано и под родительским контролем. Чтобы полноценно развиваться, дошкольнику нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт, включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, и т. д. Несмотря на явный вред чрезмерного увлечения современными гаджетами, их положительное воздействие также велико. Компьютерная техника предоставляет доступ к большому числу игр и приложений, развивающих память, логику, направленных на изучение иностранных языков. Это отличная возможность онлайн-образования в любой отрасли, а также могут быть занятия с репетитором, онлайн-школы и курсы, посещение дистанционных мастер-классов.
Список информационных источников:
1. Смирнова, Н. Н. Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста / Н. Н. Смирнова. // Молодой ученый. – 2018. – № 48.1 (234.1). – С. 35-36.
2. Бершадский, М. Е. Какие условия определяют и стимулируют когнитивное развитие [Текст] / М. Е. Бершадский // Школьные технологии. - 2009. - № 3. – с. 70-76.
3. Борцова М. В., Некрасов С. Д. Личностные особенности дошкольников, относящиеся к использованию электронных гаджетов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 133.
4. Киселева Э. Р. Интеллектуальное развитие детейдошкольного возраста // Проблемы педагогики, 2014. – №. 1.
5. Солдатова Г. В., Шляпников В. Н. Новые образовательные и воспитательные технологии. Использование цифровых устройств детьмидошкольного возраста // Нижегородское образование, 2015. № 3. С. 78–85.
Приложение
Опрос Воспитанников «Гаджеты в твоем доме»
• Есть ли у тебя дома компьютеры, телевизоры, планшеты, телефоны?
• Умеешь ими пользоваться?
• Каждый день смотришь мультфильмы, играешь в компьютер, телефон?
• Что ты выберешь: игру в компьютер или творческую деятельность (аппликацию, рисование, лепку, конструирование).
• Родители любят смотреть телевизор, сидеть в компьютере?
Проблемное обсуждение «Можно ли обойтись без гаджетов?»
Цель: подвести детей к пониманию, что в дошкольном детстве в приоритете должна быть игра и другая деятельность, не связанная с компьютером и телевизором; побуждать детей к высказываниям и простым умозаключениям.
Примерный ход:
Педагог: Ребята, а как вы думаете, можно ли обойтись без гаджетов? Давайте представим, что у вас дома нет телевизора, компьютера. Чем будете заниматься? (ответы детей)
Игра «Я знаю пять занятий» (с мячом)
Ребенок берет в руки мяч и говорит: «Я знаю пять занятий». Подбрасывает мяч и называет действия. Например, гулять –раз, рисовать – два, лепить – три, помогать маме – четыре, строить – пять.
Педагог предлагает заполнить таблицу «Влияние гаджетов на твое здоровье» картинками.
Дидактическая игра «Придумай противоположное занятие»
Цель: акцентировать внимание детей на возможных вариантах деятельности, заменяющих гаджеты.
Ход: воспитатель называет действия, связанные с гаджетами.
Например, «Играть в компьютере». Ребенок должен придумать занятие с таким же глаголом, но с другими предметами, объектами.
Например, «Играть с машинами».
Примеры:
1. Смотреть телевизор – смотреть в окно
2. Разговаривать по телефону – разговаривать с мамой
3. Общаться по скайпу – общаться с друзьями
4. Смотреть ролики в интернете – смотреть книжки, картинки
5. Играть в планшете – играть с братом
Дидактическая игра «Шестой лишний»
Цель: развивать внимание детей, умение выделять качества предметов; находить лишний предмет.
Ход: Ребенку предлагаются карточки с шестью предметами. Необходимо рассмотреть и выделить один лишний.
1 карта: 1 вариант - пять телефонов и один пульт;
2 вариант – пять предметов с кнопками и один с экраном.
2 карта: пять предметов, относящихся к компьютеру и один телефон
3 карта: пять предметов с экраном и один кнопочный телефон
Сказка «Прилипчивый телевизор»
Автор: Татьяна Холкина
Один мальчик, которого звали Ваня, прилип к телевизору. Сначала родители думали, что он его просто смотрит, но оказалось, что он прилип.
Ваня с утра вскочил и сразу посмотрел мультики про смешариков, потом мультики про котенка Васю, потом какие-то новости, потом кино, ещё мультики, потом передачу про лыжный спорт, про животных, а когда пришла пора идти гулять, выяснилось, что Ваня прилип!
Тянули-тянули Ваню от телевизора, как репку, чуть голову не оторвали. Не отлепили.
Пришлось Ване идти гулять вместе с телевизором. На качелях кататься не удобно - телевизор Ваню перевешивает, на горке опасно - вдруг разобьется! В песочницу мальчик с телевизором не поместился. Стали в догонялки играть - ох как тяжело с телевизором-то бегать!
По лестнице домой Ваня поднимался - стукнулся телевизором о перила, на телевизоре здоровенная шишка вскочила! Стал Ваня умываться - пришлось и телевизор после улицы с мылом вымыть. Вот наказание!
И обедать пришлось вместе с телевизором. Тут выяснилось, что у телевизора рта нет, только всякие маленькие дырочки. Так что ел Ваня одни макароны, в дырочки пропихивал.
Стала мама перед сном Ване книжку читать, а телевизору это не понравилось, он сразу концерт включил с громкой музыкой. Пришлось звук убавить и без книжки засыпать.
Как надоел телевизор Ване!
Назавтра отвели Ваню вместе с телевизором в больницу. Врач его постукал, послушал, программы попереключал, температуру телевизору смерил. Ничего не понял:
- Феноменально! Редчайший случай! Но, - говорит, -мы телевизоры не лечим. Несите его к телемастеру!
Пришлось вести мальчика вместе с телевизором в телемастерскую. А там говорят: «Нет, мы мальчиков не ремонтируем!»
Что же делать? Неужели так и придется всю жизнь с телевизором прожить? У мальчика уже волосы дыбом, как антенны, стоят!
И тут Ваня встретил на улице доброго волшебника.
- Помоги мне, пожалуйста, отлепиться от телевизора, -попросил Ваня.
- Ай-яй-яй, как же это тебя угораздило? - удивился волшебник.
- Ну, я, наверное, слишком много смотрел телевизор, мне все казалось интересным. Помоги мне, пожалуйста, я больше так не буду!
Добрый волшебник сказал волшебные слова «телекыш-телебрысь», и мальчик, наконец, отлип от телевизора!
- Ура, - закричал он на всю улицу. - Я свободен! Без телевизора я могу и гулять, и играть, и читать! У меня теперь много времени!
- Беги-беги, - сказал ему добрый волшебник. - Только, пожалуйста, не липни больше к телевизору. Это очень вредно!
- Ни за что! - пообещал Ваня. - Я теперь знаю, какой он прилипчивый!
Сказка «Федя и компьютер»
Автор: Ирина Маниченко
Жил-был в одном городе мальчик по имени Федя. Он был замечательным мальчиком, очень добрым и отзывчивым. Было у него много друзей. И все бы было хорошо, только вот однажды папа принёс в дом компьютер.
Феде компьютер сразу очень понравился. Он так им заинтересовался, что почти не отходил от него. Как только просыпается, сразу бежит к своему новому другу — компьютеру. И почти весь день играет в разные игры.
Родители начали переживать, что Федя так увлёкся компьютером, что зрение у него может от этого испортиться. Пытались с ним разговаривать, но Федя и слушать никого не хотел!
Как-то раз, едва проснувшись, Федя, как обычно, сел за компьютер и начал играть. Мама позвала его завтракать, но Федя сказал, что очень занят и кушать пока не будет.
- Иди хоть умойся, - сказала мама. Но Федя не обратил на её слова никакого внимания. Потом за Федей зашли ребята и позвали играть в футбол. Но он не смог оторваться от компьютера и гулять не пошёл. Ребята обиделись, что Федя совсем забыл про них в последнее время, и ушли.
Так Федя играл до самого вечера, пока не почувствовал, что глаза его совсем устали, а живот настойчиво просит есть. Хотел Федя встать из-за стола, но не смог. С ним стали происходить какие-то странные вещи: руки совсем не слушались, продолжали против Фединой воли нажимать на клавиши клавиатуры; а ноги и того хуже — онемели, и Федя не мог ступить и шагу.
Что же делать?Пришла мама, но и она ничем не смогла помочь. Федины руки по-прежнему делали, что хотели, а ноги ничего делать не могли.
- Как же я теперь буду кушать и играть в футбол? — заплакал Федя.
Тогда мама позвала доктора. Доктор внимательно осмотрел Федю и дал таблетку, после которой руки и ноги стали слушаться. А потом протянул флакончик с витаминами.
- Это не простые витамины, а волшебные, - сказал доктор Феде. - Они помогут тебе играть на компьютере. Как только захочешь сесть за компьютер, так съешь одну витаминку, и с твоими руками и ногами ничего не случится. Но помни: витамины эти действуют всего 30 минут. Если через полчаса ты не отойдёшь от компьютера, руки опять перестанут тебя слушаться, а ноги онемеют. И я тебе уже больше не смогу помочь.
Так Федя и стал делать: съедал витаминку и полчаса играл на компьютере. А потом шёл заниматься другими делами. Сначала Феде было очень трудно бросать игру, но он вспоминал про свои ручки и ножки, про то, как плохо, когда они не слушаются, и выключал компьютер. А потом он так к этому привык, что и не расстраивался.
Ещё Федя понял, что ручкам и ножкам нужно много двигаться, бегать, прыгать, что нужно помогать маме и делать много других полезных дел. Тогда с ними ничего не случится, и они будут исправно служить ему всю жизнь. И с тех пор, как Федя это понял, витамины ему больше не нужны стали. Он сам научился управлять собой и своим временем! Родители были очень рады, что Федя стал таким самостоятельным. А друзей у него появилось ещё больше.