Цырендулма Базаровна Болотова
Проект «Бурятский язык в родных пенатах»
▼ Скачать + Заказать документы
Номинация «Организация дополнительного образования детей – институт социального развития»
Слово - родник живой воды, источник знаний. «Умение войти в поток» - залог успешной деятельности; В. А. Сухомлинский
Проект: «Бурятский язык в родных пенатах»
Направление: «Новое содержание и качество разговорной бурятской речи»
Актуальность проекта
Темочки:
Внимание к бурятскому языку как к главному элементу национальной культуры органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, бурятский язык – материнский язык, поэтому его сохранение потомкам актуально.
Подрыв позиций бурятского языка способен запустить необратимые процессы, которые могут иметь непредсказуемые последствия. Мы потеряем свою социальную идентичность, свою культуру, уйдёт уникальная предрасположенность к речи, пластичность природного механизма усвоения родного языка, его утрата повлечёт за собой потери эстетических и нравственных начал народности. Наш родной язык – это изучение родословной, устное народное творчество, обрядность, национальные праздники, традиции, знаменательные даты, поверья и приметы, и всё это влияет на нравственность, духовность подрастающего поколения.
Общая стратегия ДОУ – высокий уровень развития дошкольников, самостоятельность в деятельности, умение применять бурятский язык в самых разных жизненных ситуациях и событиях на селе, в которых дошкольники принимают активное участие.
Нормативные документы: Проблемы развития бурятской речи дошкольников еще малоисследованы. При этом, вопросы, связанные с исследованием разговорной русской речи, обширны разносторонни. Вопросами исследования детской речи, резервов речевого развития на разных этапах обучения занимались И. А, Зимняя, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнорович и другие исследователи.
- В психологии разработана теория деятельности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн). Основа её - теория речевой деятельности, которая служит основанием для объяснения такого психологического явления, как речь.
- Вопросы развития устной речи школьников бурятской школы разработаны в исследованиях Д. Д. Ошорова, Б. Б. Батоева, Э. Р. Раднаева, С. Ц. Содномова.
- Для дошкольников по изучению бурятского языка разработаны программы, таких авторов как Д. Д. Могоева «Буряад хэлэн», А. И. Улзытуева «Обучение речевому общению детей старшего дошкольного возраста в условиях двуязычия».
- основная программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова.
- ФГОС ДО
- Требования к оснащению образовательного процесса.
Цель: Создание условий для обучения и сохранения бурятского языка на традициях духовно-нравственного воспитания.
Задачи:
1. Подготовительный этап: Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме обучения, развития и сохранения бурятского языка;
2. Определить условия и факторы, влияющие на обучение, активизацию и сохранение родной речи; создание языковой образовательно-воспитательной среды, содействующей духовно-нравственному становлению личности ребенка;
3. Основной этап: Разработать программу обучения дошкольников связной речи через игровые событийные ситуации и ситуативно-вариативные упражнения; способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей в процессе обучения;
4. Активизировать родительскую общественность в реализации проекта по сохранению родного языка.
Этапы реализации проекта: 2016 – 2019гг.
Начальный этап – 2017 – 2018г. Входной мониторинг – 2 раза в год. Оценка уровня развития по трехбалльной системе (высокий уровень – ребенок самостоятельно справляется с заданием; средний – справляется при поддержке взрослого; низкий – ребенок не справляется с заданием). Разработать серию настольно-печатных игр лото, игра в домино, музыкально-подвижные игры;
2-ой этап – 2018 – 2019г. Разработать методы обучения дошкольников связной речи через ситуативно-вариативные упражнения в игровой форме, событийные мероприятия. Занятия этики через обрядность и традиции. Развитие свободного детского общения во всех видах детской деятельности; приобщение детей к культурным нормам и традициям семьи, чувства привязанности к месту рождения и жительства, уважения моральных устоев, знания правил речевого и неречевого поведения.
3-й этап – сентябрь – декабрь 2019г. Результативность проекта прослеживать через познавательную, творческую активность дошкольников, отражающиеся в мероприятиях духовно-нравственного характера, проводимые на селе и в детском саду, обогащение речи, способность понимать и чувствовать пластичность речевых оборотов, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность бурятского языка.
[b]Механизм реализации проекта осуществляется через:[/b]
- интегрированные игровые занятия, ситуативно-вариативные, событийные мероприятия, проводимые в ДОУ и на селе: праздники, досуги, конкурсы, спортивные состязания, музыкально-театрализованные представления, мастер-классы, экскурсии на природу, по памятным местам;
- сотрудничество и сотворчество детей и взрослых с целью воспитания патриотизма, возрастание интереса к родному краю через благозвучность, напевность, образность родного языка, приобщение дошкольников к сказочным сюжетам, раскрытие красоты родной природы через действенно-практическое отношение.
Новизна проекта:
- Ценность проекта состоит в изучении регионального фольклора с детьми дошкольного возраста. На его основе узнать историю края, традиции сибиряков, сибирскую культуру, где расселилось много бурятов – это способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает чувство патриотизма.
- интеграция разных видов детской деятельности в системе ребенок – взрослый по проблеме обучения; развитие индивидуальных способностей, накопление опыта разговорной речи у дошкольников;
- определение организационных условий создания модели дополнительного образования - кружковая деятельность;
- разработана программа разговорной бурятской речи «Бурятский язык в родных пенатах»;
- в работе используются авторские проекты, диск «Хун болохо багаhаа» (С малых лет) педагога Болотовой Ц. Б. ;
- формирование умений и навыков детей позиционировать себя в качестве актёров, воспитателей, учителей, художников, сказочников и др.