Ольга Гавриш
Проект «Бумажное королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
«БУМАЖНОЕ КОРОЛЕВСТВО»
Это всё – эксперименты – интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился, сколько времени он длился?
Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
В соответствии с требованиями ФГОС ДОУ ребё нок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым и неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому и любить экспериментировать.
Публикация «Проект „Бумажное королевство“» размещена в разделах
Ребёнок по своей природе исследователь. Исследовательская активность, это естественное его состояние, ребенок настроен на познание окружающего мира, хочет его познать. Окружающая действительность предстаёт перед ним во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Только в непосредственном взаимодействии с окружающим миром, ребёнок приобретает много полезной и ценной информации.
С самого раннего детства детей привлекает бумага, потому что она шуршит, её можно смять, порвать и даже попробовать на вкус. Дети по собственной инициативе рисуют на бумаге, занимаются аппликацией, создают поделки, которые затем используют в играх. Бумага – самый распространенный в работе с детьми материал. Работая с бумагой, дети приобретают дополнительные знания и практические умения, расширяют свой кругозор, развивая речь и совершенствуя мелкую моторику рук.
Дети старшего дошкольного возраста уже достаточно подкованы в методах и формах работы с бумагой, и тем интереснее им узнать знакомый материал с новой стороны, сделать собственные важные открытия, научится бережно и рационально её использовать. Но чтобы иметь на столе тетради, красивые учебники, интересные книги, журналы и другие предметы из бумаги, необходимо экономить ее, а для производства одной тонны бумаги требуется 17 деревьев.
Итак, интерес детей к бумаге и подвел нас к проекту «Бумажное королевство». Почему «Бумажное королевство»? Потому что этот доступный и универсальный материал, с которым мы встречаемся ежедневно, является предметом наглядного изучения, привлекает своей доступностью и огромными возможностями интегрирования.
И все-таки у детей недостаточно знаний о разнообразии видов бумаги, ее свойствах, откуда появилась бумага, как её изготавливают, и можно ли бумагу сделать самостоятельно.
ГИПОТЕЗА
Если применить исследовательскую деятельность по ознакомлению со свойствами и видами бумаги, дети проявят интерес к окружающей действительности и стремление к самостоятельному ее познанию
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Создание условий для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста к опытно-экспериментальной деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Образовательные:
1. Познакомить детей с историей возникновения и способами изготовления бумаги.
2. Познакомить детей с видами и свойствами бумаги.
3. Расширять и активизировать словарь.
4. Побуждать к творческим поискам и решениям.
5. Способствовать развитию интереса к изготовлению бумаги.
Развивающие:
1. Развивать умение проводить эксперимент, делать выводы на основе проведённого исследования, устанавливать причинно-следственные связи.
2. Развивать исследовательские умения и любознательность.
3. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
4. Развивать творческие способности детей.
5. Развивать взаимопомощь и умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность и инициативу.
2. Воспитывать потребность в речевом общении.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Воспитывать рациональное отношение к бумаге.
5. Воспитывать аккуратность и трудолюбие.
ЗАДАЧИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Ознакомиться с методической литературой по теме проекта «Бумажное Королевство».
2. Повышать педагогическую грамотность.
3. Повышать теоретический и профессиональный уровень в организации проектной деятельности с детьми.
4. Создать условия для проведения экспериментальной деятельности.
ЗАДАЧИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Участвовать в развитии поисково-познавательной деятельности детей в домашних условиях.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
• Приобретение детьми знаний об истории возникновения, способами изготовления, видами и свойствами бумаги, о её пользе в жизни человека, бережного и рационального отношения к бумаге.
• Закрепление знаний о причинно-следственных связях экологического состояния Земли и жизнедеятельности человека.
• Приобретение детьми навыков проведения экспериментов с бумагой.
• Изготовление бумаги «в домашних условиях» своими руками.
• Обогащение РППС группы: оформление коллекции видов бумаги, картотеки опытов с бумагой.
• Улучшение взаимоотношений между участниками проекта.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
• Системность.
• Наглядность.
• Деление материала на основные темы.
• Творческое исследование.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Организационный
определение цели и задач проекта, участников проекта;
ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта;
подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для занятий, исследовательской деятельности и индивидуальной работы с детьми вне занятий;
разработка методических пособий.
Практический
осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий; развлечений и других мероприятий.
осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей.
Заключительный
обработка и оформление материалов проекта;
открытое мероприятие с участием родителей;
закрепление приобретенных навыков: умение работать по предложенным инструкциям, умения творчески подходить к решению задачи, умения довести решение задачи до конечного результата.
ПОЧЕМУ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ БУМАГУ
Бумага – самый распространенный в работе с детьми материал, дает возможность для развития творчества, является предметом наглядного изучения, привлекает своей доступностью и огромными возможностями интегрирования.
Работа с бумагой содействует развитию мелкой моторики глазомера, связанной речи и обогащению активного словаря.
Работая, с бумагой у детей развивается пространственное и конструктивное мышление, произвольное внимание, наблюдательность, умение анализировать, комбинировать, любознательность, самостоятельность, творческое воображение и эстетический вкус.
В процессе работы с бумагой воспитываются нравственно-волевые качества: усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу.
Игры с поделками из бумаги дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде.
Работая с бумагой у детей, зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление доводить дело до конца, а также взаимопомощь, поддержка, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживать.
У детей развивается желание сделать приятное поделкой сделанной своими руками или рисунком.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями, составлен с учётом возрастных особенностей детей, основных принципов, требований к организации и содержанию образовательной деятельности в ДОУ.
Название проекта : «БУМАЖНОЕ КОРОЛЕВСТВО»
Тип проекта : практико-ориентированный.
Вид проекта : групповой, долгосрочный.
Сроки реализации: ноябрь 2019г. – март 2020г.
Объект исследования: бумага.
Предмет исследования: свойства бумаги.
Участники проекта : воспитанники группы №7 «Полянка», воспитатели группы №7 «Полянка», воспитатель по ИЗО деятельности, родители воспитанников.
Методическое обеспечение: ИКТ, разные виды бумаги и картона, материалы для экспериментирования (вода, клей, ножницы, масло растительное, молоко, свеча, материалы ИЗО деятельности.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ (2019-2020г. г.)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
НОЯБРЬ
1. Просмотр мультимедийной презентации «Откуда к нам пришла бумага?» Познакомить с историей бумаги с этапами производства бумаги. Формировать целостную картину мира. Знакомить детей с названиями, свойствами и происхождением и технологией изготовления бумаги.
Расширить представления о многообразии использования бумаги человеком.
2. «Дерево – источник бумаги»
Развивать грамматический строй речи, произвольное внимание, мышление, обогащать словарный запас детей. Воспитывать интерес к изучению нерукотворного мира, бережное и рациональное отношение к бумаге.
3. Опытно-экспериментальная деятельность
• опыт «Сравнение бумаги» Познакомить детей с основными свойствами бумаги.
Исследовать звук, который издает бумага при сминании, при разрывании.
• опыт «Сминание бумаги»
• опыт «Разрывание бумаги»
4. Изготовление подарка ко Дню мамы в технике оригами Развивать желание делать приятное своим близким.
Развивать художественно-эстетический вкус и творческие способности детей.
Развивать умение конструировать из бумаги.
Способствовать развитию мелкой моторики рук и глазомера.
5. Чтение рассказа Б. Житкова «Откуда пришла бумага?» Развивать устную речь, память, внимание, отвечать на вопросы полным предложением.
6. НОД «Почувствуй себя волшебником», рисование в технике «по сырому» Познакомить детей со свойствами бумаги с помощью нетрадиционной техники рисования «по сырому».
7. Участие в акции «Всем миром», мастер-класс от родителей «Отзывчивое сердце».
ДЕКАБРЬ
1. НОД «Какая бывает бумага». Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги; развивать исследовательские действия, умение устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
2. Опытно-экспериментальная деятельность
• опыт «Бумага гнется» Побуждать детей устанавливать
причинно-следственные связи при работе с бумагой (мокнет, сгибается и др.)
• опыт «Вода и бумага»
3. «Сказки о бумажной фее», З. Литвинова Знакомить с литературными произведениями о бумаге, расширять представления детей о ней, воспитывать интерес к изучению нерукотворного мира. Воспитывать любовь к книге, чтению, интерес и положительное отношение к устному народному творчеству.
4. НОД «Здравствуй, зима!», рисование в технике «мятой бумагой»
Познакомить детей со свойствами бумаги с помощью нетрадиционной техники рисования «по мятой бумаге».
ЯНВАРЬ
1. Д/И «Скажи наоборот», «Что изменилось?» Развивать умение у детей подбирать слова, противоположные по смыслу.
Способствовать развитию связной речи.
2. Чтение «Сказки о бумажном королевстве», А. Торопов
Развивать устную речь, память, внимание, отвечать на вопросы полным предложением.
3. Опытно-экспериментальная деятельность
• опыт «Поющая бумага»
Обогащать знания детей о свойствах бумаги
• опыт «Склеивание бумаги»
4. НОД «Мой город»
«Нетрадиционное рисование картоном»
Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги.
Способствовать умению рисовать картонными полосками разной ширины.
ФЕВРАЛЬ
1.«Сказки о бумажной балерине», Д. Новак
Развивать речь детей, умение понимать смысл произведения, полным предложением отвечать на вопросы педагога.
2. Подарок папе
Формировать представления об отечественных традициях и празднике День Защитника Отечества.
Развивать стремление радовать родных подарком, изготовленным своими руками.
3. Опытно-экспериментальная деятельность с бумагой
• опыт «Летающая бумага» Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы
• опыт «Бумага впитывает масло»
4. Беседа «Может ли бумага быть опасной?» Создание проблемной ситуации
МАРТ
1. Д/И «Угадай на ощупь» («Чудесный мешочек», «Из какой бумаги сделано?» Формировать познавательный интерес к свойствам бумаги, на основе сравнения
(на ощупь определить вид бумаги, рассказать о ее свойствах)
2. Опытно-экспериментальная деятельность с бумагой
• эксперимент «Волшебный цветок» Продолжать знакомить со свойствами бумаги, делать выводы, опираясь на результаты.
• эксперимент «Секретное послание»
3. Бумага своими руками Познакомить детей с одним из способов
изготовления бумаги. Сделать бумагу вместе с детьми.
4. Работа с родителями
Познакомить и заинтересовать родителей в развитии поисково-познавательной деятельности детей в домашних условиях,
5. Мастер-класс от родителей (химические опыты) Формировать у детей и родителей познавательный интерес к поисковой, исследовательской деятельности.