Наталья Маринченко
Проект «Будущие актеры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9
ПРОЕКТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ
«Будущие актеры»
Автор и руководитель:
воспитатель
I квалификационной категории
Маринченко Наталья Ивановна
Узловая
2017
Содержание
1. Паспорт проекта… 3
2. Введение… 4
3. Актуальность…. 5
4. Подходы и принципы… 6
5. Этапы и мероприятия реализации проекта…. 7
6. Методическое обеспечение…. 9
7. Материально-техническое оснащение… 10
8. Кадровое обеспечение…. 10
Публикация «Проект „Будущие актеры“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
9. Ресурсы… 12
10. Ожидаемые результаты…. 13
11. Риски и пути минимизации последствий рисков… 13
12. Перспективы развития проекта… 14
13. Результативность… 15
14. Заключение….… 17
15. Список литературы… 18
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта : «Будущие актеры».
Автор и руководитель проекта : воспитатель 1 квалификационной категории муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 9 Наталья Ивановна Маринченко.
Вид проекта : практико-ориентированный.
Цель проекта : ориентация воспитанников на будущее профессиональное самоопределение.
Задачи проекта :
• создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, а также для совместной деятельности детей и взрослых;
• сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах;
• раскрыть творческий потенциал дошкольников;
• учить детей различным средствам импровизации;
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• вовлечь родителей в совместную театральную деятельность.
• обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.
Участники проекта
1. Воспитанники группы
2. Педагоги детского сада
Партнеры: родители воспитанников группы
Возрастная категория: 5-7 лет
Срок реализации проекта : 3 года
Концепция проекта
Привить ребенку хороший вкус и любовь к прекрасному – значит инвестировать родительские ресурсы в его будущее успешное развитие.
Введение
«Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа…»
Дети - лучшие артисты, с этим не поспоришь. Только у одних талант так и рвется наружу, а у других, стеснительных и робких, проявляться не спешит. И на помощь, конечно, придут сказки, где добро побеждает зло, птицы и звери могут говорить, гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя. Сказки близки и понятны детям, а отражение своего мироощущения они находит в театре.
Мир театра – страна реальных фантазий, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и звуков. Театр – благодатная почва для творчества.
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.
Предшествующая работа к проекту «Будущие актеры» началась давно и проходила в виде кружковой работы в течение 7 лет. Апробация рабочей программы по дополнительному образованию «Те-ре-мок» была представлена на сценических площадках города в районных конкурсах детского творчества «Маленькие чудеса».
1. «Снежная Королева» - 2007 г. – II место
2. «Мама» - 2008 г. – I место
3. «По-Щучьему велению» - 2009 г. - II место
4. «Золушка» - 2010 г. - II место
5. «Новые приключения Элли и Татошки» - 2011 г. – I место
6. «Варвара-кружевница» - 2012 г. – II место
7. «Волк и лиса» - 2014 г. – II место
8. «Волшебный цветок» - 2015 г. – III место
9. «Волшебные краски» - 2016 г. – II место
Актуальность
Одним из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка». Поэтому театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности, ориентированной на профессиональное самоопределение воспитанников.
Современный ребенок взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Влияние телевидения и виртуальных компьютерных игр уже в дошкольном возрасте делает его пассивным зрителем. А занятость родителей порой не дает возможность разглядеть в своем малыше пока еще скрытые таланты. Задача педагогов вовремя разглядеть задатки способностей и не погубить их с самого начала. Это позволит ребенку в будущем стать полноценным и счастливым человеком. И что не менее важно — профессионалом своего дела. Остается найти таланты у ребенка и дать им развиться. Если не будет деятельности, то ни один человек, какими бы он не обладал задатками, не станет специалистом. Конечно, развитие ребенка зависит не только от воспитания в детском саду, условий жизни в семье, но и от характера. Зачастую родители нуждаются в помощи, чтобы разглядеть талант своего малыша и вовремя направить его в нужное русло. Но главное – родители хотят видеть в своем ребенке, отзывчивость, доброту, взаимопонимание, уверенность в себе.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереживать.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.
Подходы и принципы
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Принцип креативности. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
Этапы и мероприятия реализации проекта
№ п/п Этапы и мероприятия Сроки реализации
2014-2015 2015-2016 2016-2017
1. Исследовательский:
- изучение методической литературы;
- предварительный мониторинг;
- анкетирование родителей;
+
+
+
2. Подготовительный
- Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов в области художественно-эстетическое воспитание;
- разработка рабочей программы «Закулисье» (вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования);
- обновление рабочей программы по дополнительному образованию «ТЕ-РЕ-МОК»
- совершенствование Театральной студии в ДОУ и Центра театрализации в группах;
- разработка дидактических и интерактивных пособий;
- создание мультимедийной картотеки театральных костюмов;
- создание электронной коллекции положительных и отрицательных героев сказок.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3. Практический:
- реализация рабочей программы «Закулисье» (приложение 1);
- реализация рабочей программы по дополнительному образованию «ТЕ-РЕ-МОК» (приложение 2);
- посещение детских театральных постановок;
- постановка театрализованных представлений для родителей и детей детского сада;
- создание театра ростовых кукол, тростевых и кукол на гапите;
- работа с социумом: показ театральных представлений для учащихся МКОУ СОШ № 21, для участников МУДО «Центр досуга детей и молодежи», для зрителей МБУК «Молодежный театр»;
- создание ежемесячной газеты для родителей «12 месяцев» с рубрикой «Домашний театр»;
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
4. Обобщающий:
- проведение итогового мониторинга;
- анализ работы по реализации проекта.
+
+
Методическое обеспечение
Программы Технологии и методики
Рабочая программа «Закулисье» Н. И. Маринченко, 2015;
Рабочая программа по дополнительному образованию «Те-ре-мок», Н. И. Маринченко, 2015 Сорокина Н. Ф. «Театр – творчество - дети», 1998
Н. Ф. Губанова. Игровая деятельность в детском саду, 2016.
М. Б. Зацепина. Культурно - досуговая деятельность в детском саду, 2015.
А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду», 2008.
Р. И. Сигуткина «Рекомендации к организации театрализованных игр».
Н. А. Сорокина «Театральные занятия в детском саду».
Додокина Н. В., Евдокимова Е. С. «Семейный театр в детском саду»
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Серия наглядных пособий «Играем в сказку»
Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3-7 лет)
Гавришева Л. Б. Картотека предметных картинок. Выпуск 39. Удивительный мир театра (детям о театре). ФГОС, 2015 г.
Петрова О. «Пластилиновый театр», 2013 г.
Войдинова Н. «Театр кукол», 2008 г.
Скрипник И. С. «Театр теней. Искусство светотени», 2005 г.
Материально-техническое оснащение
Помещения ДОУ Оснащение
Музыкальный зал Цифровое пианино, музыкальный центр, интерактивная доска, проектор, детские музыкальные инструменты, ширмы, декорации
Театральная студия Ширмы, декорации, костюмы, парики, маски, гримерная, куклы разных видов театра
Центры театрализации и уголки ряжения в группах Куклы би-ба-бо, пальчиковый театр, перчаточный театр, театр ложек, театр кружек, настольный театр по принципу вертепного, костюмы, маски, шапочки
Кадровое обеспечение
Профессиональный стандарт педагога оговаривает целый ряд требований к его педагогической деятельности, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Для того чтобы осуществлять театрализованную деятельность достаточно компетенций педагога дошкольного образования (воспитателя) :
Участие в разработке рабочей программы художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды, поддержание эмоционального благополучия ребенка в процессе НОД - театральное.
Планирование и реализация образовательной работы по театральной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения рабочей программы «Закулисье» в группе детей старшего дошкольного возраста.
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка старшего дошкольного возраста.
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (музыкального руководителя, физкультурного работника и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении рабочей программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.
Развитие профессионально значимых компетенции, необходимых для решения образовательных задач художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста с учетом индивидуальных особенностей их развития.
Создание позитивного психологического климата на занятии - театральное и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.
Организация видов деятельности, осуществляемых в старшем дошкольном возрасте: игры (ролевой, режиссерской, с правилами, театрализованной.
Создание условий для свободного выбора детьми ролей.
Организация образовательного процесса художественно-эстетического направления на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
Владение ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Рабочую программу «Закулисье» реализуют воспитатели старшей и подготовительной групп.
Рабочая программа по дополнительному образованию «Те-ре-мок» реализуется в форме кружковой деятельности под руководством воспитателя Маринченко Натальи Ивановны.
Ресурсы
Финансирование ДОУ осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней (областной, муниципальный, внебюджетных средств (часть родительской платы, добровольных благотворительных пожертвований юридических и физических лиц.
№ п/п Наименование Бюджет Сумма
1. Костюмы, парики, маски Областной 100 000
2. Музыкальные инструменты 71 000
3. Цифровое пианино 79 000
4. Дидактический материал (настольные театры, куклы би-ба-бо, серии картин и др.) 80 000
5. Мультимедийные комплекты (ноутбук, проектор, экран) 150 000
6. Мультимедийные комплекты (ноутбук, проектор, интерактивная доска) 180 000
7. Материалы для изготовления ширм, декораций Добровольные благотворительные пожертвования юридических и физических лиц 20 000
8. Материалы для изготовления тростевых, ростовых кукол, кукол на гапите 10 000
9. Материалы для изготовления настольного театра по принципу вертепного 3 000
10. Ткань для пошива костюмов 10 000
11. Материалы для изготовления перчаточного театра, театра ложек, театра кружек 2 000
Ожидаемые результаты
• Создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию у детей театральной культуры;
• Значительно расширены представления детей о театральной культуре;
• У дошкольников сформирована эмоционально-волевая сфера личности;
• Родители воспитанников вовлечены в совместную театральную деятельность, активно участвуют в подготовке и постановке театрализованных представлений;
• Родители и дети чаще посещают учреждения культуры и просматривают детские спектакли.
• Сформировано представление о профессиональном самоопределении воспитанника в будущей профессии.
Риски и пути минимизации последствий рисков
В основе построения проекта лежит логико-структурный подход, который предполагает анализ рисков на этапе прогнозирования целей и задач, действий, направленных на достижение планируемых результатов.
Возможные риски:
Работа с педагогами. Недостаточное владение в определенной степени артистизмом и использование актерских умений воспитателями в образовательном процессе и в формировании нравственных качеств детей.
Пути минимизации последствий риска:
• Выступление с опытом работы на педсоветах;
• Мастер-класс «Актерское мастерство педагога – залог успешного самовыражения ребенка»;
• Организация «Клуба творческих встреч» для воспитателей;
• «Школа актерского мастерства» на базе МКУК «Дом культуры поселка Брусянский».
Работа с родителями. Незаинтересованность родителей в воспитании театральной культуры, в совместных детско-родительских театрализованных постановках.
Пути минимизации последствий риска:
Системная просветительская, информационная работа с родителями по театрализованной деятельности:
• Консультации;
• Организация «Дня открытых дверей»;
• Ведение страницы на сайте детского сада;
• Создание альбома отзывов «Юные актеры», которая станет обратной связью между педагогами и родителями;
• Совместные посещения театральных представлений Молодежного любительского театра;
• Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, декораций, костюмов к театрализованной деятельности.
Перспективы развития проекта
Организация совместных театрализованных представлений и мастер-классов по обмену опыта в области актерских умений, изготовлению атрибутов, декораций, костюмов между социальными партнерами и детским садом.
Обновление развивающей предметно-пространственной среды, методического и дидактического обеспечения.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области художественно-эстетического развития.
В свете современных требований, введения ФГОС ДО есть все возможности и перспективы выхода данного проекта на реализацию основных идей и целей проекта.
Результативность
Проект по профессиональной навигации «Будущие актеры» продолжает реализовываться, и мы можем говорить о сравнительном результате по итогам только первого года реализации проекта.
Стартовый мониторинг
Итоги 1 года
Участие воспитанников и педагогов
в творческих конкурсах разного уровня
2017 I место Всероссийский творческий конкурс «Эффективная работа с одаренными детьми» (Маринченко Н. И.)
2016 III место Районный фестиваль детского творчества «Маленькие чудеса» номинация «Театрализованная деятельность»
2015 III место Районный фестиваль детского творчества «Болдинская Осень»
2015 III место Районный фестиваль детского творчества «Маленькие чудеса» номинация «Театрализованная деятельность»
2014 Благодарственное письмо За уровень профессионализма, творческий подход к участию в конкурсе «Болдинская Осень»
2014 II место Районный фестиваль детского творчества «Маленькие чудеса» номинация «Песенное творчество»
2014 II место Районный фестиваль детского творчества «Маленькие чудеса» номинация «Театрализованная деятельность»
2014 II место Районный фестиваль детского творчества «Маленькие чудеса» номинация «Танцевальное творчество»
Заключение
Созданные условия в ходе реализации проекта способствовали созданию целенаправленного выявления творческого потенциала всех детей, поддержки и развития детей с признаками одаренности.
Увеличилось число детей активно занимающихся театрализованной деятельностью за пределами ДОУ: посещение Дворца детского (юношеского) творчества, театральной студии МКУК «ДК поселка Брусянский», МБУК «Молодежный театр».
Возникла потребность по распространению опыта работы с детьми с признаками одаренности и задатками актерского мастерства среди педагогов.
У родителей сформировался устойчивый интерес к театральному искусству и театральной деятельности в ДОУ, как к стартовой площадке реализации творческого потенциала и актерского мастерства своих детей.
В рамках проекта создана видеотека театрализованных постановок, систематизируется материал накопительного банка сценариев.
Создан альбом отзывов родителей и зрительских симпатий.
Получена положительная оценка коллег и родителей на заседаниях «Клуба творческих идей» педагогов, родительских собраниях группы и детского сада. А также опыт работы по театрализованной деятельности был представлен на районной неделе «Профессионального мастерства» для педагогических работников 14.02.2017г., где получил положительную оценку опытных педагогов.
Проведенная работа по реализации проекта освещена на сайте детского сада в ленте новостей.
Список литературы
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005 -№ 4;
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М Творческий центр, 2009;
3. Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. – М. 1986.
4. Булатова О. С. Педагогический артистизм: учеб. пособие. М. : Издательский центр «Академия». 2001;
5. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
7. Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., 2002;
8.