Ольга Жердева
Проект «Божья коровка» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Солнышко»
«Божья коровка - полезный жучок, В черный горох у нее пиджачок»
Вид проекта : информационный
Участники: групповой (дети младшей группы)
Срок: краткосрочный
Подготовил:
Жердева О. В.
воспитатель МАДОУ
«ДС №15 «Солнышко»
ст. Староминская
2017 г.
1. Пояснительная записка
Публикация «Проект „Божья коровка“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Божья коровка. Все о божьих коровках для детей
- Божья коровка. Проекты, планы
- Молоко, корова. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников и формирование знаний об окружающем мире приобретает особую остроту и актуальность. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры, осознание правильного отношения к явлениям живой и неживой природы. Заложить любовь к природе родного края можно только в раннем возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание детей, разбудить в детях интерес к живой природе и всячески поддерживать пытливость ума данного возраста.
История нашего проекта началась с того, что во время игровой ситуации в группе детей младшего возраста обратили внимание на радостный клик Антона который стоял у окна: «Ура! Божья коровка!» группа детей подбежали к мальчику. На окне сидел жук, красивого красного цвета в чёрную точечку дети дружно воскликнули «Да божья коровка!» И пошла вереница детских вопросов:
-А почему этот жук так называется?
- А чем она питается?
- А где живет?
- И сможет ли жить у нас в группе?
Таким образом, возникла актуальная проблема: из беседы с детьми по ряду вопросов: Нужны ли эти насекомые? Приносят пользу или вред? и т. д. я сделала вывод, что дети мало чего знают об этом красивом насекомом.
Контингент участников проекта : дети младшего дошкольного возраста (3-4 года.
Моя роль как педагога заключалась не только в том, чтобы слушать ответы детей, но ещё и задавать вопросы, помогающие ребятам правильно сформулировать предложение и мысль: «Что вы знаете о «божьей коровке»? «Что бы вы хотели узнать?», «Как мы можем узнать?» и т. д.
Так сформировалась основная идея проекта : сформировать представление детей о данных насекомых, их вреде или пользе, а так же развития поисково-исследовательской деятельности.
Цель проекта : знакомство с божьей коровкой как объектом живой природы. Формирование у детей в процессе организации познавательной деятельности ценностного отношения ко всему живому.
Задачи проекта :
1. Развитие у детей потребности в приобретении новых знаний об окружающем мире.
2. Формировать у детей познавательные умения:
- наблюдать, сравнивать и анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, творческую самостоятельность.
- отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (музыкальной, художественной, игровой).
3. Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида, жизнедеятельности насекомого.
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и гуманное отношение ко всему живому.
Объект исследования: насекомое - божья коровка.
Механизмы реализации проекта :
- практическое исследование путем наблюдения
- беседы
- рассматривание иллюстраций
- просмотр мультфильма
- рисование
-разучивание танца «Божья коровка»
Продолжительность проекта :
02.02.2017 г. – 14.02.2017 г.
Содержание проекта.
Цель: Сформировать у детей общее представление о насекомом (божья коровка).
На первом этапе реализации проекта с детьми были проведены беседы «Божья коровка – какая она?», «Где живет и чем питается божья коровка?», «Польза божьей коровки». С помощью бокса 3D изучили внешнее строение жука. Совместно с родителями собраны иллюстрации о жизни божьей коровки. Большой интерес у детей вызывало чтение стихов с мультимедийной презентацией.
С детьми были организован ряд совместных игровых образовательных ситуаций:
- «Божья коровка».
Задачи:
• Дать представление о божьей коровке, как о виде насекомых;
• Пополнить и активизировать словарь детей по теме;
• Развивать зрительное восприятие (цвета, формы, размера предметов);
• Развивать умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
В ходе игровой образовательной ситуации дети рассмотрели иллюстрации, игрушечную божью коровку. В процессе рассматривания педагог предлагал определить цвет, форму и величину насекомого, затем было предложено определить какого цвета и формы пятнышки на божьей коровке и много ли их. В дальнейшем педагог предложил определить, если у нее голова, лапки, усики, крылышки. Дети активно отвечали на вопросы и с интересом рассматривали иллюстрации.
Ребятам так же были в восторге от дыхательного упражнения «Согреем божью коровку». Малыши дышали на ладошки, а затем дули на них, что бы с дуть насекомое. Так же детям было предложено превратиться в божьих коровок : полетать и пожужжать как она.
-«Где же домик божьей коровки?»
Задачи:
- способствовать расширению знаний детей о насекомом «божья коровка»,
-развивать речь детей,
-развивать у детей положительные эмоции от полученного результата,
-формировать у детей интерес к рисованию нетрадиционным способом-пальчиком.
-воспитывать доброе отношение к насекомым, проявлять заботу о них.
На данной игровой образовательной ситуации было предложено ещё раз рассмотреть божью коровку и повторить какая она. Дети активно включились в беседу. Игровую образовательную ситуацию педагог строил как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Очутившись в сказке, дети нашли чудесное дерево под которым плакала божья коровка, которой нужно было помочь найти её домик. Дети сразу проявили участи и желание помочь. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия. После разрешения проблемной ситуации: домик божьей коровки нашелся. Педагог предлагает детям нарисовать друзей для неё, что бы ей не было скучно и грустно. Малыши с радостью включились в творческую деятельность.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и задачам. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность, каким-то одним видом дельности.
«Вот такой наряд у нашего жука!» (лепка).
Задачи:
- Развивать продуктивную деятельность детей, творчество.
- Развивать умение работать аккуратно.
В данной игровой образовательной деятельности удачно сочетались методы и приемы, что способствовало детской деятельности, которая проходить в легкой ненавязчивой форме. При слушании художественного слова у детей непроизвольно было задействовано внимание. В процессе деятельности своевременно использовались физкультминутка и пальчиковая гимнастика.
Весь сюжет игровой образовательной деятельности построен в сюжетно-игровой форме, в процессе которой дети активно осваивали приемы лепки и приобретали представления о строении насекомого. В свою очередь, формировались следующие социально-нормативные характеристики: эмоциональная отзывчивость, любознательность, умение слушать, действовать по инструкции.
Что может быть более ярким и запоминающим, приносящим массу положительных эмоции и восторга чем детские добрые мультфильмы. Для детей был показан познавательный мультфильм «Божья коровка» Весёлая карусель № 39 (Союзмультфильм, который учит детей бережно относится ко всем насекомым и природе в целом.
Ежедневно с детьми организовывались подвижные игры, с помощью которых дети закрепляли поведение насекомого:
«Божья коровка и ветерок», «Как летает божья коровка» и др.
Очень увлекательными и занимательными для детей были настольные игры «Разрезные картинки – насекомые», пазлы, лото «Насекомые», «Приключения божьей коровки» благодаря которым малыши познают некоторые физические аспекты мира, тренирует такие качества как моторика, память, наблюдательность и даже креативность и воображение.
Так же во время игровой образовательной деятельности было задействовано чтение художественной литературы с целью формирования любви к природе. Это способствовало комфортной эмоционально-окрашенной обстановке. Дети с интересом слушали сказки и заучивали потешки. («Травка-муравка. ,.», «На улице три курицы.», «Тень, тень, потетень.», «Курочка-рябушечка.», «Дождик, дождик, пуще.», «Божья коровка. ,», «Радуга-дуга.»).
Божья коровка,
Черная головка.
Улети на небо,
Принеси нам хлеба
Черного и белого.
Только не горелого
Итоги проекта
Разучивание танца «Божья коровка» явилось завершением проектной деятельности. Дети исполнили для мама свой красивый танец. И этот танец способствовал пробуждению творческих способностей детей и дал возможность через гармонию движений эти способности реализовать.
В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать здорово и красиво
Результаты проектной деятельности :
В результате нашего проекта удалось :
1. Сформировался устойчивый интерес детей к природе.
2. Закрепилось чувство сопереживания и желание помочь маленьким
обитателям природы.
3. Подарок – танец «Божья коровка» к празднику 8 марта.
3. Оценка результатов
В ходе проекта.
Реализуя проектную деятельность мы были нацелены на обобщение и обогащение опыта детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о насекомом – божья коровка, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.
У детей появились : интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети не знали где обитает, чем питается и полезна ли жизнедеятельность божьей коровки, то по окончанию работы над данным проектом группа знала ответы на все интересующие их вопросы.
Задачи проекта выполнены в полном объёме, цель проекта достигнута.
Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.
Не обижайте лесных насекомых! В лесу летают мотыльки. Ползут козявки и жучки…Природа – мать им жизнь дала. У них у всех свои дела. Ты их увидишь на пути – Не обижай, а отойди! Без насекомых лес, друг мой. И одинокий, и пустой
Используемая литература:
1. Насекомые. Полная энциклопедия пер. с англ. М. Авдониной М. : 2007. - 256 с.
2. Детская энциклопедия "Насекомые" Росмэн 2012 г.
3. Художественная литература.
4. https://345-games.ru, https://lib.babr.ru.
5. Интернет ресурсы.