Наталия Рылеева
Проект «Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «…Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы».
Выполнила Рылеева Н. Л. ,
музыкальный руководитель МКДОУ д/с № 275.
Актуальность.
Введение ФГОС ДО поставило перед нами задачу поиска нового содержания и форм работы с детьми. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный ФедеральнымиГосударственными Стандартами дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей.
Публикация «Проект „Блеснул мороз, И рады мы проказам матушки зимы“» размещена в разделах
Одним из наиболее эффективных средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, представляются нам интегрированные занятия, цель которых – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Интеграция в системе специально организованной деятельности очень актуальна, так как:
• повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, что способствует повышению уровня обучения и воспитания у дошкольников;
• способствует развитию изобразительных и музыкальных способностей, навыков и умений;
• способствует развитию речи, помогает лучше понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
• позволяет систематизировать знания;
• снимает перенапряжение, перезагрузку утомляемости дошкольников, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу на каждой минуте занятия;
• способствует формированию целостных представлений и целостной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической и прикладной.
Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству поэтов классиков, через синтез, через синтез искусств.
Задачи:
1. Развивать музыкальные и творческие способности детей.
2. Учить самостоятельно, определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него.
3. Расширять и обогащать представления детей о зимнем времени года посредствам музыкально-эстетического воспитания.
4. Развивать певческие навыки, музыкальный слух.
5. Приобщать детей, педагогов и родителей к музыке и поэзии по данной теме.
Основное содержание проекта
Проект «…Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы» был задуман для ознакомления детей старшего возраста с различными музыкальными произведениями зимней тематики. Он направлен на знакомство детей с музыкой о зиме, повышение интереса детей к музыкальной деятельности, воспитание эстетического вкуса через комплекс мероприятий.
Ожидаемые результаты.
Для детей: формирование доступных знаний по данной теме, умение применять их на практике, воспитание эстетического вкуса, возникновение желания самостоятельно слушать музыку и исполнять песни на данную тему.
Для педагогов: получение практического опыта по работе с детьми по данной теме.
Для родителей: через совместную деятельность взрослых и детей повысить интерес семьи к музыкальной деятельности в детском саду.
Ресурсы и условия реализации проекта
Создание предметно - развивающей среды, исследовательская деятельность,
художественное творчество, музыкальная деятельность, привлечение родителей к совместной деятельности.
Материальное обеспечение проекта :
Мультимедиа, презентация «Зима», репродукции картин: «Зима» И. И. Шишкин, «Сказка инея и восходящего солнца» И. Э. Грабарь; «Зима», 2-я часть, записи музыкальных произведений: цикла «Времена года» А. Вивальди, пьеса П. И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года».
Вид проекта – групповой.
Тип проекта – творческий.
Участники проекта - дети старшего возраста и воспитатели группы.
Форма проведения: познавательные занятия, беседы, дидактические тематические игры, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями, НООД.
Продолжительность – краткосрочный.
Основные этапы реализации проекта :
Подготовительный этап.
1. Определение темы (проблемы проекта).
Проблема проекта – недостаточные знания у детей по данной теме.
2. Составление плана, формулирование цели, задач проекта.
3. Изучение Интернет- ресурсов по теме проекта.
4. Подбор методической литературы по данной теме, подбор музыкального репертуара, разработка конспектов НООД, атрибутов к занятиям и оформлению зала.
5. Анализ предметно - развивающей среды группы.
Основной этап.
1. Наблюдения за явлениями в природе зимой.
2. Рассматривание репродукций картин русских художников.
3. Прослушивание музыкальных произведений.
4. Разучивание танцев, песен согласно тематике.
5. Словарная работа: учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением. Обогащать активный словарь детей.
6. Чтение стихотворений, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов.
Заключительный этап. НООД.
Конспект НООД.
Ход занятия
Звучит музыка, дети заходят в зал, садятся.
Ребенок:
Я хочу увидеть музыку
Я хочу услышать музыку,
Что такое эта музыка
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели это музыка
и капели это музыка,
есть особенная музыка
в тихом шелесте ветвей.
Музыкальный руководитель (м. р.). Ребята! Ну что, поможем Арише осуществить мечту? Сегодня наша встреча посвящена чудесному, красивому, любимому вами времени года. О нё м моя загадка:
Кто поляны белит белым и на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины, разукрасил все витрины?
Дети. Зима! (Слайд №2.)
М. р. Мы сегодня узнаем, как композиторы, поэты и художники изображали в своих произведениях зиму. Для этого мы отправимся в путешествие с подружкой зимы – снежинкой (слайд №3). Давайте проследим её зимний путь.
(Звучит музыка – «Зима», 2-я часть, из цикла «Времена года» А. Вивальди.)
Это произведение итальянского композитора Антонио Вивальди «Зима» (слайд №3).
Он жил давно – давно, был известным композитором, музыкантом, дирижером. Он сочинил большое количество музыкальных произведений.
Скажите, какой основной инструмент вы услышали именно в этом музыкальном фрагменте? (Ответы детей). Произведение звучало в исполнении скрипки. (Ответы детей).
Льётся чудесная ария в стиле bel canto («прекрасное пение»).
Какая музыка по характеру? (Искрящаяся, солнечная, волшебная, мелодичная, нежная.) Что вы представляете, слушая это произведение? (Зимний лес, снежные шапки деревьев, голубое небо, искрящийся на солнце снег.) (Слайд №4.)
Снежинка наша радуется чудесной погоде.
Зимняя сказка: вся в белом земля,
Пледом пушистым покрыты поля,
Небо морозной звенит чистотой…
Скрипка поёт, красоты неземной.
Тихие звуки летят в вышине,
Что-то тревожное слышится мне.
Вдруг словно вихрем смычки взорвались,
Снежною бурею вверх понеслись.
Скрипка Вивальди в морозную даль
Мысли уносит под снега вуаль…
И торжествующих звуков полёт
Музыкой вечной над миром плывёт.
(Н. Вечерская)
М. р. Русская зима у поэтов, музыкантов, художников – настоящая красавица. Порой озорная, порой тихая, словно сон.
Посмотрите, как изобразили художники зиму (на экране демонстрируются картина «Сказка инея и восходящего солнца», Игоря Эммануиловича Грабаря и картина «Зима» Шишкина И. И.). Вы узнали эти художественные произведения? (слайды №5).
(Ответы детей.)
Разукрасила Зима.
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках.
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
«Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите, Ветви опушите!» (М. Пожарова)
- Какое настроение у этой картины?
Дети: нежное, спокойное, радостное.
М. р. Какая картина подходит к музыке, которую мы только что прослушали? Какое настроение их объединяет? (Зима торжествует, снег сверкает. Настроение радости.)
Молодцы! Художник талантливо, замечательно показал, как прекрасна наша русская природа в зимнее время года.
М. р. Ребята! У меня есть зимние помощницы – ленточки! Они нам помогут нарисовать зимний лес. Сказочный, таинственный, снежный…
Импровизация под музыку.
Кружатся снежинки в воздухе морозном (кружимся)
Падают на землю кружевные звёзды (приседаем)
Вот одна упала на мою ладошку (ловят)
Ой, не та снежинка! Подожди немножко! (дуют)
М. Р. Продолжаем наше путешествие! Полетела снежинка дальше. (На экране слайд№ 6, Чайковский П. И.)
Это портрет русского великого композитора, который написал цикл пьес о временах года, в том числе и о зиме. Кто может назвать имя этого великого композитора?
Дети. П. И. Чайковский.
М. р. Я предлагаю вам прослушать фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года». Попробуйте почувствовать настроение зимы в этой музыке (дети слушают запись пьесы «Декабрь»)
М. р. Ребята, почувствовали настроение? Какое оно?
Музыка на ласковый, не громкий голос, который о чём-то рассказывает. А может просто мечтает, или смотрит, как за окном мягко падают снежинки, стелясь на землю пушистым ковром – мягко, нежно. Слушая эту музыку настроение таинственное, ведь у музыки свои краски, они не красные, не голубые – они особенные.
Основная мелодия пьесы чередуется с эпизодами вальса. Красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он довольно медленный, вернее задумчивый, зимний. И немножко грустный.
слайд№ 7, портрет Шишкина И. И.
М. р. Многие художники посвятили свои картины зимнему времени года. Несколько картин о зиме написал И. И. Шишкин. Он очень любил русскую природу, особенно лес и изображал его в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Шишкин. И сам он, крепкий, широкоплечий, с покладистой бородой, чем-то напоминая могучее дерево.
слайд № 8, картина «Зима» И. И. Шишкина.
М. р. Ребята, я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в эту картину. И почувствовать всю красоту зимней природы.
- Давайте вдохнём воздуха. Какой он?
Дети. Морозный, свежий, прозрачный, лёгкий.
М. р. Давайте прислушаемся – в лесу – тихо, можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох. Что вы слышите?
Дети. Скрип снега, шепот ветра, потрескивание на морозе веток, перелёт птицы с ветки на ветку.
А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина…
М. р. Мне кажется в такой тишине даже слышно, как падают снежинки. Вот и мы давайте превратимся в снежинок, будем плавно кружиться, летать под музыку, а по окончании музыки опустимся на землю и превратимся в сугроб (дети танцуют).
Вы правильно всё описали: и спокойную, весёлую зиму и зиму таинственную, сказочную. Давайте сложим изображение Снежинки из пазлов. (Дети выполняют задание.)
Молодцы! Вот каким интересным оказалось путешествие нашей снежинки! Мы с вами услышали и увидели, как чудесным
образом дополняют друг друга произведения композиторов, поэтов и художников.
Достигнутые образовательные результаты.
Формирование доступных знаний у детей по данной теме, умение применять их на практике.
Формирование устойчивого интереса к музыкальной деятельности.
Формирование желания творчески подходить к выполнению заданий.
Формирование желания заниматься музыкальным творчеством самостоятельно.
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений.
Список используемой литературы.
1. Н. А. Ветлугина. «Музыкальное воспитание в детском саду». Просвещение, 1988г.
2. Зацепина М. Б. «Музыкальное воспитание в детском саду», 2008 г.
3. Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»2014г.
4. МО. П. Радынова. «Музыкальное воспитание дошкольников». Просвещение 1994г.
5. Журналы «Музыкальный руководитель».