Гульфия Ахмадиева
Проект «Балалайка, балалайка, веселее, заиграй-ка»
▼ Скачать
Проект «Балалайка, балалайка – веселее, заиграй-ка»
2022г. январь
Авторы: музыкальный руководитель – Ахмадиева Гульфия Шамилевна ; воспитатель – Галлямова Луиза Канафеевна.
Актуальность.
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира.
Публикация «Проект „Балалайка, балалайка, веселее, заиграй-ка“» размещена в разделах
Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем - почти волшебник. Маленькие дети, когда видят тот или иной музыкальный инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, стремятся найти источник звука. Важно вовремя удовлетворить любопытство ребенка и на волне возникшего интереса дать почувствовать, что музыкальные инструменты обладают не только своим неповторимым голосом, но и уникальной историей происхождения.
Вовлечение дошкольника в мир знакомства с музыкальным инструментом дает возможность ребёнку почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.
В наше время очень мало уделяется внимания русской культуре, русским традициям. Дети всё чаще играют с телефонами, в компьютеры, а родители не рассказывают им историю русского народа. Поэтому я выбрала тему «Балалайка, балалайка веселее, заиграй-ка», чтобы приобщить детей к русскому народному фольклорному творчеству.
Новизна: Проект обеспечивает выстраивание партнерских отношений между музыкальным руководителем, детьми, воспитателями, родителями за счет совместного участия в подготовке и в проведении занятий и мероприятий.
Цель проекта : Приобщение детей к русскому народному фольклорному творчеству.
Развитие творческого потенциала детей через ознакомление с музыкальным инструментом в партнёрском сотрудничестве взрослых и детей.
Задачи проекта :
-, формирование элементарных представлений детей о русском народном инструменте – балалайка;
- воспитание интереса детей к фольклорному творчеству;
- развитие у детей музыкального слуха, желания слушать народную музыку, выделять звучание музыкального инструмента;
- развитие творческих способностей детей, побуждение их к активным, самостоятельным действиям в процессе подготовки к занятиям и на самих занятиях и развлечениях.
- активизация творческого потенциала родителей в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.
- формирование навыков совместной деятельности в коллективе (дети, родители, педагоги).
Предполагаемый результат
В результате реализации проекта :
1. Дети познакомятся с музыкальным инструментом и русским народным фольклором.
2. Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание народной музыки, готовность к творчеству.
Тип проекта : творческий, познавательный
Вид проекта : групповой
Время реализации: краткосрочный (январь-февраль 2022г.)
Участники проекта : воспитатель и дети старшей группы, музыкальный руководитель, родители.
Реализация проекта «Балалайка, балалайка – веселее,заиграй-ка» :
1 этап-подготовительный (создание необходимых условий для реализации проекта)
Создание методической базы по теме «Русский народный музыкальный инструмент балалайка» :
- подбор познавательной литературы по ознакомлению детей с русским народным музыкальным инструментом – балалайка,
- подбор бесед, частушек, загадок, игр с детьми по теме,
- подбор иллюстративного материала по теме,
- подбор аудио и видео записей со звучанием балалайки,
- подбор рекомендаций для родителей.
2 этап-основной (практический)
- беседы, рассматривание иллюстраций, игры с детьми по теме,
- разучивание песенок, отгадывание загадок по теме,
- слушание аудио – записей со звучанием балалайки,
- разучивание танца с балалайками
-выполнение творческого задания детей (аппликация балалайки по городецкой росписи).
3 этап-заключительный
- проведение совместного занятия - онлайн с дедушкой воспитанницы группы по ознакомлению с балалайкой.
-оформление выставки творческих работ детей совместно с родителями
--исполнение частушек под балалайку
- танец с балалайками
-танец «Во поле береза стояла» в исполнении балалайки.
Результаты проекта :
- дети имеют представление о русском народном музыкальном инструменте – балалайка,
-дети ознакомлены с русским народным фольклором,
- укреплены взаимосвязи участников образовательного процесса.
Конспект беседы с детьми старшего возраста о балалайке.
Цель: дать знание о музыкальном инструменте — балалайке.
Задачи:
• рассказать об истории балалайки,
• из каких частей состоит,
• к каким видам муз. инструментов относится.
Ход занятия:
- Ребята отгадайте загадку:
Деревяшка, три струны,
Натянутых, тонких.
Вы узнать её должны!
Поёт очень звонко.
Поскорее угадай-ка.
---Что же это? – …
.(Ответы детей) Правильно, молодцы догадались. Да, это балалайка.
Посмотрите – вот она. (показ инструмента)
- Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте.
Давным - давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… как? (балалайкой).
Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. А есть ли среди вас балалаечники? (ответ детей)
Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах. Посмотрите, из каких частей состоит она - гриф, резонатор, три струны. Корпус у балалайки треугольный. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.
(показ картинки «балалайки части»)
В старину трудно было найти дом, где бы не звучала балалайка : и в крестьянских избах, и в дворянских, и даже при царском дворце нашлось ей место.
- Балалайка так полюбилась людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка. Давайте послушаем, как звучит балалайка
(слушание русского народного танца «Камаринская» в исполнении о. н. и. им. Осипова
- Понравилась вам музыка (ответы детей) Какая она? (ответы детей) Правильно: Веселая, озорная.
- Что хочется делать под эту музыку? (ответы детей)
- Верно, это плясовая.
Было у балалайки и трудное время ее чуть не вытеснили - семиструнная гитара и гармонь. Но однажды услышал звучание балалайки замечательный музыкант Андреев Василий Васильевич, научился играть на ней и понял, что нужно балалайку немного усовершенствовать.
По чертежам Андреева, изготавливают балалайку нового образца, которая отличалась и по виду, а главное по звучанию.
Василий Васильевич начинает упорно трудиться на новом инструменте. Он сочиняет марши, вальсы, полонезы, мазурки. Он создает ансамбль, начинает с ним гастролировать. Так балалайка приобрела всемирную известность.
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.
Подведение итогов занятия:
- О каком русском народном инструменте мы сегодня говорили?
- Какую мелодию, исполненную на балалайке, слушали?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
Коммуникативная игра с пением «Балалайка» для детей 6–7 лет
Играющие образуют круг. В центре круга - ведущий с бутафорской балалайкой в руках имитирует игру на балалайке.
Играющие, держась за руки, идут хороводным шагом и поют:
«Я по улице гуляю, в балалаечку играю.
Ну-ка, бала – балалайка, себе друга выбирай-ка!»
Все останавливаются, поворачиваются лицом в круг. На повторение 3-4 тактов (без пения, ведущий выбирает из числа играющих «друга», берёт его за руку и выводит в центр круга.
На проигрыш все хлопают в ладоши, а ведущий с «другом» выполняют любые знакомые танцевальные движения.
Играющие берутся за руки и начинают игру сначала. Ведущий и его «друг» уже вдвоём идут противоходом внутри круга и имитируют игру на балалайке. На повторение 3-4тактов (без пения) и ведущий и его «друг» выбирают себе новых «друзей». В следующем повторении игры уже 4 человека приглашают играющих, дальше – 8 человек. Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не будут вовлечены в танцевальную импровизацию.
Примечание: Игра может с успехом использоваться на любом празднике, предполагающем участие гостей (родителей, так как не требует предварительного разучивания).
Конспект занятия по аппликации «Балалайка» (по мотивам городецкой росписи)
Цель: познакомить детей с городецкой росписью – её историей, колоритом, составляющими элементами, традициями русского народа.
Задачи:
Образовательные:
1) Знакомство с историей городецкого промысла, особенностью её возникновения, материалом, способом изготовления.
Развивающие:
1) Развивать чувство ритма и композиции; формировать эстетическое отношение к народному
творчеству.
Воспитательные:
1) Воспитывать интерес к русскому народному промыслу
Методы и приё мы:
- художественное слово;
- беседы;
- вопросы поискового характера;
- самостоятельная деятельность детей.
Предварительная работа:
- шаблон балалайки;
-закрашивание фона балалаек;
- вырезанные «розаны».
Материалы для занятия:
-посуда с различными видами росписей;
- мультимидийная установка;
- кисточки;
-салфетки;
-клеенка;
- наглядный материал.
Ход занятия:
Воспитатель по ИЗО: Нынче я была на ярмарке и принесла вам в подарок поделки, выполненные замечательными мастерами. А мастера эти родом из города Городец. Присаживайтесь на коврик, а я вам историю расскажу. На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода стоит Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Каждую неделю, по субботам, сюда в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов. Ассортимент городецких изделий широк. Это прялки, короба, шкатулки, сундуки, разделочные доски, посуда, панно-тарелки, деревянные игрушки, детские каталки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота.
Основные цвета городецких росписей: ярко-желтый, синий, зеленый, розовый и голубой.
Наиболее распространенными мотивами являются: розан: центр ровно в середине, вокруг лепестки; купавка: центр сдвинут вверх, а вокруг лепестки., ромашка: от центра к краю нарисованы тонкие лепестки; бутон: центр сдвинут вверх, лепестков нет, ведь бутон – это нераспустившийся цветок; обязательно рисовали зелёные листья и кустики. Присутствовали в росписи так же животные - конь, птица; сюжетные композиции - всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки, украшали и дома. Заключительный этап росписи – нанесение белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид.
-А теперь пора и подарками вас одарить, но что это? Пустые балалайки. не успели мастера городецкую роспись закончить. Но мы можем все исправить, закончим роспись. Украшать балалайку мы будем узором «розан». Давайте сядем на стульчики и украсим нашу балалайку.
- Наша балалайка закрашена и нам остается только заполнить ее «розанами» самостоятельно определить свободное место, или справа или слева, сверху на грифе балалайки. Посмотрите, как можно это сделать (поочерёдно вывешивает образцы). Еще раз посмотрим на красивые городецкие узоры, а теперь попробуйте сами создать свой неповторимый образ на балалайке.
Дети работают. Воспитатель по ИЗО смотрит, помогает, если надо, напоминает о правильной осанке. Фоном играет спокойная музыка. По окончанию готовые работы вывешиваются на доске. В заключении детей зовут для подведения итогов.
-Давайте посмотрим, получились ли у нас городецкие балалайки?
-С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
- С какими элементами городецкой росписи мы сегодня познакомились?
Любовались гости чудом
Громко восхищались,
Городецкой красотой
Сраженные остались.
Городецкие узоры,
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
Вы замечательно все потрудились, но что бы из вас получились настоящие городецкие мастера, вам нужно еще потренироваться выполнять другие мотивы с которыми мы познакомимся позже.
До свидания!
Консультация для родителей
«Роль родителей в возрождении народных традиций»
Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.
Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире. В сказках часто даё тся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.
Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.
Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.
Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.
Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: «Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию. В играх используются «считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов. В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие– и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла. От взрослых в детский быт перешли и разного рода приговорки– обращение к улитке – «лизовище», гадание по полёту «божьей коровке», разные приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т. д. Перед нырянием просили «куму, голубу» простить за неведомые прегрешения
Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.
Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства.
Заключение
В истории балалайки были и взлёты, и были падения. Но инструмент живёт. Его любят, народ наслаждается его звучанием.
Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У неё лишь три струны,
Но она любовь страны.
Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, продолжающим личность.
И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.