жанна степченкова
Проект «Азбука здоровья» для раннего возраста
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 «Незабудка»
г. Смоленск
Проект спортивно – оздоровительного направления
для детей раннего возраста
«Азбука здоровья»
Воспитатель: Алексеева С. А.
Смоленск
Пояснительная записка.
Публикация «Проект „Азбука здоровья“ для раннего возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Реализация деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно - психические нагрузки и т. д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически
и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Проект помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Данный проект может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в детском саду.
Цели программы:
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших дошкольников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ребенка.
2. Профилактика вредных привычек.
3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья воспитанников, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
4. Расширение кругозора дошкольников в области физической культуры и
спорта.
5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления реализации проекта :
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей
в детском саду;
– организация и проведение в группе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего дошкольного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Развитию самостоятельности в младшем дошкольном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные дошкольниками. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.
Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших дошкольников.
Календарно-тематическое планирование.
№ Форма работы Тема беседы
1 Подвижные игры на
свежем воздухе.
Сентябрь 2. Беседа «Твой режим дня»
3. Подвижные игры на
свежем воздухе.
4. Экскурсия в осенний «Красота осенней природы».
парк.
1 Развлечение «Волшебница Гигиена»
2. Просмотр и «Уроки осторожности».
обсуждение
Октябрь фрагмента
обучающего фильма.
3. Подвижные игры на
свежем воздухе.
4. Беседа «Осторожно – тонкий лёд!»
1 Подвижные игры и
упражнения со
Ноябрь скакалками.
2 Беседа «Учимся не болеть»
3. Беседа «Осторожно – гололёд!»
4. Развлечение «Советы Айболита»
1 Подвижные игры на Строим снежную крепость
свежем воздухе.
Декабрь
2 Беседа «Осторожно – Мороз!»
3 Подвижные игры на Катание на санках. Игра в снежки.
свежем воздухе.
4 Беседа «Польза и вред воды»
Январь 1. Разнообразные игры
на свежем
воздухе,прогулки
2. Беседа «Грипп и другие инфекции: как с
ними бороться»
3. Подвижные игры на Катание на санках. Игра в снежки.
свежем воздухе.
4. Равлечение В гостях у Мойдодыра
1 Беседа Здоровое питание. Примерное меню
на день
2. Динамическая
прогулка с играми
на свежем воздухе.
Февраль
3. Беседа Твои шаги к здоровью
4. Практическая работа Законы закаливания
1 Беседа «Наступает весна. Как ваше
здоровье?»
2 Динамическая
прогулка с играми
Март на свежем воздухе.
3 Эстафеты с мячом
4 Динамическая
прогулка с играми
на свежем воздухе.
1 Динамическая
прогулка с играми
на свежем воздухе.
2 Беседа. «Как стать космонавтом?»
Апрель
3. Беседа «Правильное питание – залог
здоровья»
4. Динамическая
прогулка с играми
на свежем воздухе.
1 Гимнастика для глаз Глаза- главные помощники
2 Динамическая
прогулка с играми
на свежем воздухе.
Май 3 Динамическая Эстафеты с мячом
прогулка с играми
на свежем воздухе.
7 Беседа «Впереди лето – возможности для
отдыха в летнее время»
Литература :
1. Программа Ю. Ф. Змановского “Здоровый ребёнок»
2. Волкова К. С. Как воспитать здорового ребенка. – Киев, 1981.
3. Спирина В. П. Закаливание детей. – М. : Просвещение, 1967.
4. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М. ; Мозаика-Синтез, 2009-2010.
5. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010.
6. Кузнецова, М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ : практическое пособие / М. Н. Кузнецова. – М. : Айрис – пресс, 2007. – 112 с. – (Дошкольное воспитание и развитие). Л. В. 7. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», М. Сфера 2007.