Мария Пфайфер
Проект «Азбука дорожного движения» часть 2.
▼ Скачать + Заказать документы
ЧАСТЬ II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ЭТАПОВ ПРОЕКТА
«АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПРОЕКТА.
Цель проекта заключается в предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, посредством включения педагогов, воспитанников и родителей воспитанников в образовательную деятельность на основе активного взаимодействия, направленного на расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей о правилах дорожного движения.
Публикация «Проект „Азбука дорожного движения“ часть 2,» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты
- Темочки
Работа в рамках проекта «Азбука дорожного движения» осуществлялась поэтапно.
На первом этапе проекта «Составление «Банка идей» с детьми был составлен план работы, После того, как была определена интересующая нас тема, я включилась в разговор с детьми о том, что они знают или хотят узнать по предлагаемой им теме. Все идеи и высказывания детей мы обсудили и дополнили своими идеями.
Содержание деятельности
Подготовительный этап
• Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме;
• Укрепление материально-технической базы:
• приобретение атрибутов по ПДД
оформление игрового уголка для детей в группе и информационного стенда для родителей
Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей
Пополнение уголка Безопасности в группе новыми игрушками и пособиями.
Первый этап «Составление «Банка идей»
«Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге)
• Анкетирование родителей «Взрослые и дети на улицах города».
Второй этап «Основной»
• Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с детьми. Беседа по картине «Улица поселка»
• Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Дружинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»; Иванов А. «Азбука безопасности»; Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Серяков И. «Улица полна неожиданностей» и т. д.
• Просмотр презентаций по ПДД
• Разработка маршрута «Дом- Детский сад»
• Проведение занятий «Безопасное поведение на дороге», «Правила дорожного движения»
• Проведение подвижных и дидактических игр.
• Сюжетно-ролевые игры «Инспектор ДПС», «Автошкола»
• Решение игровых и проблемных ситуаций,
• Проведение викторины «Пешеход на улице»
• Консультации для родителей: «Ваш ребёнок на улице»,«Предупреждение дорожно-транспортного травматизма», «Родителям – о безопасности дорожного движения».
• Папка-передвижка «Школа Светофорчика»
• Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД,
• Закрепление с детьми правил дорожного движения через художественное слово,
• Закрепление детьми и родителями знаний ПДД,
• Воспитание у детей интереса к изучению правил дорожного движения, развитие творческих способностей, закрепление знаний ПДД
Третий этап «Заключительный»
КВН "Знатоки дорожных правил". Вручение детям удостоверения юного пешехода. Обработка результатов по реализации проекта. Внесение дополнений, поправок в случае нерешённых или побочных проблем. Подведение итогов проекта.
На первом этапе проекта также было проведено анкетирование родителей «Взрослые и дети на улицах города» (Приложение 1). На вопрос «Много ли знаков ДД знает ваш ребёнок?» только 4% родителей ответили да. 80% ответили, что их ребёнок знает некоторые знаки ДД; 16% родителей отметили, что их дети не знают знаков дорожного движения. На второй вопрос 70% родителей ответили, что их ребёнок хорошо знает дорогу в детский сад и домой, 30% отметили, что далеко живут и ребёнок не знает дороги в детский сад. При ответе на третий вопрос 89% родителей ответили, что всегда соблюдают правила ДД, и только 11% написали, что ходят по улице так как им удобно. При ответе на четвёртый вопрос 50% ответили, что их ребёнок умеет правильно переходить улицу, 50% ответили, что их ребёнок не умеет правильно переходить улицу. 75% родителей ответили, что их дети знают сигналы светофора, 25% отметили, что дети путают сигналы светофора. 60% родителей отметили, что иногда обращают внимание детей на неправильное поведение людей на улице, 9% родителей ответили, что никогда не обращают внимание ребёнка на неправильное поведение людей на улице. На 7 вопрос 100% родителей ответили, что их дети ведут себя в общественном транспорте и на остановках правильно и спокойно. 50% родителей ответили, что часто объясняют детям ПДД, 50% родителей отметили, что иногда уделяют этому внимание.
По результатам проведённого анкетирования мы видим, что у родителей недостаточно знаний по ПДД. Большинство родителей сами зачастую не соблюдают ПДД, а в некоторых случаях даже нарушают их. Более того, родители не объясняют детям, как нужно вести себя на улице. Необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания 4 безопасного поведения на улице. Заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Провести квалифицированную консультацию о правилах дорожного движения.
На втором «Основном» этапе мы с детьми осуществляли практическую образовательную деятельность по различным образовательным областям программы (ознакомление с окружающим, физическое развитие, художественно-продуктивная деятельность, развитие речи, а также вне занятий в игровой деятельности (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры) закрепляли, полученные на занятиях знания.
Перед началом первого занятия по изготовлению макета с детьми была проведена беседа «Какие бывают перекрёстки?», где уточнялись понятия и представления детей о том, что перекрёсток – место, где пересекаются улицы; в зависимости от числа пересекающихся улиц и угла их пересечения перекрё стки бывают: четырёхсторонние (крестообразные, трёхсторонние (Т-образные, У-образные, многосторонние. Перекрёсток, который занимает большую территорию, называется площадью.
После беседы было решено, что перекрёсток будет четырёхсторонний (крестообразный). На подготовленную педагогом основу перекрёстка дети наносили дорожную разметку, клеили газон, крепили макеты домов, заранее сделанные родителями. Наблюдая за деятельностью детей, я заметила, что работа над макетом их очень заинтересовала.
Вечером мы с ребятами доделали начатый нами макет, поставили светофоры, которые они слепили из пластилина.
На следующий день мы с детьми по предложению Миланы сделали дорожные знаки для макета (Приложение 2). При этом мы повторили виды дорожных знаков и их значение. Поиграли в дидактическую игру «Играй, да смекай», которая направлена на знание детьми запрещающих, указательных, предписывающих и предупреждающих дорожных знаков.
Были проведены занятия «Правила дорожного движения» и «Безопасное поведение на улице»(Приложение 3) с просмотром презентаций по теме. Дети очень эмоционально реагировали, живо высказывались по теме, приводили примеры из жизни.
По предложению Кирилла было решено обсудить специальный транспорт. Мы читали стихи о специальном транспорте и рассматривали картинки (приложение 4). Обсудили с детьми в каких автомобилях устанавливается сигнал «сирена», как он помогает людям. В сравнении мы рассмотрели пассажирский транспорт (Приложение 5, выявили его особенности.
Вечером играли в дидактическую игру «Уроки безопасности». Цель: Формировать основы безопасного поведения на улице, дороге, в транспорте. Знать телефоны экстренных служб.
Беседовали по картине «Улица поселка». Целью беседы было, закрепить понятие «улица», из каких частей она состоит. Учить безопасному поведению на улице и соблюдению ПДД. (Приложение 6).
Так же с детьми беседовали на тему «Правила поведения в общественном транспорте». Что для того чтобы сесть в автобус, нужно подойти к остановке. Когда ждёшь нужный тебе транспорт – не стой на самом краю тротуара: можно оступиться или зимой поскользнуться и попасть под колесо. Во время движения нельзя баловаться, высовывать голову и руки в окно, нельзя трогать двери руками, пока их не откроет сам водитель.
Нашу беседу закрепили игрой «Автобус» закрепили правила поведения пассажиров в автобусе, продолжать знакомить с профессией водителя, кондуктора, обыгрывание различных ситуаций: в автобус зашла женщина с ребёнком, пожилой мужчина и др.
Были организованы сюжетно-ролевые игры «Инспектор ДПС», «Автошкола». Цель которых было организовать проблемную игровую ситуацию, в которой дети самостоятельно ищут пути решения.
Организовал выставку художественной литературы по теме «Безопасность дорожного движения» Данная выставка очень понравилась и заинтересовала детей. Они с удовольствием рассматривали книги, обсуждали иллюстрации, задавали вопросы по содержанию представленных книг.
Провели викторину «Пешеход на улице». Цель: Организовать развлечение при индивидуальной работе с детьми; закрепить правила дорожного движения (Приложение 7).
Совместно с родителями были разработаны маршруты «Дом-Детский сад»(Приложение 8).
В родительском уголке размещены консультации «Ваш ребёнок на улице», «Предупреждение дорожно-транспортного травматизма», «Родителям – о безопасности дорожного движения» и папка-передвижка «Школа Светофорчика» (Приложение 9).
На третьем «Заключительном» этапе была проведена игра КВН «Знатоки дорожных правил» во время которого закрепляли правила дорожного движения, воспитывали желание соблюдать эти правила (Приложение 10). В заключение праздника детей посвятили в грамотные пешеходы и вручили удостоверение юного пешехода.
Результатом нашего проекта стало то, что:
Дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни, а главное ставили перед собой задачи, находили пути их решения и воплощали свои задумки в жизнь.
Были объединены усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерно и активно распространялись знания о правилах дорожного движения среди родителей.
Разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего возраста, формирование у детей знания о культуре поведения на дороге, обучению умению использовать макет для моделирования ситуации в игровом пространстве, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей. Во время работы данного проекта были разработаны макет дороги, конспекты занятий (познавательное занятие, картотека подвижных (Приложение 11) и дидактических игр (Приложение 12, книги, наглядные пособия, консультации для родителей. Подобраны стихи, рассказы, пословицы и поговорки по ПДД (Приложение 13).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада. Известно, что многие родители слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение родителей правилам дорожного движения.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Предложенный проект – попытка организовать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Мы убедились, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. Наш проект может быть использован в других ДОУ, а также в начальных классах школы.