Екатерина Сыровежкина
Проект «Алтай глазами детей» в средней группе
▼ Скачать
Участники проекта : воспитатели, дети средней группы, музыкальный руководитель, родители.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Сроки реализации: с 10.01.23 по 31.05.23.
Возраст детей : 4-5 лет
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Алтай глазами детей“ в средней группе» размещена в разделах
Национальная культура малочисленных народов Сибири может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Сибири (в частности Алтайского края) становится актуальной для педагогов нашего дошкольного учреждения.
Необходимость проведения таких занятий в дошкольных учреждениях, связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину.
Цель: познакомить детей с историей, народными традициями, культурой Алтайского края, способствующих формированию познавательного интереса в детях.
Задачи:
1. Познакомить детей с историческим и культурным прошлым Алтайского края; бытом народов.
2. Познакомить детей с животным и растительным миром Алтая;
3. Способствовать формированию активной наблюдательности объектов, явлений, рукотворной и природной окружающей действительности.
Предполагаемые результаты:
Первый этап. Подготовительный.
Организация и подготовка материала для реализации проекта.
1. Животный мир Алтая, растительный мир Алтая (чтение книг, рассматривание альбомов, иллюстраций, картинок, энциклопедий)
2. Быт и культура народа Алтая – Теленгитов (костюмы, жилище, посуда, обычаи и традиции). Чтение книг, рассматривание альбомов, иллюстраций, картинок, энциклопедий.
3. Подбор материалов для изготовления поделок, рисунков, аппликаций, приобретение рамок.
4. Просмотр презентаций и познавательных фильмов, сказок «Животный мир Алтая, растительный мир Алтая, быт и культура Алтая» - интернет ресурсы.
Второй этап. Практический.
Формы реализации проекта :
• Организованная образовательная деятельность
Игры (сюжетно-ролевые, дидактические игры; речевые; подвижные; настольно-печатные игры);
• Беседы, общение;
• Рассматривание иллюстраций, рисунков, открыток по теме
• Развлечение с детьми по теме проекта
Историческое и культурное прошлое Алтайского края, быта народов
• Просмотр презентации «Алтайский край» - интернет ресурс.
• Просмотр картинок и иллюстраций о быте и культуре народа.
• Рассматривание иллюстраций символики Алтая (герб, флаг).
• Беседа «Поэты, писатели, художники Алтая»
• Ознакомление детей с художественной литературой (загадки, стихи, потешки, былины, заклички, сказки, аудиосказки).
• Пословицы (О Родине и народе, О трудолюбии и лени, О знании человека
• Чтение стихотворения «Мой Алтай – прекрасный как сказанье» Б. Укачин
• Чтение алтайской народной сказки «Как счастье делили»
• Коллективная работа «Аил»
• Коллективная работа попье-маше «Утварь для обеда»
• Кукла в национальном костюме (София Н)
• Рисование алтайских орнаментов
• Изготовление альбома «Алтайский орнамент»
• Чтение стихотворения «Моя Родина, мой город» Б. Укачин
• Чтение стихотворения «Алтай» П. В. Кучияк
• Чтение стихотворения Мой город» А. Жуков
• Коллективная работа «Макет гор, аил/юрта»
• Рисование «Жилище Алтайца»
• Подвижная игра «Подкидывание шапок», «Потеряная серьга», «Сокорок – жмурки», «Кружатся снежинки».
• Музыкальные игры: «Громче бей!», «Пока звучит бубен», «Шумовой оркестр».
Животный и растительный мир Алтая
Подводный мир
• Аппликация, коллективная работа «Рыба Таймень»
• ИЗО Индивидуальные «Рыбы» (Казаков А, Михайленко З.)
• ИЗО «Подводный мир рыб» (Брусенцева Р.)
• Лепка «Подводный мир» (Асубаева Р, Трамбицкая К, Гольнева Л, Нарышкина С, Захаров С.)
• Чтение стихотворения «Водопады и реки» Г. И. Чорос-Чуркин
• Чтение стихотворения «Катунь» А. Адаров
• Чтение легенды-сказки о реках Катунь и Бия
• Чтение стихотворения «Катунь» П. В. Кучияк
Растительный мир
• Коллективная работа «Растительный мир и насекомые» (Алексеева В., Нарышкина С., Падолица В, Тимофеев В., Саранчуков М., Пушкарева Н.)
• Рисование «Рододендрон»
• Рисование «Бадан»
• Рисование «Сосна»
• Рисование «Пихта»
• Рисование «Берёза повислая»
• Чтение стихотворения «Крыжовник» А. Ередеев
• Чтение стихотворения «Алтай – не просто горы и леса» Г. И. Чорос-Чуркин
• Беседа: «Лесная аптека»
Животный мир
• Рисование «Марал»
• Рисование «Филин»
• Рисование «Олень»
• Чтение алтайской народной сказки «Медведь»
• Чтение алтайской народной сказки «Кукушка»
• Чтение легенды о коне и змее
• Лепка животных Алтайского края
• Аппликация «Марал» (бросовый материал - гречка, индив. работа Матвеев В.
• Поделка – чучело «Сова белая» (Нарышкина С.)
• Рисование «Марал», индив. работа (Падолица В)
• Подвижная игра «Хромой журавль», «Конные скачки», «Лошади и волк», «Овцы и волк», «Маралы и охотники», «Наседка и коршун».
• Взаимодействие с родителями
• 1. Помощь в подборе иллюстраций и картинок об Алтайском крае.
• 2. Привлечение родителей к изготовлению индивидуальных поделок с детьми.
• 3. Привлечь родителей принять участие в выставке творческих работ по темам: «Животный, растительный, подводный мир, культура и быт Алтая»
• 4. Привлечь родителей в подборе тематических раскрасок по теме проекта.
• 5. Привлечь родителей помочь распечатать цветные материалы для изготовления настольных игр.
• 6. Поделка «Ящерица» семья Гольневой Л.
• 7. Изготовление альбома «Травы Алтая» семья Цвигун В.
• 8. Альбом «Растения Алтая» семья Игнатенко У.
• 9. Макет дерева «Лиственница Алтайская», картина «Береза повислая», семья Разинкина С.
• 10. Пополнение копилки «Сувениры, обереги, магниты, бусы, головные уборы, меха»
• 11. Привлечение родителей к изготовлению афиши, билетов для постановки сказки «Шелковая кисточка»
• 12. Консультация «Воспитание этнокультурной компетентности у дошкольников»
• 13. Консультация «Воспитание любви к родному краю»
• Рекомендации по организации народных игр в семье
Третий этап. Заключительный
Презентация проекта
• Постановка сказки «Шелковая кисточка»
• Выставка творческих работ по проекту, альбомов, папок, дидактических игр, «Алтайская копилочка».
• Мультимедийная презентация «Алтай глазами детей»
Вывод: Приобщение детей к национальной культуре народов Сибири не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путём действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек. В процессе обучения в проектной деятельности дети не только знакомятся с культурой, бытом, историей Алтайского края и населяющих его народов, но имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни народов Сибири.