Надежда Огнева
Проект «Аквариумные рыбки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Аквариумные рыбки» (вторая младшая группа)
Тип проекта : информационно-творческий, краткосрочный (неделя)
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Продукт: Выставка творческих работ детей: «Рыбки в аквариуме» (рисование, лепка)
Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
Публикация «Проект „Аквариумные рыбки“» размещена в разделах
- Аквариум
- Проекты, проектная деятельность
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
1. Формировать представление о внешнем виде рыбки (есть рот, глаза, плавники, о некоторых повадках (живёт в воде, плавает, хватает корм ртом).
2. Развивать умения всматриваться и любоваться рыбками, проявлять наблюдательность; поддерживать любознательность, активность и самостоятельность детей; развивать воображение, наглядно-образное мышление детей.
3. Воспитывать: бережное отношение к обитателям аквариума; радость от восприятия результата своей и общей работы.
1 этап. Мотивационный, подготовительный.
Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии познать, выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать. Также развивает их творческие способности. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей младшего дошкольного возраста.
2 этап. Практический.
ООД «Рыбка ищет друзей» (лепка) Оборудование: доски для лепки, пластилин, стеки.
Задачи: учить лепить рыбок из пластилина. Закреплять знания частей тела у рыбки, знания цвета и величины.
По показу воспитателя дети раскатывают шар, затем сплющивают его в ладонях, превращая в лепёшку. Двумя пальцами, большим и указательным, прищипывают с одной стороны рыбки два раза, как прищепкой, получается хвостик. Так же прищипывают туловище сверху и снизу- делают плавники. Из маленьких шариков делают глазки. С помощью педагога рисуют стекой чешую (волнистые линии).
Беседа «Домашние питомцы: аквариумные рыбки»
Задачи: формировать первоначальные представления о рыбах и их среде обитания; закреплять знания о частях тела, внешнем виде, развивать интерес к познавательной деятельности, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование, материалы: интерактивная игрушка -попугай, малый аквариум с золотой рыбкой, корм для золотой рыбки.
Предварительная работа: в свободное время воспитатели читают детям о домашних любимцах, загадывают загадки; дети рассматривают фотографии, иллюстрации, слушают песни и музыку, смотрят клипы о домашних питомцах, играют с игрушками –кошками, собачками, рыбками, раскрашивают рыбок.
Воспитатель показывает детям большого разноцветного попугая – интерактивную игрушку и спрашивает, знают ли дети, кто это. (Это попугай Кеша, он умеет разговаривать, послушайте.) Дети рассматривают игрушку, слушают, трогают, гладят пёрышки.
Вопросы к детям: Кеша –игрушка, красивый, хороший попугай. Дети, у кого-нибудь дома есть живые попугайчики? Расскажите о них, какие они, что умеют делать, как за ними надо ухаживать. Ребята, у вас дома есть другие домашние животные? Вы умеете за ними ухаживать? Смогут они прожить без человека? Вы любите играть с кошкой, собачкой? Вам интересно наблюдать за рыбками, за попугайчиками? Что особенно интересно?
Загадка: Стеклянный домик на подставке
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. Что это за домик? (аквариум)
Вопросы к детям: У кого дома есть аквариум? Что там рыбки делают? (Живут, плавают.) Что ещё есть в аквариуме? (камушки, песок, улитки, растения, вода).
Как вы заботитесь о рыбках? (насыпаете корм, доливаете чистую водичку).
Затем проводится наблюдение за золотой рыбкой
Примечание: В группе нет аквариума с рыбками, рыбку принесли для наблюдения, после ООД дети по желанию могут продолжить наблюдать за рыбкой.
Беседа «Домашние питомцы: аквариумные рыбки»,
наблюдение за золотой рыбкой. Вопросы к детям: Кто это? Какого она цвета? Большая или маленькая? Вы знаете, как её зовут? Давайте рассмотрим рыбку внимательно. Что у неё есть? (голова, глазки, ротик, спинка, хвост) А у вас есть голова? (дети показывают). А глазки? А ротик? А спинка? А хвост? (нет) У человека нет хвоста, а у рыбки есть. На что похоже тело рыбки? А как вы думаете, что помогает рыбке плавать? Как вы думаете, рыбка нас видит? На что похожи её глаза? А зачем вам ротик? (чтобы есть) А как вы думаете, рыбке зачем? (ответы детей) Рыбкам тоже нужно есть, они питаются кормом. Давайте покормим рыбку специальным кормом для рыб, посмотрим, что будет делать рыбка. Чем она хватает корм? Какой у неё ротик? Что рыбке помогает увидеть корм? А кто знает, как называется дом, в котором живёт рыбка? А умеет рыбка говорить? Что делает рыбка ртом, глазами?
Понравилась вам золотая рыбка?
Совместная деятельность взрослых и детей
Совместное рассматривание фотографий, картинок с рассказом о разных видах рыбок.
Загадывание загадок об аквариуме, золотых рыбках.
Чтение: И. Коньков «Золотая рыбка», Т. Второва «Аквариум», В. Орлов «Золотые рыбки», А. Усачёв «Мои любимцы».
Игра-эксперимент «Как плавает рыбка» (1. Попробуем плавать как рыбка медленно, сложив ручку в кулачок. Удобно? 2. Теперь поплаваем ладошкой вперёд. А теперь удобно? 3. Давайте сложим ладошки лодочкой и попробуем поплавать, похожи мы на рыбок? На что похожи наши ладошки? На тело рыбки. А какое у рыбки тело? У рыбки тело овальное и продолговатое.)
Пальчиковая гимнастика «В банке чистая вода»
Рассматривание модели «Строение рыбы»
П/и «Летает, плавает, бегает» ( воспитатель говорит: птица-дети летают, рыба - дети изображают движения рыбки, собака - дети бегают).
Чтение: И. Шабалина «Аквариум», Ю. Кушак «Аквариум»
Игра-эксперимент с игрушечными рыбками : опустим рыбок в таз с водой. Что делают рыбки? Они шевелят плавниками? А что будет, если им насыпать корм? Почему рыбки не плавают и не едят корм? ( Подвести детей к выводу: эти рыбки- игрушки. С ними можно играть, брать их в руки, кормить понарошку.). Живая рыбка плавает в воде, и сама ест корм, когда захочет. Играть с живой рыбкой нельзя, если её вынуть из воды, она погибнет. (Педагог предлагает поиграть с рыбками -игрушками.)
Чтение: И. Токмакова «Где спит рыбка?», А. Тесленко «В аквариуме рыбки», Г. Фоков «Молча плавают рыбёшки»,
Е. Краснова «В аквариуме - рыбки»
Просмотр клипа «Звуки моря» (Я. Бережнюк)
Совместное рассматривание игрушечных рыбок: Воспитатель приносит детям на подносе много разноцветных рыбок (на каждого ребёнка по рыбке, предлагает найти рыбок определённого цвета, потом выбрать рыбку, какая нравится (себе берёт самую большую рыбку). Предлагает внимательно рассмотреть рыбок: Посмотрите, у рыбки впереди голова, сзади хвост, вверху спинка, снизу брюшко. (Педагог предлагает рассмотреть рыбок со всех сторон, обвести игрушку пальчиком по контуру. Показать и обвести все части тела.) А что у рыбки есть на голове? (Глаза, рот.) А ножки у рыбки есть? (Нет, у рыбки нет ножек, она не умеет ходить, но зато у рыбки есть плавники и хвост, они помогают рыбке плавать в воде. Рыбка шевелит плавниками и хвостиком и плывёт.) Понравились вам рыбки, которые я принесла? А вы хотите поиграть с игрушечными рыбками? (Игры детей с рыбками.)
Дыхательное упражнение «Воздух для рыбок» (выдувать воздух через трубочку в воду). Пальчиковая гимнастика «В банке чистая вода»
П/и «Ловля рыбок (Рыбаки и рыбки)»
Самостоятельная деятельность детей
Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий, книжек- игрушек про рыбок и других водных обитателей.
Рассматривание плаката «Морские обитатели», открыток «Обитатели аквариума».
Игры с рыбками-игрушками.
Свободные танцевальные движения детей под слушание песни «Золотая рыбка» (муз. С. Крупа-Шушариной, сл. К. Бальмонта) в аудиозаписи.
Игровое упражнение «Рыбка»
Просмотр клипа «Наши друзья» (Е. Щедрова)
Рассматривание ракушек, игрушечных морских обитателей.
Разрезные картинки: рыбки.
Д/и «Собери рыбку» (из геометрических форм на ковролине, «Найди и назови».
Этюд «Море волнуется»
Рассматривание картинок, открыток с рыбками
Работа с родителями
Ознакомительная выставка книг для родителей с разными видами аквариумных рыбок и аквариумов.
Рекомендация «Наблюдение дома за рыбками»
Рекомендации «Посещение зоомагазина», «Заводить или нет аквариумных питомцев?»
3 этап. Заключительный. Подведение итогов.
Цель проекта достигнута : дети стали больше обращать внимания на животных и растения ближайшего природного окружения, эмоционально реагировать (присматриваться, улыбаться, стараться приблизиться, потрогать, больше задавать вопросов (Что это такое? Кто это? Что делает? Как называется); в лепке, рисовании стараются выделить особенности рыбки : цвет, величина, красивые плавники, хвост.
Задачи проекта были выполнены : дети различают рыбок, называют золотую рыбку, сомика, других обитателей аквариумов (рачков, улиток); определяют основное строение, характерные особенности, знают признаки живого (рыбка ест, плавает, смотрит, называют рыбкин дом-аквариум, понимают, что рыбкам нужна чистая вода-аквариум надо чистить, воду менять, за рыбками надо ухаживать-кормить специальным кормом. Дети испытывают радость от наблюдения за живыми объектами, от общения с рыбками, эмоционально сопереживают, проявляют заботу. Дети в самостоятельной деятельности раскрашивают рыбок, других морских обитателей, стараются лепить рыбок и угощение для них, с удовольствием рассматривают книжки, картинки, слушают музыку, играют «в рыбок». Малышам понравились новые техники рисования: рисование по воску, печать по трафарету. Те ребята, у которых дома есть аквариумы, рассказывают, какие у них рыбки, как они помогают за ними ухаживать. Некоторые родители, познакомившись с материалами в родительском уголке и выслушав своих детей, заинтересовались аквариумными рыбками, решили дома установить аквариумы. Совместная работа в проекте помогла детям лучше узнать друг друга, ещё больше сдружиться, быть доброжелательными и к своим товарищам, и к живым существам.
Как итог проекта : Выставка творческих работ детей: рисование гуашью и лепка: «Рыбки в аквариуме».
Материалы к проекту «Аквариумные рыбки?» (вторая младшая группа)
Непосредственно образовательная деятельность для II-й младшей группы по теме "Рыбы"
Цели: Обучить детей узнаванию рыбок среди других животных (у рыбок есть плавники на теле, на хвосте).
Подвести детей к представлению о том, что рыбки живые (они видят, плавают, для их жизни нужен аквариум с водой, песком, камушками или гравием, растениями).
Обучить детей правилам поведения у аквариума.
Развивать у детей память, внимание, речь, коммуникативные способности.
Воспитывать трудолюбие, усидчивость, бережное отношение к природе, её обитателям.
Оборудование: Аквариум с рыбками, таз с водой и рыбка – игрушка. Банка с кормом для рыб, на которой есть наклейка – рыбка, мерная ложечка. Выставка “Подводный мир” (иллюстрации, фотографии, рисунки рыб, фланелеграф, модели рыбок разной окраски и формы.
Словарная работа.
Введение в речь детей новых слов: аквариум, плавник, гравий, улитка, моллюск.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Учебное задание 1. В аквариуме живут рыбки.
Воспитатель подводит детей к рисунку аквариума с рыбками.
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
Обращает внимание детей на его красоту: среди зелёных растений в аквариуме плавают разноцветные рыбки.
– Ребята, о каком домике говорится в загадке? (Об аквариуме.)
– Как вы думает, рыбки знают или нет, что мы подошли к аквариуму? (Они увидели нас своими глазами.)
– Что можно сказать о величине глаз рыбки? (У рыбки глазки. Они маленькие.)
– Какие по цвету глаза у рыбы? (Глазки темненькие, чёрненькие.)
– А какие по форме? (Круглые.)
– А сколько глаз у каждой рыбки? (Два глаза. Один, два глаза.) А у вас? (У нас тоже два глаза.)
– Где расположены глаза у рыб? (Глаза у рыб находятся на голове.)
– Что ещё находится на голове у рыб? (На голове есть рот.)
– Зачем рот рыбке? (Рыбки едят ртом.)
– А вам, зачем рот? (А мы едим, поём, говорим, смеёмся.)
Воспитатель показывает детям банку с кормом. Дети рассматривают картинку на коробке. Отмеряют ложечкой корм и высыпают в кормушку. Наблюдают за поведением рыбок, обсуждают его.
– А что ещё рыбки умеют делать? Мы с вами выяснили, что они едят, смотрят… (Они плавают.)
– Что помогает рыбкам плавать? (У них есть плавники. Они помогают рыбкам плавать.)
– А где находятся плавники? (На спинке, животике, на грудке, на хвостике.)
– А вы как передвигаетесь? (Мы ходим, бегаем, прыгаем. Нам помогают ноги.)
– Сколько их у вас? (У меня две ноги.)
– А какого цвета рыбки? (Дети рассматривают окраску рыб, обсуждают.)
– Как вы думаете, рыбки у нас живые или неживые? Вот у меня в руках рыбка – игрушка. Она живая или нет? Как можно узнать? Что надо сделать?
Если дети ничего не предлагают, воспитатель опускает рыбку – игрушку в таз с водой и даёт корм.
– Посмотрите и расскажите, как ведет себя эта рыбка в воде. (Рыбка – игрушка не умеет кушать. Она сама не умеет плавать.)
– А что умеют делать рыбки в аквариуме? (Они плавают, едят, смотрят на нас.)
Воспитатель обобщает ответы детей: рыбки живые, потому что они как и мы, едят, двигаются, только рыбки плавают, а мы ходим, бегаем, прыгаем.
Учебное задание 2. Соберём рыбку.
– Ребята, у кого дома есть аквариум с рыбками? А какие рыбки там живут?
– А каких рыбок вы ещё знаете? (Воспитатель показывает изображение рыбки, опираясь на выставку “Подводный мир”)
– Сегодня каждый из вас сможет собрать модель любимой рыбки и поместить в наш аквариум на фланелеграфе.
Дети садятся за столы и рассматривают, что у них лежит в коробочках. В каждой коробочке модель рыбки и плавники к ней. У каждого ребёнка свой цвет рыбки. Формы рыбок могут быть разными. Ребята самостоятельно вставляют плавники в прорези модели рыбки, затем поселяют своих рыбок в большой плоскостной аквариум, расположенный на фланелеграфе.
– Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум. Сколько в нём поселилось рыбок, много или мало? (В аквариуме живёт много рыбок. Мы их можем посчитать)
– Давайте посмотрим, всем ли рыбкам легко будет плавать? Каким будет плавать трудно?
Дети находят рыбок, у которых вставлены не все плавники или не на том месте хвостовой плавник… Так они учатся видеть свои ошибки и исправлять их.
Физкультминутка.
Рыбки плавали, плескались
В чистой, тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке!
Рыбки плавали, плескались,
Расправляя плавнички,
Все поплавали немножко? За работу, умницы!
(Дети изображают резвящихся рыбок.)
Учебное задание 3. Домик для рыбки.
Воспитатель вновь подводит детей к аквариуму.
– Ребята, как называется домик, в котором живут наши рыбки? (Аквариум.)
– А где ещё живут рыбки? (В пруду, в речке, в море)
– Какой формы у нас аквариум? (У нас аквариум квадратный.)
– Из чего он сделан? Из какого материала? (Он стеклянный, прозрачный.)
– Что ещё есть в аквариуме? (Вода, растения, песок)
– Ребята, а ещё есть моллюски или, по-другому их называют улитками. Вот они – маленькие.
Воспитатель объясняет детям, как надо вести себя около аквариума : нельзя громко кричать, опускать руки, бросать игрушки…
Можно рассматривать рыбок, любоваться ими, кормить их только с разрешения взрослого или воспитателя.
Итог.
– Ребята, скажите, что вы сегодня узнали о рыбках?
– Чему научились?
– Что было интересно?
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Сложи рыбку». Цель: учить складывать рыбку из геометрических фигур, закреплять знание цвета, формы, величины.
«Кто, где живёт?». Цель: учить определять с помощью картинок с изображением места обитания (нора, берлога, аквариум, дупло, гнездо, конура и т. д., где какое животное обитает.
«Посели животное». Цель: познакомить детей с представителями водных животных. Выбрать из набора карточек с животными тех, кто живёт в воде.
«Где спряталась рыбка?» Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас. Рыбка «прячется» за растение или любой другой предмет. Воспитатель загадывает детям этот предмет, по его описанию они отгадывают.
Разрезные картинки «Рыбки» (или кубики). Цель: формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета; действовать путём примеривания.
«Рыбалка», «Ловись, рыбка!» (несколько вариантов игры). Цель: развивать координацию движения рук. Ребёнок ловит рыбок удочкой с магнитом или сачком (игра с водой).
«Спасаем рыбок» (игра с водой). Цель: развивать координацию движений. Нужно принести в таз («озеро») с игрушечными рыбками воды, «спасти» рыбок, не пролив при этом воду; потом поиграть с рыбками в тазу с водой.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ: Что делает рыбка? Назови ласково; Угадай по описанию.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Превращение». Цель: учить детей изображать способы передвижения, звукоподражания объектов живой природы (котят, щенят, попугайчиков, рыбок).
«Мы -стайка рыбок (Караси и щука)». Цель: учить детей входить в роль героев игры. Педагог- «щука» ловит рыбок-детей, они быстренько уплывают.
«Кто где любит спать?» Цель: учить детей входить в роль героев игры. Пока играет музыка, дети изображают котят, щенят, попугайчиков, рыбок, как только музыка перестаёт играть, все ложатся спать по своим домикам (котята на подушке, щенята на коврике, попугайчики в клетке, рыбки в аквариуме- места обозначены условными обозначениями).
«Рыбки». Рыбки плывут, плавничками гребут. (дети передвигаются мелкими шажками, опускают руки вдоль туловища, движения только руками вперёд-назад, а теперь наоборот (поворачиваются в другую сторону).
«Мы -рыбки». Цель: учить детей входить в роль героев игры. Детям предлагаются лоскуты тонкой ткани, и под музыку Сен-Санса (или без музыкального сопровождения) они имитируют движения плавников.
ЭТЮДЫ
«Море волнуется». Море волнуется раз (ноги на ширине плеч, покачивание руками справа -налево, изображая волны,
Море волнуется два, Море волнуется три,
Как рыбки плывут, покажи.
Рыбки плавали, ныряли (руки перед грудью со сложенными ладонями, бег врассыпную, наклоны, сближения, расхождения, приседание)
В голубой морской воде.
То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Рыбки плавали, ныряли (плавное попеременное поворачивание кистей рук вверх-вниз,
И плескались на воде (резкое движение рук вверх-вниз,
То сойдутся, разойдутся, (движения рук навстречу и от себя,
То зароются в песке (круговые вращательные движения руками перед грудью).
Рыбки плавают в реке (ладони вместе,
В чистой, тепленькой воде (извилистые движения руками,
То сожмутся, разожмутся (обхватывают руками своё тело, затем разводят руки в стороны,
То зароются в песке (вращающие движения руками).
Со словами «хлоп» дети снова делают ладони вместе (поймали рыбку) и игра повторяется. В конце игры дети раскрывают ладони- отпускаем рыбку со словами «рыбка, плыви!»
Рыбка золотая плывёт, ныряет (дети соединяют вместе ладошки рук, имитируют плавательные движения,
Рыбка золотая хвостиком виляет.
Рыбка хвостиком быстро вильнула,
В море шумное смело нырнула,
Поднялась из пучины морской,
Пролетела над синей волной.
Так ныряла она и ныряла.
Наверное, что-то искала. (Сложить руки ладонями друг к другу. Показать, как плывёт рыбка, как она перепрыгивает через волну, как ныряет.)
Рыбки пляшут в синем море, Хорошо им на просторе. (вытянуть ладошки и качать запястьями влево и вправо, текст повторить несколько раз)
В банке чистая вода, (соединить ладоши вместе) Рыбку пустим мы туда. (выполнять плавающие движения ладонями «плывём»)
Рыбка плавает в водичке, Ей там весело всегда! (похлопать в ладоши)
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Качаю рыбку на волне. То вверх (вдох,
То вниз (выдох) Плывёт ко мне.
Рыбки дышат под водой воздухом, который качает специальный насос. Давайте и мы побудем такими насосами. (Детям раздаются трубочки для коктейля, стаканчики с водой. Они набирают воздух в лёгкие и выдувают его через трубочку в воду, получаются пузырьки.)
Литература:
Виноградова Т. А., Маркова Т. А. Опыт организации работы экологического образования в детском саду. Методические советы к программе «Детство». СПб: Детство-пресс, 2001, с. 280-300.
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2004.
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие. Воронеж: Учитель, 2006.
Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М. : ВАКО, 2005.
Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М. : Просвещение, 1982.
Николаева С. Н. Юный эколог. М. : Мозаика-Синтез, 1999.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 2006.