Лилия Калимуллина
Проект «Адвент-календарь»
▼ Скачать + Заказать документы
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Актуальность: Одной из ключевых задач современного дошкольного образования является формирование исследовательских умений дошкольников. Целевая установка предусматривает создание комплексного, интегративного, системно – деятельного подхода к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. В связи с этим одной из первостепенной задачей любого дошкольного образовательного учреждения становится подготовка детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска. Ценность самостоятельной исследовательской деятельности устанавливается в том, что дошкольник познает окружающий мир проявляя собственную инициативу изучая и исследуя его.
Публикация «Проект „Адвент-календарь“» размещена в разделах
Цель проекта : Проектом раскрывается решение задач познавательного развития дошкольников посредством организованных в ДОУ ряда увлекательных мероприятий, которые направлены на изучение окружающего мира и расширение мировоззрения детей старшего дошкольного возраста через интеграцию с образовательными областями ФГОС. Практическое использование проекта позволит сформировать у воспитанников ДОУ знания об окружающем мире через практические навыки.
Задачи:
- формировать новые знания и навыки;
-формировать математические представления, счет, состав числа и т. п. ;
-обогащать словарный запас, структуру выстраиваемых предложений;
- обогащать игровые сюжеты;
- развивать представления о процессах, происходящих в окружающем мире;
-учить работать в команде, решая проблемную ситуацию: распределять обязанности, роли, создавать правила, планировать ход деятельности;
-формировать умение формулировать свои мысли и доносить их до участников группы так, чтобы идея была понятна.
Паспорт проекта :
1. Вид проекта - познавательно-творческий
2. Продолжительность - долгосрочный
3. Участники проекта :
• Дети средних, старших и подготовительных к школе групп
• Родители
• Воспитатели
Ожидаемые результаты:
В результате целенаправленной работы с детьми, возможно у детей будут сформированы представления. И также повысится уровень познавательного развития.
Этапы проекта
Осуществление проекта проходило в три этапа:
I Этап. Организационно – подготовительный.
• Постановка задач
• Обсуждение
• Формирование проблемных вопросов
• Обсуждение плана работы каждой группы
• Обсуждение источников информации
• Введение родителей в тему проекта, приглашение к сотрудничеству
II Этап. Практический.
• Самостоятельная работа каждой группы по выполнению задания
• Подготовка отчёта о проделанной работе каждой группой в виде презентации
Описание проекта :
Воспитанники изготавливают «адвент –календарь» (можно в форме листочков осенью, снежинок – зимой, капелек – весной, цветов – летом, можно в форме геометрических фигур и т. п.) Один листочек – на 1 день. Т. е. если в месяце 31 день, то необходимо сделать 31 отдельных листочков.
Педагог ежедневно (либо утром до прихода детей, либо вечером) пишет или схематично зарисовывает на листочке «Адвент – календаря» задание, которое необходимо будет выполнить именно на открытой площадке, т. е. во время прогулки.
Важно- задание лучше заранее ни писать на все дни месяца, а только на сегодняшний день, так как некоторые дети умеют читать, и пропадет сюрпризный момент.
На утреннем круговом сборе, педагог отправляет посыльного принести листочек на сегодняшний день. Если есть читающие дети, можно предложить им прочитать задание, либо, если задание написано в виде схемы или условных знаков, зарисовок – можно предложить в команде расшифровать его.
Обязательно, перед прочтением задания, необходимо ввести сюрпризный момент – может Фея прилетела и оставила задание, Мега-бот с другой планеты, и вам необходимо отправить им теперь ответ.
Важно – задания необходимо продумывать именно с интеграцией по образовательными областями. Например, посчитать, сколько елочек среднего размера растет на территории детского сада, узнать какой силы дует сегодня ветер, найти 5 камешков треугольной формы, составить рассказ о путешествии оранжевого листочка и т. д.
По возвращении с прогулки обязательно проходит рефлексия- обсуждение итогов задания. После сна детям предлагается оформить свои результаты по заданию в продукт, либо создать дневник наблюдений (и он будет храниться в центре экспериментирования, либо книжку- малышку (и хранить в центре литературы, либо тетрадь с примерами (и хранить в центре манипулятивных игр) и т. п.
Ниже приведены примерные задания. Педагоги придумывают свои задания для своих воспитанников, ориентируясь на выбранную для изучения детьми тему проекта недели.
Перечень заданий по проекту «Адвент –календарь»
Задания Продуктивная деятельность
1. Найти на участке 5 камешков круглой формы и 2 треугольной. Придумать и нарисовать из камешков свою фигуру. Составить рассказ 1. Книжка – малышка «История …»
2. Посчитать – сколько на территории детского сада растет маленьких елок. Измерить их высоту. Завести дневник наблюдений за ростом елочек. Обсудить процесс роста. 2. Оформить дневник- наблюдений за ростом елочек.
3. Собрать коллекцию из растений на участке. Зарисовать и вместе с родителями найти названия растений. Придумать каждому растению свое название.
3. Оформление коллекции растений.
Оформление книжек «Мой гербарий»
4. Посчитать облака. Зарисовать на что, или на кого они похожи. Придумать свою историю об облачке. Найти ответ на вопрос: «Откуда появляется облако?»
4. Ведение календаря погоды.
Оформление книжек.
Проект «Круговорот воды в природе»
5. Определить на слух, сколько автомобилей скорой медицинской помощи проехало, сколько пожарных машин, и сколько автобусов, сколько пролетело вертолетов.
Выяснить, какое топливо самое безопасное для окружающей среды. Придумать свой автомобиль, безопасный для природы.
5. Оформление проекта «Нет загрязнению окружающей среды».
Постройка «Автомобиля будущего» из конструктора «Бабашки», из бумаги, ткани, коробок и т. п.
6. Найти на территории детского сада самый широкий куст. Измерить ширину. Узнать его название. Сосчитать количество самых толстых веточек.
6. Оформить дневник наблюдений.
Оформить тетрадь примеров.
7. Выяснить куда пропали насекомые. Узнать, какую пользу приносят насекомые. Нарисовать и решить пример-загадку : 1 красное цвета насекомое, 3 черного цвета, 2 зеленого-?
7. Оформить книжку «Насекомые»
Оформить тетрадь примеров.
8. Определить силу ветра. Вспомнить сказку, где есть строки о ветре. Нарисовать разные виды ветра.
8. Оформить календарь погоды.
Дневник наблюдений.
9. Найти 6 зимующих птиц на территории детского сада. Выяснить, почему птицы остаются зимовать.
9. Оформление проекта «Зимующие птицы»
10. Сосчитать самые высокие елочки на территории детского сада. Измерить самую высокую елочку. Собрать коллекцию шишек. Придумать героя из шишки.
10. Оформление дневника наблюдений за ростом елочек.
Создание комикса с героем из шишки.
Оформление коллекции из шишек.
11. Найти на территории детского сада 4 камня круглой формы и 5 камней овальной. Определить диаметр камней. 11. Оформить дневник наблюдений.
12. Выяснить сколько шагов от своего участка до соседнего. Прошагать прямым и обратным счетом. Найти на соседнем участке 6 листочков желтого цвета, 1 зеленого, 2 красного. Решить пример.
12. Оформить тетрадь примеров. Построить по наблюдению из конструктора «Бабашки» территорию соседнего участка.
13. Найти 2 воробьев и 3 голубей. Определить сходства и различия. Придумать подвижную игру.
13. Проект «Воробьи», «Голуби».
Оформление книжек.
14. Найти на территории детского сада самый широкий куст. Измерить ширину. Узнать его название. Сосчитать количество самых толстых веточек. 14. Оформить дневник наблюдений.
Оформить тетрадь примеров
15. Найти на территории своего участка признаки всех 4-х времен года. (Методика «Экскурсия за угол») 15. Оформить дневник наблюдений.
Проект «Времена года». Книжки – малышки «Мое любимое время года»
16. Сходить в гости к малышам. Узнать у скольких детей имя начинается на букву «А», у скольких на «Р». Решить пример. 16. Оформить тетрадь примеров.
17. Сходить в гости к ребятам из младших групп. Узнать скольким ребятам 4 года, скольким 3года. Решить пример. 17. Оформить тетрадь примеров.
18. Найти на участке самое высокое растение- травинку. Измерить. Определить название. 18. Оформить гербарий.
Оформить дневник наблюдений.
19. Сосчитать сколько луж на участке после дождя. Измерить глубину. Придумать сказку «Путешествие муравьишки по луже» 19. Оформить дневник наблюдений. Построить из конструктора «Бабашки».
Оформить сказку в книжку-малышку.
20. Сосчитать сколько кустарников растет на территории детского сада. Выяснить названия. 20. Оформить дневник наблюдений.
21. Понаблюдать за пешеходами. Сосчитать у скольких есть на одежде световозвращающие элементы. Придумать памятку «Стань заметнее». 21. Создание памяток «Стань заметнее»
22. Понаблюдать за тучами. Узнать чем различаются облака и тучи. Сосчитать признаки осени. 22. Оформить дневник наблюдений.
23. Измерить высоту,ширину и длину веранды. 23. Оформить тетрадь примеров.
24. Узнать сколько этажей у соседнего жилого дома. На сколько этажей он выше детского сада. Из какого материала построен дом, почему. Какие дома бывают. 24. Построить дом по наблюдению из конструктора «Бабашки». Проект «Виды домов».
25. Придумать 2 загадки с любым предметом на участке. 25. Оформить книгу.
26. Найти 10 одинаковых по форме и цвету листочков.
Узнать какие изменения происходят с листочками без доступа солнечного света, почему. 26. Оформить гербарий. Оформить дневник наблюдений.
27. Составить «азбуку» своего участка. 27. Проект «Азбука участка»
28. Придумать и изготовить аппликацию из 7 листочков овальной формы, 5 коротких палочек, 3 травинок среднего размера. 28. Выставка аппликаций. Оформить в виде коллективного проекта.
29. Поймать воздух. Узнать, имеет ли воздух обьем, запах и т. д. 29. Оформить дневник наблюдений. Проект «Загрязнение воздуха».
30. Устроить забег в резиновых сапогах. Узнать, в какой обуви скорость бега выше. Из чего получают резину. 30. Проект «Резина».
Оформить дневник исследований.
Результаты проекта :
Результатом данного проекта является организация интересной, содержательной, значимой познавательно - творческой деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, активное включение родителей воспитанников в осуществление проекта. Приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:
-сформированы математические представления: счет, состав числа и т. п. ;
-сформированы представления о процессах, происходящих в окружающем мире;
-сформировано умение самостоятельно договариваться и разрешать спорные ситуации, не обижая собеседников;
-сформировано умение работать в команде, решая проблемную ситуацию;
-сформировано умение соблюдать правила;
- сформировано понимание, что книги –это культурное средство;
- развита речь;
-развиты мыслительные действия;
- повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях.
Список литературы.
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.
2. Ветохина Т. А. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов – СПб. : «ООО М. : «Детство-пресс», 2010г
3. Давыдова О. И. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
4. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : -М. : Т. У. Сфера, 2004.
5. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду» : -М. : Просвещение, 2001.
6. Т. Д. Пашкевич «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т. Д. П – Волгоград: Учитель, 2012.
7. Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).
8. Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Д