Марина Федоренчик
Проект «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД" №17 "КОЛОСОК
ПРОЕКТ
по адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ
Воспитателя Федоренчик М. В.
На тему: «Мои первые шаги в детский сад»
Участники проекта: Дети младшей группы и их родители.
Сроки реализации проекта: Сентябрь – декабрь 2016г
План работы
1. ЭТАП- ВВЕДЕНИЕ
1. Актуальность, цель, проблема и задача;
2. Предпологаемый продукт.
Публикация «Проект „Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
2. ЭТАП- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
2. разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
3. пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
4. разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
5. разработка анкет для родителей;
6. составление перспективного плана мероприятий проекта.
3 ЭТАП- ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
1. реализация проекта в соответствии с планом.
4 ЭТАП- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. анализ проведенной работы;
2. диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
3. презентация проекта для педагогов и родителей;
4. выводы о проделанной работе.
Введение
Что такое адаптация? Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение. А если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.
Давайте все-таки уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка.
В огромной степени - отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с мамой - это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.
К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, это не всегда видим или не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.
Актуальность:
Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются, а том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстраиваться при расставании с близкими людьми, не начнет ли он болеть? Эти волнения и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья.
Цель:
• определить помощь детям и их родителям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
• определить возможности создание условий для прохождения ребенком адаптационного периода.
Задачи:
• охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных особенностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; (задачи по ФГОС ДО)
• создание условий для оптимальной социализации, т. е. взаимоотношений и взаимодействий с социально значимым окружением, создание условий для обеспечения эмоционального комфорта.
Проблема:
Детство - годы чудес. Ранний возраст – чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т. д. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с семьей и страхом новизны. В современной жизни мы мало уделяем внимания проблеме адаптации, а ведь успешная адаптация ребенка к изменяющимся условиям его существования – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений.
Ожидаемые результаты:
• Сформированное доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок.
• Просвещение родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей.
• Сформированное доброжелательное отношение детей друг к другу и воспитателю.
Предполагаемый продукт:
• Работа с детьми
• - Конспект бесед «Зачем надо мыть руки», «Мужественные профессии», «Мои игрушки»…
• - Картотека игр: подвижные игры, игры-релаксации, словесно речевые игры, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, сюжетно- ролевые игры, дидактические игры, хороводные игры, картотека опытов.
• спортивный праздник «Дружная семейка», развлечения «Путешествие по сказкам», музыкальное развлечение «В гости Осень к нам пришла»,наблюдение, беседы.
• Работа с родителями
• - Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад».
• - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к детскому саду», памятка для
• родителей по безопасности детей в летний период.
• - Конспект родительского собрания «Адаптация ребенка в детском саду».
• - Конспект консультация «Формирование самостоятельности у детей», «Особенности возрастного развития детей 3-4 лет».
• - Буклет «Первые дни ребенка в детском саду»
• - Папка- передвижка «Зайка идет в садик» (проблемы адаптации).
• - Презентация по теме «Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ».
• Работа с воспитателями
• - Конспект консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к
• ДОУ–новые подходы в работе воспитателей», «Игровая деятельность детей в
• адаптационный период».
• -Памятка для воспитателей ««Темперамент ребенка и его воспитание»
• -Конспект семинара- практикума «Шаги на встречу».
Подготовительный этап
Степень адаптации ребёнка к условиям детского сада.
По тому, как дети приспосабливаются к дошкольному учреждению, их можно разделить на три основные группы.
1) Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.
Поведение ребенка:
Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду.
Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо родителей и воспитателей, нуден еще педиатр или узкий специалист!
2) Средняя степень адаптации - в эту группу опадают дети без нервных расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. Еще бы, происходит "обмен" всевозможными инфекциями. Подобную "прививку" могут выдержать далеко не все дети - у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.
Поведение ребенка
Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.
3) Легкая адаптация - наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают детский сад без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Поведение ребенка:
Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца.
Практический этап
Работа с детьми.
• Мониторинг детей
• Индивидуальный подход к ребенку
• Формирование детского коллектива
• Формирование эмоционально-положительного контакта детей с взрослыми
• Развитие культурно-гигиенических навыков
• Продуктивная деятельность
• Сохранение и укрепление здоровья
№ Наименование игровой деятельности Игры для адаптации детей
1 Этюды «По горячему песку», «Собака рычит», «Лисенок боится», «Кошка крадется за мышкой»
Настольно-печатные игры
«Чей домик», «Чей малыш», «Кто спрятался», «Собери картинку», «Из какой сказки».
Сюжетно-ролевые
«Больница», «Дочки- матери», «Магазин»…
2 Адаптационные игры Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли»
3 Музыкальные игры «Отгадай, что звенит?», «Угадай, на чем играю»
4 Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Мишка косолапый», «Догоню тебя».
5 Хороводные игры «Пузырь», «Каравай», «Карусели».
6 Пальчиковые игры «Этот пальчик», «Семья», «Пальчик- мальчик»
7 Словесные игры «У кого какая мама-домашние животные», «Что мы делаем утром, днем и вечером в детском саду»
8 Конструктивная деятельность:
Разнообразные конструкторы Задание «Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим в кровать больную куклу», «Посадим птенчика на башню»
9 Изодеятельность: Рисование «Нарисуем для Тани мячик», «Украсим платье-пальчиками», «Мостик для бычка».
Лепка «Мячик для Тани», «Колобок», «Угостим зайчика морковкой».
Аппликация «Украсим варежку», «Бусы».
10 Художественная литература: Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки»
Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Произведения К. Чуковского «Муха-цокотуха», Стихотворение С. Михалкова «Щенок», Е. Благининой «Котенок».
11 Новогодние развлечение
(для детей и родителей)
Работа с родителями.
1. Заключение договора с родителями;
2. - Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад».
3. - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к детскому саду».
4. -Родительское собрание «Адаптация ребенка в детском саду».
5. -Консультация «Формирование самостоятельности у детей».
6. -Консультация «Особенности возрастного развития детей 3-4 лет».
7. -Памятка для родителей по безопасности детей в летний период.
8. -Буклет «Первые дни ребенка в детском саду»-
9. -Папка- передвижка «Зайка идет в садик» (проблемы адаптации).
10. -Презентация на тему «Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ
Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад?
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше, чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь, как можно чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в саду, следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.
Если вы хотите узнать больше о том, как обстоят дела вашего малыша в садике, поиграйте с ним домашними игрушками в детский сад. Пусть одна из этих игрушек будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и предложите решение его проблемы через нее, ориентируя игру на положительный результат.
Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже те дети, которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут после ее ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами. Если же ребенок чувствует, что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или даже ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на нее всеми доступными средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся к эмоциональным реакциям детей.
В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.
Воспитатели рекомендуют:
• Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
• Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
• Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
• Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
• Щадить его ослабленную нервную систему.
• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
• Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
• Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
• Не реагировать на выходки ребенка и наказывать его за детские капризы.
• При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
• При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.
Работа с педагогами.
• Консультация для воспитателей:
«Условия успешной адаптации детей
к ДОУ– новые подходы в работе воспитателей».
• -Памятка для воспитателей:
«Темперамент ребенка и его воспитание».
• -Семинар- практикум: «Шаги на встречу».
• -Консультация: «Игровая деятельность детей в адаптационный период.
Рекомендации по созданию условий для успешной адаптации детей.
Этапы формирования условий, способствующих успешной адаптации детей:
1. Создание привлекательной среды для ребенка:
• Наличие достаточного количества игрушек, игр, соответствующих возрасту.
2. Создание эмоционально благоприятной атмосферы:
• Благожелательное отношение к каждому ребенку и его родителям.
• Ритуалы встречи и прощания:
- обязательная улыбка при встрече и прощании;
- контакт глаза в глаза;
- тактильный контакт (обнять, пожать руку, положить руку на плечо, в зависимости от потребности ребенка);
- слова приветствия сопровождаются выражением положительных эмоций: «Рада тебя видеть», «Как замечательно, что ты пришел (пришла!», «Ребята, посмотрите, кто пришел!», «О, вот пришел (пришла) мой (моя) помощник (помощница!» и т. д.
- слова прощания сопровождаются выражением надежды на будущую встречу:
«До завтра», «Буду ждать встречи с тобой», «Приходи завтра», «До встречи после выходных» и т. д.
• Использование спокойной релаксационной музыки в течение дня и в период засыпания.
• Рассказывание сказок и пение колыбельных.
• Проведение праздника знакомств (в празднике принимают участие дети, родители, воспитатели)
3. Формирование чувства уверенности в окружающем:
• создание представительства родного дома ребенка в группе:
- игрушка, принесенная из дома;
• знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;
• знакомство, сближение детей между собой;
• знакомство с группой;
• знакомство с режимом дня:
- книжка с фотографиями или рисунками «Мой день в детском саду», каждая фотография в которой отражает режимный момент;
- листовка «Мой день в детском саду» (режим в картинках)
-использование раскрасок по теме «Режим дня».
- воспитатель рассказывает детям перед завтраком, что они будут сегодня делать,
- заранее предупреждает детей о смене деятельности.
• знакомство с детским садом, педагогами и персоналом детского сада.
Заключительный этап.
Анализ результатов:
Анализ результатов за несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. В течение последних лет нет ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Положительным является и то, что дети младшего возраста привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
Перспективы:
• Положительное влияние адаптации на образовательную деятельность детей.
• Создание каталогов сценариев досугов и развлечений
для детей младшего возраста и их родителей.
• Создание условий для развития индивидуальности.
• Разработка новых нетрадиционных форм работы
с родителями.
• Совершенствование всего педагогического
процесса на основе восприятия ребёнка
как субъекта деятельности.
• Обобщение опыта работы.
Выводы
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение, что обеспечит оптимальное течение адаптации. Воспитателю необходимо создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка к привыканию. И когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Следовательно, воспитателю необходимо знание показателей психоэмоционального уровня, которые характеризуют особенности поведения и проявления эмоций у ребенка дают возможность воспитателям использовать в своей работе различные формы, методы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Адаптационный период считается законченным, если:
• Ребенок ест с аппетитом;
• Быстро засыпает, вовремя просыпается;
• Эмоционально общается с окружающими.
• Играет.
Таким образом, прежде чем отправить ребенка в детский сад необходимо проверить, как легко он сможет к нему адаптироваться и как сделать так, чтобы процесс адаптации прошел как можно легче.
Информационные ресурсы
• Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004
• Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005
• А. Ю. Кремлякова «Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ» СПб,2013
• Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Воронеж, 2007
• Н. В Соколова «Адаптация ребенка к условиям детского сада» Волгоград,2010
• «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» / Под. ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеевой М., 2010
• Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» М., 2008
• Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» М., 2009
• Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста» М., 2007
• http://doshvozrast.ru
• http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac44.htm
• http://www.maam.ru/users/missis1ygowdik