Оксана Боглаёва
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Здравствуй, детский сад!»
Творческо-исследовательский проект во 2 младшей группе «Путешественники"
Воспитатель: Боглаёва Оксана Юзбеговна
Тема: "Здравствуй, детский сад!"
Вид проекта: педагогический
Тип проекта: творческо-исследовательский проект
Участники: воспитатели, дети 2 мл. группы, родители, ближайшие родственники (бабушки, дедушки)
Масштаб проекта: среднесрочный
Сроки проведения: сентябрь - октябрь2024 года
Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста „Здравствуй, детский сад!“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
Задачи: Преодолеть стрессовое состояние у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду; снять эмоциональное и мышечное напряжение у детей; снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию; развивать навыки взаимодействия детей друг с другом, внимание, восприятие, речь, воображение, чувство ритма, мелкую моторику, координацию движения; игровые навыки, произвольное поведение. Сформировать активные позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Обогащать предметно-пространственную среду в группе с учетом ФГОС к предметно-развивающей среде ДОУ.
Планируемый результат: Преодоление детьми стрессового состояния (легкая форма адаптации); Сплочение коллектива родители – воспитатели – дети; Обогащение предметно - развивающей среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Актуальность: Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проект включены элементы психогимнастики, АРТ-терапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессоров.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.
Основание для разработки: Работа воспитателя и психолога заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов, обладать высокой рефлексивностью и эмпатией.
Риски: у всех детей разный характер – у кого-то адаптация проходит быстро, у других более длительно.
Предупреждение рисков: заинтересованность родителей и учитывать индивидуальных особенностей семей.
Формами отчёта участников проекта будет: создание видео ролика "Здравствуй, детский сад!"
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап;
Проектировочный этап;
Этап реализации проекта;
Итоговый этап, мероприятие с родителями.
Подготовительный этап
1. Анализ имеющихся условий в группе.
2. Создание условий для организации работы:
Подборка литературы, стихов, загадок, пальчиковых игр, материалов для художественного творчества.
Пополнение развивающей среды игрушками и атрибутами к сюжетно- ролевым играм.
3. Оформление родительского уголка (консультации по адаптации)
Проектировочный этап
1. Разработка комплексно – тематического плана работы
2. Разработка памятки для родителей «Первый раз в детский сад!»
3. Заполнение анкет родителями
Этап реализации проекта
1. Деятельность совместная с родителями «Знакомство с группой».
Цель: профилактика психоэмоционального напряжения детей и родителей, адаптация детей в группе.
2. Совместный осмотр помещений группы, беседа с детьми "Где живут игрушки"
Цель: помощь в освоении пространства и игрушек группы, индивидуальная психологическая помощь.
Беседы об элементарных правилах безопасного поведения в группе, туалете, раздевалке, на площадке.
3. Игра "Найди игрушку".
Цель: помочь ребенку освоить окружающую среду и познакомить с персоналом детского сада и другими воспитанниками.
Оборудование: Игрушка.
Чтение потешки: «Петушок, петушок!» Цель: Учить повторять движения за воспитателем.
4. Игра "Найди свой шкафчик".
Цель: закрепить знание детьми своих шкафчиков, способствовать знакомству с детским садом и правилами поведения в нем.
Чтение потешки: «Вышла курочка гулять»
Цель: Учить детей повторять движения за воспитателем.
5. Игра "Чьи вещи?".
Цель: закрепить знание имен работников детского сада.
Оборудование: атрибуты различных профессий (градусник — медсестра, половник — повар, стиральный порошок — прачка, гармошка — музыкальный работник и т. д.).
Чтение потешки к режимным моментам "Водичка, водичка"
Цель: Приучать детей правильно мыть руки.
6. Совместное с родителями занятие "Мамины сказки"
Цель: помочь детям и родителям наладить контакт друг с другом и персоналом дошкольного учреждения
7. Игра "Хоровод".
Цель: формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю
Слушание детских песенок из мультфильма "Фиксики"
Цель: Воспитывать усидчивость, чувство ритма.
8. Чтение потешек к режимным моментам "Каша вкусная дымится".
Цель: Приучать есть самостоятельно, правильно держать ложку»
Подвижная игра «Зайка серенький сидит»
Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, бегать, подпрыгивать на двух ногах; игра способствует развитию речи.
9. Психологическая игра «Назови ласково».
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.
Пальчиковая гимнастика "Пальчики".
Цель: развивать мелкую моторику
10. Игра "Непослушные мышата"
Цель: преодоление упрямства, негативизма в период адаптации.
Слушание детских песенок из мультфильма "Маша и медведь"
Цель: развивать чувство ритма.
11. Совместное с родителями занятие "Осень наступает"
Цель: помочь в адаптации после входных дней, познакомить родителей с некоторыми аспектами НОД в ДОУ.
12. Показ кукольного спектакля "Колобок".
Цель: Воспитывать у детей умение слушать.
Пальчиковая гимнастика "Пропавший» малыш".
Цель: развивать координация движений.
13. Рисование пальчиками "Котёнок".
Задачи: создание положительной эмоциональной обстановки; сплочение группы, отработка умения согласовывать свои; развитие общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.
Материал: Чистые листы бумаги, гуашь любого цвета.
14. Игра "Покружимся". Цель: формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Оборудование: Два игрушечных мишки.
Чтение художественной литературы "Правила поведения для воспитанных детей" Не плачь о маме!
15. Чтение потешек к режимным моментам
Игра "Солнечные зайчики". Цель: формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Оборудование: Маленькое зеркальце.
16. Детско-родительский праздник в группе "Осень к нам пришла"
Цель: помочь в адаптации после входных дней, познакомить родителей с некоторыми аспектами НОД в ДОУ.
17. Игра "Паровозик". Цель: вызвать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить ребенка предметно-игровым действиям с ним.
Слушание песенки "Паровоз", паровоз к празднику купили».
Цель: учить детей строиться друг за другом в вагончики
18. Игра "Красивый цветочек".
Цель учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды растение - цветок.
Оборудование: ваза для цветов, комнатное растение, картинки с изображением цветов.
Чтение художественной литературы "Правила поведения для воспитанных детей" Мой руки перед едой с мылом!
19. Игра "Мыльные перчатки". Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны. Оборудование: детское мыло, полотенце.
Пальчиковая игра "Коза-Дереза" Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, бегать, подпрыгивать на двух ногах; игра способствует развитию речи.
20. Игра "Найди пару". Цель: учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви. Оборудование: обувь - сапоги, ботинки, кукла.
Игра "Едем в детский сад на машине"
Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения. Материал и оборудование: Машины.
Итоговый этап
Создание видео ролика для сайта ВК "Адаптация детей в детском саду"