Людмила Закутнева
Проект «Осенняя ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название проекта : «Осенняя ярмарка»
Образовательная область: Познавательное развитие
Выполнила: Закутнева Людмила Анатольевна,
воспитатель МБДОУ №3 «Колобок»
г. Медногорск
Оренбург
2014
Содержание
1. Пояснительная записка ….3
1.1. Актуальность проекта ….
2. Матрица проекта ….4
3. Краткое содержание проекта ….5
4. Продукты проекта ….
Публикация «Проект „Осенняя ярмарка“» размещена в разделах
5. Участники проекта …. 6
6. Системная паутинка по проекту … 10
7. Итоги … 11
8. Используемая литература …. 12
9. Приложение …. 13
Пояснительная записка
Сегодня многие говорят об экологическом воспитании. Мы еще не полностью осознали серьезность экологических проблем, но уже торопимся переложить на плечи подрастающих поколений груз ответственности за содеянное.
Если мы надеемся, что дети захотят решать за нас экологические проблемы, которые мы оставляем им в наследство, надо, чтобы их представления о мире были иными. Чтобы мир явился им красивым и одухотворенным. Одухотворялся же он всегда через сказку, через живой образ. Мы должны соединить естественно – научный подход к экологическому воспитанию с художественным началом. Что в будущем сможет остановить людей от вырубки и загрязнения лесов? Рациональный взгляд на вещи? Нет. На любой разумный довод всегда найдется столь же разумный контраргумент. Только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлением о ценности жизни дерева как живого существа, способного ощущать боль, может в нужный момент изменить ход событий.
Исходя из таких представлений и обозначилась тема проекта «Осенняя ярмарка».
Актуальность проекта :
В условиях образовательного процесса в МБДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе. Приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в саду и дома.
Название проекта : «Осенняя ярмарка»
Тема проекта : формирование бережного отношения к живой и неживой природе. Приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в саду так и дома.
Проблемное поле проекта : реализации потребностей и интересов каждого ребенка в окружающем мире.
Продолжительность проекта : (краткосрочный)
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Сроки проведения: 7.10.2014 по 14.10.2014 год.
Участники: дети 5-7 лет, педагоги, родители.
Цель: Приобщать, детей старшего дошкольного возраста к бережному отношению к живой и неживой природе, создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе получения углубленного представления об изменениях в природе в осенний период с учетом природно-климатических условий, изучить природное явление – листопад.
Задачи:
-формировать представления детей об изменениях в природе в осенний период с учетом природно-климатических условий;
-реализовать потребность детей старшего дошкольного возраста в развитии познавательных и творческих способностей детей;
-развивать экологическое сознание;
-Выявить причины раннего природно-климатического явления – листопад;
-выяснить, почему не все деревья одновременно теряют листву;
-установить, куда исчезают опавшие листья и какую пользу они приносят людям;
-развивать навыки анализа, наблюдения, сравнения;
-активизировать словарь по данной тематике;
-привить навыки восприятия красоты осенней природы;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты по проекту :
Личностные качества
-проявляет устойчивый интерес к окружающему миру;
-способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации об изменениях в природе; собственном продукте художественно-творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника;
-активно пропагандирует бережное отношение к природе родного края в семье;
-способен привлечь родных к созданию коллекции или организации авторской выставки.
Интеллектуальные качества
-способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;
-способен разработать план действий по созданию продукта, составления описательного или творческого рассказа о предмете художественно-творческой деятельности или оригинальной поделке;
Физические качества
-проявляет ручную ловкость в процессе работы из природного материала;
-движения точные и скоординированные по особенностям мелкой и крупной моторики ;
-артикулирует звуки сообразно возрасту;
-способен проявить волевые усилия (довести работу до конца).
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА»
Этапы проекта Действия педагогов Действия детей Действия членов семьи
Подготовительный
(формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов/продуктов проекта) Педагоги обсуждают разные приемы и ситуации в решении познавательной деятельности детей.
Продукты проекта
-загадки об изменениях в природе, о дарах осени;
-подборка иллюстраций к теме «Осень»; С детьми ведется беседа о изменениях в природе осенью. В ходе беседы обсуждаются вопросы:
Почему листья желтеют?
Что такое листопад?
Продукты проекта
-альбом рисунков «Золотая осень»;
-выставка поделок и рисунках «Осенняя ярмарка». Пригласить к участию проекта родителей.
Продукты проекта
-участие с детьми в выставке поделок и рисунках.
Деятельностный
(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка) -проведение непосредственно образовательной деятельности «Изменение в природе осенью»
-беседа о пользе овощей и фруктов;
-чтение и обсуждение рассказов, стихов об осени;
-подбор загадок об изменениях в природе;
-создание картотеки о дарах природы. Просмотр и отбор рисунков, для оформление выставки. Изготовление поделок из природного материала. Экскурсия по территории детского сада.
Завершающий
(презентация продуктов проекта). -выпуск загадок об изменениях в природе, об овощах и фруктах – дары природы. Выставка поделок и рисунков «Осенняя ярмарка». Выставка поделок и рисунков «Осенняя ярмарка».
Продукты проекта
Для детей:
-гербарий из листьев;
-рисунки детей «Дары осени»;
-коллаж из осенних листьев;
-поделки из природного материала.
Для педагогов:
-альбом стихов, загадок об изменениях в природе, об овощах и фруктах;
-подбор иллюстраций к теме «Осень»;
-создание папки-передвижки для родителей «Красота осени».
Для родителей:
-участие с детьми в выставке поделок.
Информация об участниках проекта
Павленина Арина
Арина доброжелательна и
очень приветливая и ласковая девочка.
С удовольствием занимается творчеством, всегда ответственно
выполняет поручения.
Любит рисовать, танцевать.
Соловьев Егор
Егор нравственно воспитанный мальчик.
Любит книги про космос, творчески активен.
Ответственно подходит к любому заданию
.
Поспелов Илья
Илья Мальчик с открытой улыбкой, обаятельный. Любит активный образ жизни. Легко прощает обиды. Он добрый,спокойный,общительный мальчик. Интересы у него разносторонние. Любит рисовать, играть в настольные игры
Курбатова Вера
Вера добрая, веселая, ласковая девочка
Любит петь, танцевать.
Рисунки Веры, всегда
Яркие, красочные и позитивные.
Мамыкина Ангелина
Ангелина любознательная и эрудированная девочка.
Очень внимательная, отзывчивая, готовая всегда, прийти на помощь товарищам.
Ангелина знает много стихов, обладает отличной памятью.
Старательна, аккуратна при выполнении творческих работ.
Клокова Ксюша
Ксюша активная, добрая, эмоциональная девочка.
Всегда аккуратна и прилежна.
Любит во всем порядок и красоту.
Артистична и музыкальна.
Педагоги
воспитатель:Закутнева Л. А.
мл. воспитатель – Дорина С. П.
музыкальный работник- Зубанова Е. А.
Родители участие с детьми в выставке поделок и рисунках.
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ «ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА»
КОММУНИКАЦИЯ
Беседы:
о деревьях, их классификации;
о листопаде;
Об овощах и фруктах.
Свободное общение:
почему деревья так важны для человека и для живых существ на планете?
какие виды деревьев ты знаешь?
почему не нужно срезать и ломать ветки?
как помочь раненому деревцу;
какую пользу приносят овощи и фрукты организму человека.
Эколого-психологический тренинг:
«Осень».
ПОЗНАНИЕ
Рассказ педагога:
об осени;
об изменениях, происходящих в природе;
об овощах и фруктах.
Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций.
Исследовательская деятельность:
рассматривание и сравнение опавших листьев (по форме, размеру, длине черенка);
наблюдение за листопадом;
обследование и рассматривание листьев.
Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры:
Д/и «Загадай, мы отгадаем»
Д/и «С какой ветки детки?»
Д/и «Найди дерево по семенам»
Д/и «Найди лист такой, как покажу»
Д/и «Береза»
Д/и «Листья»
Д/и «Что здесь лишнее»
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме:
М. Волошин, «Осенью»;
И. Бунин, «Листопад»;
К. Ушинский, «Спор деревьев»;
Н. Сладков, «Осень на пороге».
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Экскурсии:
-по участку детского сада.
Наблюдение:
за работой дворника.
Сюжетно-ролевая игра:
«Защитники природы»;
«Магазин семян».
ТРУД
знакомства с профессиями – дворник;
сбор листьев для гербария.
Ручной труд:
изготовление поделок из листьев;
составление совместного с воспитателем коллажа из осенних листьев.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
Беседа с детьми:
«Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»
«Ядовитые плоды деревьев»;
«Деревья, которые лечат».
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
рисование - «В осеннем парке»;
лепка – «Гроздь рябины»;
аппликация – «Лес, словно терем расписной»;
изготовление коллажа, составление гербария;
рисование фруктов и овощей.
МУЗЫКА
«Осень» слова М. Пожаровой, музыка А. Александрова;
«Тетушка осень» музыка и слова Н. Орловой;
«Хорошо в лесочке» музыка и слова Е. Шаломановой.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
«Поймай листок»;
«Листопад».
ЗДОРОВЬЕ
свободное общение «Могут ли деревья лечить?»
«О пользе деревьев, фруктах и овощей».
Итог:
Во время исследования мы узнали много интересного о листьях в осенний период, когда они окрашиваются разными красками. Листопад-это явление природы, которое бывает только осенью. Этому способствует изменение климата в осенний период.
Работа по проекту помогла укрепить психологическое здоровье воспитанников; развить интерес к окружающему миру, расширить словарный запас детей, улучшить моторику рук научить детей наблюдать за изменениями в природе, проявлять чувство ответственности за природу.
Используемая литература к проекту
Методическая литература:
1. Иванова А. И. Живая экология 2006г.
2. Николаев С. Н. Юный эколог 2004г.
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности.
4. В. Н Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников».
5. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием 1987г.
6. Метлина Л. С. Математика в детском саду 1984г.
7. Ибрагимова К. К. Деревья и кустарники вокруг нас 2008г.
8. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. 2006г.
9. Аксенов З. Ф. Войди в природу другом 2008г.
10. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет 2004г.
Художественная литература:
М. Волошин, «Осенью»;
И. Бунин, «Листопад»;
К. Ушинский, «Спор деревьев»;
Н. Сладков, «Осень на пороге».
Интернет-ресурсы:
https://tmndetsady.ru/
https://www.maam.ru/
Приложение № 1
Приложение № 2
Сценарий развлечения «Рябинник»
Задачи: Познакомить детей с земледельческим календарным праздником «Рябинник», используя народные приметы, обычаи.
Воспитывать интерес к народной культуре.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края, развивать экологическое сознание.
Активизировать в речи детей запас народных примет, пословиц, поговорок, загадок, частушек, песен, игр.
Развивать эстетический вкус детей на музыкальном песенно-танцевальном творчестве русского народа.
Формировать уважительное отношение друг к другу, создать ситуацию благодарности и внимания к близким людям.
Развивать мышление, творческое воображение, эмпативность в проблемных ситуациях, играх.
Совершенствовать связную речь.
Ход развлечения
Под русскую народную мелодию дети входят в зал.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! На осенние посиделки приглашаем вас! Я рада, что вы пришли на посиделки в мою избу, кланяется: «Хорошему гостю хозяин рад!». А кто знает, откуда пошло такое приветствие – поклон?
Ребё нок: Входя в избу, каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить – дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высоким был, чтоб меньше дуло по полу.
Воспитатель: У русского народа много разных традиций. Одна из них – проведение посиделок, которые начинались с Покрова (14 октября, с середины осени. «До Покрова – осень, за Покровом – зима идёт». «Покров- начало посиделкам, пряжа льна».
Беседа «Что такое посиделки?
- Это время проведения досуга.
- Себя показать да других посмотреть.
- На посиделки собиралась молодёжь попеть да поплясать.
- Девушки и парни хвалились здесь новыми нарядами.
- На посиделках рассказывали сказки, обменивались пословицами, поговорками, загадывали загадки, соревновались в уме, находчивости.
- Ткали пряжу, вышивали, украшали узорами головные уборы и рубахи, вязали кружева, посуду расписывали, плели лапти, корзины и многое другое делали, что в хозяйстве пригодится.
Воспитатель: Верно, добавлю, что посиделки проходили поочерёдно, в каждой избе, обычно, большой, просторной. Еду, угощение несли сюда в складчину. Руководила посиделками хозяйка избы – сегодня ею буду я. «Хозяюшка в дому, что оладушек в меду»
Прошли сельскохозяйственные работы: пахота, посев, косьба, собран весь урожай, перекопаны огороды – теперь можно и повеселиться. «Кончил дело – гуляй смело».
Хороводная игра «Хороводная – огородная»
Воспитатель: Сегодня мы будем отмечать праздник русской рябинки, в народе его называют Пётр и Павел - рябинники. Рябина на Руси считается оберегом, её сажали у дома, вешали ветки над дверью в дом. Что такое Оберег? Как вы думаете? (от слова «беречь», «оберегать», бережно охранять, защищать; это предмет, в нашем случае - дерево рябины, которое нас защищает, оберегает).
- Давайте-ка, и мы тоже повесим веточку рябины под крышу детского сада, ведь он – наш родной дом.
А еще делали рябиновые бусы, они тоже приносили счастье, предохраняли детей от сглаза, порчи, исполняли заветное желание. Встанем в круг. Я буду вам надевать бусы, а вы мне на ушко говорить своё желание.
«Игра с бусами».
А что бы вы пожелали друг другу?
Воспитатель: Русский народ берёг родную землю, с нежностью обращался к кудрявой рябинушке в песнях и стихах. Прочтите ваши любимые стихи о рябине.
Дети читают:
Ты, рябинушка,
Раскудрявая,
Ты когда взошла?
Когда выросла?
Я весной взошла,
Летом выросла.
По зарям цвела,
Солнцем вызрела.
С вечера мою рябину дождичком мочило,
Со полуночи рябину ветром обдувает.
Ветер дует, солнце греет,
А моя рябинушка алеет.
Воспитатель: В старину говорили «С песней дело спорится».Будем кругом ходить – хороводы водить.
Хоровод «Рябинушка».
Воспитатель: На Руси после первых заморозков ягоды рябины становились более сладкими. Крестьянский праздник «Пётр и Павел – рябинники» - это День сбора рябины.
А какие приметы, связанные с рябиной вы знаете?
Приметы про рябину:
«Если рябины в лесу много – осень дождливая, если же мало – сухая».
«Много ягод на рябине предвещает строгую зиму».
Воспитатель: А вы знаете, что, собирая ягоды рябины, на каждом дереве оставляли часть ягод. Почему? Для кого? (для птиц, чтобы в морозы они питались ягодами). Давайте, отправимся в лес, где послушаем, как поют лесные птицы и шепчутся деревья.
Закрыли глаза, представьте, вы в лесу. (Запись «Голоса леса, птиц»)
Рябинушка кудрявая
Стоит в лесу густом,
Красивая и стройная
В уборе золотом.
Рябинушка-красавица,
Ты очень хороша.
Украсила рябинушку
Осенняя пора.
Воспитатель: «Представьте себя каким-либо деревом. Вы не дети, а деревья. Кем ты видишь себя в воображении? Кто из девочек похож на тонкую рябинушку, берёзку кудрявую, ивушку плакучую, липу цветущую, черёмуху дущистую? А кто из мальчиков похож на могучий дуб, стройный тополь, раскидистый клён?
Воспитатель: Ну, что-то мы загрустила, милая рябинушка. Чем можно развеселить гостей? А давайте, частушки петь! Где песня льётся – там весело живётся!
Исполняются частушки:
Я рябинушку ломала,
Со рябины пала кисть,
Правой рученькой махала:
Приходи рябину есть.
Пойду в сад поотломаю
Красную рябинушку.
Завлеку – гулять не буду.
Пусть походит зимушку.
Пусть воробушки летают.
Пусть рябинушку клюют.
Отбивают ухожора,
Но едва ли отобьют.
Не от солнышка рябина
Кисти принавесила.
Не от радости девчонка
Голову повесила.
За деревней я гуляла,
Там Андрюшу видела.
Под рябиной сидел, плакал –
Курица обидела.
Воспитатель: На посиделках шутили, 2 ребё нка показывают диалог-шутку:
1-ый – Ты пирог ел?
2-ой – Нет, не ел!
1-ый – А вкусный был?
2-ой – Очень!
Воспитатель: А вот уж наши девушки готовы похвалиться вышитыми платками.
Танец с платками.
Воспитатель: Хорошо у нас на посиделках, весело! Но ни одни посиделки не обходились без игр, да считалок.
Игра «Охотник»
Дети стоят в кругу, водящий говорит считалку, показывая по порядку на каждого. На слова «Ты – охотник. Ой, беда!», Охотник кричит: «Разбегайся кто куда!»
Воспитатель: Слышите, кто-то шубуршится, кряхтит. Наверно, мы своим весельем кого-то потревожили.
Входит Домовё нок: Расшумелись, спать не даёте.
Воспитатель: Проходи, Домовёнок, проходи, родненький!
Домовё нок: Да у меня родни – только лапти одни.
Эй, топни, нога, да притопни, друга.
Ты не стой на пути, коли жизнь дорога.
Воспитатель: Ты же взрослый, Кузьма, детям хорошие манеры прививать надо, а ты даже не здороваешься.
Домовё нок: А что делать-то надо?
Дети: Надо поздороваться!
Домовё нок: Здравствуйте, дети, Я – домовёнок Кузя. Не забыли меня?
Дети: Нет, не забыли!
Домовё нок: А я вот что-то забыл, как тебя зовут? (указывает на ребёнка, тот отвечает). А тебя? (И т. д.) Нет, так не годится.
Давайте знакомиться дружно. Когда я три раза хлопну в ладоши, вы все вместе сразу назовите своё имя. Так и познакомимся (по команде все дети разом называют свои имена).
Домовё нок: Очень приятно было с вами познакомиться, дорогие дети! А почему вас так много сегодня собралось?
Дети: мы отмечаем праздник русской рябинки, веселимся на посиделках.
Домовё нок: Праздники я люблю, а больше всего песни да хороводы.
Хоровод «Бояре»
Домовё нок: А я вам принёс вкусную загадку о рябине и других лесных ягодах.
Проводится игра «Узнай ягоду- рябину по вкусу».
Дети: Рябинка, терпкая, горькая на вкус. Она содержит каротин, не уступает по содержанию каротина моркови, облепихе, петрушке. Содержит витамины С, Р, сорбит, дубильные вещества.
Домовё нок: Лекарственные, целительные свойства рябины люди знали всегда, посему и заготавливают рябиновый квас, слабительный и прохладительный. Спасибо, дети, я много узнал от вас, я тоже пью морс из лесных ягод. Вот и вам кувшинчик морса припас – пейте, здоровейте!
Дети: «Кузя, а ты знаешь, что лесные ягоды не только вкусные, но и полезные, ими лечат людей»
Домовё нок: Ой, что-то у меня зубы разболелись, сердце забилось, в животе заурчало! Дайте мне таблетку!
Дети: Кузя, надо вести здоровый образ жизни, на печи не лежать, а по лесу ходить, свежим воздухом дышать, да полезные ягоды собирать!
Дети: Пойдём с нами, Кузя, погуляем возле рябинки, да ягодок пособираем. Приходите в группу к нам на чаепитие!
Уходят под песню «На горе-то калина, под горою малина…»