Юлия Колесникова
Познавательно-творческий групповой долгосрочный проект «Мой дом, моя семья и я»
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждаю
Заведующая
МБ ДОУ №11 «Лучик»
/___/ Кирьянова И. В.
Проект
Тема: «Мой дом, моя семья и я».
Воспитатель: Колесникова Ю. В.
г. Петровск
2012-2013 год
Сведения об участнике:
Ф. И. О. (полностью) Колесникова Юлия Викторовна
Место работы: МБ ДОУ №11 «Лучик»
Образование: Средне – специальное
Должность: воспитатель
Педагогический стаж работы: 3года
Категория: вторая
Публикация «Познавательно-творческий групповой долгосрочный проект „Мой дом, моя семья и я“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Вид проекта : познавательно-творческий, групповой, долгосрочный.
Срок проекта : 9 месяцев
Возрастная группа : средняя
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Презентация проекта : выставка детских работ, фотовыставка «Наши папы и дедушки», обогащение книжного уголка по теме семья, выставка работ: «Мамины руки не знают скуки». развлечение: «День матери». Создание картотеки: «Стихи о семье».
Цель проекта : формировать осознанное понимание, значимости в жизни ребенка семьи; развивать социальные и коммуникативные навыки детей.
Задачи:
Развивать углубленные представления детей о семье, родственных отношениях.
Закреплять знания детей об адресе места жительства; имени, отчеств родителей; их профессиях; празднике 8 марта.
Формировать основы нравственности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями, воспитывать чувство уважения к старшему поколению, желанию помогать им.
Развивать игровые, познавательные, речевые способности детей.
Формы реализации проекта :
• Непосредственно-образовательная деятельность
• Дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие игры
• Беседы
• Рассматривание иллюстраций
• Просмотр мультфильмов
• Работа с родителями
Интеграция по областям:
Физическая культура
Здоровье
Образовательная область «Социализация»
Образовательная область «Труд»
Образовательная область «Безопасность»
Направление «Познавательно-речевое развитие»; Образовательная область «Познание»
Образовательная область «Коммуникация»
Образовательная область «Чтение Художественной литературы»
Направление «Художественно-эстетическое развитие»; Образовательная область «Художественное творчество»
Музыка
Предположительные результаты
Расширять знания детей о семье, о взаимоотношениях между людьми
Пополнять словарный запас
Формирование активности и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей
Развивать творческие способности
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с/р, дидактических и развивающих игр.
Сотрудничество с родителями:
Оформление папок, буклетов, фотоальбома по теме проекта, подборка литературы.
Беседы и консультации с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Развлечение совместно с родителями.
2. Основной этап
Образовательная область Меся/Содержание Задачи
Физическая культура
Сентябрь
Комплекс утреней гимнастики: «Папа, мама я дружная семья»
Подвижные игры: «Наседка и цыплята».
Октябрь
Подвижная игра: «Найди пару»
«Найди свой домик».
Гимнастическое упражнение: «Улыбка»
Ноябрь
Комплекс утреней гимнастики: «Пробуждение»
Декабрь
Подвижная игра: «У оленя дом большой».
Январь
Подвижная игра: «Орел и птенчики».
Февраль
Подвижная игра: «Умывалочка»,
Игра соревнование: «Мамины помощники»
Март
Подвижная игра: «Цветы для мамы», «Мама спешит на работу»
Утренняя гимнастика: «Будь здоров»
Апрель
Физкультминутка: «Хозяюшка», «Дом»
Подвижная игра: «Не опоздай», «Помоги маме»
Май
Физкультминутка: «Помощники».
Подвижная игра: «Вернись в пару» Развитие физических качеств, скоростных, силовых, выносливости и т. д.
Накопление и обогащение двигательного опыта детей.
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности.
Совершенствование физических возможностей.
Здоровье Сентябрь
Беседа: «Как я буду заботиться о своем здоровье».
«Чистота залог здоровья»,
Пальчиковая гимнастика:
«Пальчик мальчик»
Октябрь
Беседа: «О правильном питании»
Пальчиковая гимнастика: «Братцы в лес ходили»
Ноябрь
Комплекс дыхательной гимнастики: «Вырасти большой»,
Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик бабушка…».
Декабрь
Дидактическая игра «Можно, нельзя».
Январь
Беседа: «Что такое здоровье, здоровый образ жизни», «Вредные привычки».
Ситуативный разговор: «Если хочешь быть здоров, закаляйся».
Дидактическая игра: «Полезно, вредно».
Комплекс корригирующей гимнастики: «Два брата через дорогу живут»
Пальчиковая гимнастика: «Семья»
Февраль
Психологический тест: «Мое настроение»
Пальчиковая гимнастика: «Помощники»
Март
Беседа: Путешествие в страну «Здоровье».
Развивающая игра: «Ящик ощущений»
Апрель
Артикуляционная гимнастика: «Язык на балкончике»,
Дидактическая игра: «Азбука здоровья»
Пальчиковая семья : «Как у нас семья большая»
Май
Артикуляционная гимнастика: «Непослушный язычок»
Беседа: «Чистота залог здоровья»,
Дидактические игры: «Овощи и фрукты»,
Пальчиковые игры: «Ну-ка братцы за работу» Способствовать устойчивому интересу детей к правилам и нормам здорового образа жизни.
Формировать представление о здоровье, его ценности, полезных привычках мерах профилактики и охраны здоровья.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Вызывать положительные эмоции во время выполнения упражнений.
Социализация Сентябрь
Сюжетно ролевая игра: «Семья», «Мама готовит еду, кормит дочку и папу», «Больница».
Дидактическая игра: «Магазин»
Беседа: «Кто ухаживает за детьми»
Октябрь
Беседа: «Кем работают твои родители».
Заучивание считалки: «Строитель»
Сюжетно ролевая игра: «У куклы Маши день рождения», «Дочки-матери».
Ноябрь
Беседа: «Никого роднее мамы в мире нет».
Сюжетно ролевая игра: «Уложи куклу спать»
Декабрь
Беседа: «Уважай взрослых».
Игровая ситуация: «Папа мама я дружная семья».
Сюжетно ролевая игра: «Мамины дочки и сыночки», «Папа вернулся с работы», «К куклам в гости мы приехали», «На приеме у врача»
Январь
Игра с дидактическим заданием: «Назови вежливое слово»
Дидактическая игра: «Мужчина и женщина».
Дидактическое упражнение: «Мы похожи, мы отличаемся»,»Мужские и женские имена»
Сюжетно ролевая игра: «Парикмахерская».
Рассматривание иллюстраций: «Что такое хорошо, что такое плохо».
Игровая ситуация: «Что такое дружба», «Добрые поступки»
Февраль
НОД: «Дружная семейка».
Беседа: «Мальчики и девочки», «Папин портрет», «Для чего родители работают»
Март
Игровая беседа: «Что делают наши мамы», «Маму с бабушкой я люблю их в обиду не дам не кому»
Ситуативный разговор: «Правила поведения за столом».
Сюжетно-ролевая игра: «Поход с мамой в магазин».
Дидактическая игра: «Ласковое слово», «Назови женское имя».
Апрель
Сюжетно ролевые игры: «Больница».
Игровые ситуации: «К нам приехала бабушка»
Игра путешествие: «Найти путь к дому».
Рассказ детей: «Кем хочу быть когда вырасту»
Май
Игровая ситуация: «Кукла Маша заболела», «Семейная поездка».
Инсценировка сказки: «Волк и семеро козлят»
Дидактические игры: «Чьи детки», «Назови всю семью»,
Мини интервью: «О своей семье», «Кем хочу быть, когда вырасту»
Развитие игровой деятельности детей.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. (в том числе моральным, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Труд Сентябрь
Беседа: «Каждой вещи свое место»
Октябрь
Игровая ситуация: «Каждая профессия тоже труд»
Ноябрь
Дежурство по столовой
Хозяйственно бытовой труд:
«Приведи кукол в порядок».
Декабрь
Хозяйственно бытовой труд: Уберись в квартире.
Январь
Совместное изготовление игры: «Мое настроение»
Февраль
Наведение порядка в центрах активах
Игровая ситуация: «Маме дома помогаем, свои игрушки убираем», «Чем полезен труд».
Март
Мини-интервью: «Как я помогаю маме дома»
Апрель
Хозяйственно бытовой труд: Сюжетно ролевая игра: «Постирай и погладь одежду дочке» Игровая ситуация: «Почини стул, кран», «Сложи свою одежду»
Май
Сюжетно ролевая игра: «Уборка в квартире» (заправь постель, протри пыль, помой посуду.)
Игровая ситуация «Каждой вещи свое место», «Порадуй маму»,
Выполнение поручений воспитателя в группе.
Развитие трудовой деятельности
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни человека.
Безопасность Сентябрь
Беседа: «Опасные игры»
Октябрь
Дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома»
Ноябрь
Дидактическая игра: «Права ребенка»
Декабрь
Дидактическая игра: «Безопасность дома»
Беседа на прогулки: «Как вести себя в гололед»
Январь
Рассматривание плаката: «Электричество, осторожно».
Февраль
Игровая ситуация: «Правила поведения в общественных местах и транспорте».
Март
Беседа-игра: «Что делать, если потерялся на улице».
Апрель
Дидактическая игра: «Как избежать неприятностей на улице»
Май
Игровая ситуация: «Помоги бабушке перейти дорогу»
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Передача детям знаний о правилах дорожного движения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Направление «Познавательно речевое развит ие»
Образовательная область «Познание»
Сентябрь
НОД: «Мой дом».
Беседа-игра: «Мама пришла обедать»
Беседа: «Для чего нужна мебель?»,
Дидактическая игра: «Посуда».
Ф. Э. М. П. «Мебель. Что за фигура?»
Октябрь
Дидактическая игра: «Назови одним словом», «Мебель».
Настольная игра: «Чей домик», «Совунья хозяюшка».
Ноябрь
Беседа: «Мой адрес, моя улица».
Рассматривание иллюстраций: «Дома»
НОД: «Моя мама лучшая на свете»
Декабрь
Развивающая игра: «Кто выше», «Найди и назови предмет», «Помоги ежику найти дорогу домой», «Рисуем в воздухе».
Игра-эстафета: «Дом моей мечты» (конструирование)
Беседа: «А у нас в семье папа елку принес»
Упражнение: «Составь предложения с опорными словами»
Январь
Дидактическая игра: «Назови свое имя».
Наблюдение: «Дома» (прогулка)
Настольная игра: «Чей домик»
Ф. Э. М. П. Развивающая игра: «Сложи из палочек картинку», «Построй замок Снежной королевы».
Игровая ситуация: «Письмо доброго сказочника»
Февраль
Беседа «Мой город»,
Дидактическая игра: «Назови свой адрес»
Развивающая игра: «Назови один, много»
Ситуативный разговор: «Чем можно порадовать маму».
Наблюдение за одеждой родителей которые идут за детьми. (прогулка)
Рассматривание: «Семейных фото»
Март
Беседа: «Маму с бабушкой я люблю, их в обиду не дам не кому».
Игра драматизация: Успенского «Разгром».
Прослушивание песни: «Песенка мамонтенка»
Путешествие в мини музей: «Русская изба»
Развивающая игра: «Ящик ощущений»
Ф. Э. М. П. Конструирование: «Дом».
Развивающая игра: «Домик».
Апрель
Сюжетно-ролевая игра: «Гараж для папиной машины»,
Ф. Э. М. П. Дидактические игры: «Волшебные палочки», «Расставь по возрасту», «Геометрические фигуры».
Познавательная беседа : «Имя отчество моих родителей»
Просмотр мультфильмов: «Малыш и Карлосон», «Жихарка»
Май
Сюжетно-ролевая игра: «Дом для куклы».
Дидактические игры: На какую форму похожи», «Найди домик»,
Графическое упражнение: «Лабиринт»
Познавательные беседы :
«Как я рад, что у меня большая семья».
Игра инсценировка: «Мамины помощники»
Просмотр мультфильмов: «Простоквашино», «Домовенок Кузя», Развивать глазомер, умение находить предметы.
Закреплять умение считать до 10.
Расширять представления детей о профессиях.
Формировать представление о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать.
Обогащать представления о семье.
Коммуникация Сентябрь
Дидактическая игра: «Куда поставить эту мебель», «Мама и детки».
Октябрь
НОД: «Моя семья».
Заучивание чистоговорки: «У четырех черепашек по четыре черепашонка».
Мини-интервью: «Как провожу свои выходные дома».
Развивающая игра: «Из чего сделано».
Ноябрь
Развлечение - игра: «Коза и козлята»
Рассматривание картинок: «Посуда»
Развивающая игра: «Какая посуда спряталась», «Сравни предмет», «Моя улица, мой дом»,
Декабрь
Дидактическая игра: «Выбери ответ»
Упражнение: «Составь предложение с опорными словами».
Ситуативный разговор: «Папа, мама, я дружная семья.
Развивающая игра: «Найди и назови предмет».
Январь
Сюжетно ролевая игра: «Кукла Маша собирается гулять».
Этюд: «Кто виноват».
Развивающая игра: «Назови ласково»
Игра упражнение: «Опиши предмет».
Дидактическая игра: «Покажи кто не прав и почему»
Февраль
Беседа: «Какой подарок папе можно подарить».
Этюд: «Маме улыбнемся».
Задание упражнение: «Моя мама обрадуется если я…»
Март
НОД: «Моя любимая мамочка»
Сюжетно ролевая игра: «8 марта»
Игровая ситуация: «Бабушка тоже мама».
Заучивание стихов к празднику «8 Марта».
Дидактическая игра: «Найди отличия».
Игра-драматизация: «На бабушкином дворе».
Апрель
Беседа: «С кем я живу».
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья».
Игра-занятие: «Мой дом»
НОД: Творческое рассказывание сказки «Теремок».
Отгадывание загадок о семье.
Май
Общение:, «Моя семья когда я вырасту», «Порядок дома».
Дидактические игры: «Раздели на группы», «Назови одним словом»,
Упражнение: «Как поступить…»
Мини-интервью: «Пожелание моим родным» Развивать свободное общение:
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны грамматического строя речи детей, лексической стороны грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи)в различных формах и вида детской деятельности.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Расширять знания по теме семья; закреплять понятия о родственных отношениях, семье, воспитывать уважение к старшим.
Активизировать словарь детей на основе углубленных знаний о своей семье. Вызывать чувство гордости за свою семью.
Чтение художественной литературы Сентябрь
Чтение художественной литературы:
В. А. Сухомлинский «Мама пришла», «Дедушкина ложка»
З. Воскресенская «Мама»
Н. Саксонская «Разговор о маме»
А. Николаева «Маша Растеряша»
К. Чуковский «Мойдодыр»,
Русские народные сказки: «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка».
Октябрь
Чтение: Г. Юдина «Будем мы варить компот»
Прослушивание сказки на диске: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
Ноябрь
Чтение: К. Чуковский «Федорино горе».
Прослушивание колыбельной: «Баю-бай»,
Разучивание стихов ко «Дню матери»
Театрализованная игра «Разгром»
Декабрь
Чтение художественной литературы: Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», С. Михалков «А что у вас»
Январь
Чтение: В. Осеева «Волшебное слово»
Н. Сладкова «Неслух».
Сказка: «Снегурочка».
Хороводная игра: «Теремок»
Февраль
Чтение художественной литературы:
Русская народная сказка: «Как коза избушку построила».
Е. Благина «Посидим в тишине», «Рядом с мамой я усну».
Г. Виеру «Моя мама».
Март
Чтение: А. Плещев «Внучка»,
А. Костецкий «Бабушкин портрет»,
Е. Трутнева «Наша бабушка».
Этюд: «Бабушкины ладони».
Прослушивание на диске сказки: «Гуси лебеди».
Апрель
Заучивание пословиц о семье : «В хорошей семье хорошие дети», «Дружную семью горе не берет»
Игра-драматизация: «Красная шапочка»
Май
Чтение художественной литературы: В. А. Сухомлинский «Почему мама плачет?», «Бабушка отдыхает», «Письмо отцу», «Именинный обед», «Самая красивая мама».
С. Капустина «Моя бабушка»,
С. Черный «Когда дома никого нет»,
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.
Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения.
Запоминать пословицы.
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
Направление «Художественно эстетическое развитие
Сентябрь
Аппликация: «Букет в вазе для мамы».
Рисование: «Моя семья»
Ноябрь
Аппликация: «Домик», «Подарок маме»
Рисование карандашами: «Цветок для мамы»
Январь
Рисование красками: «Дом для всей семьи».
Февраль
Аппликация: «Подарк папе. Кораблик».
Кружок «Мастерилка» (тесто пластика) : «Кулон для папы».
Март
Апликация: «Расцвели красивые цветы для мамы»,
Рисование красками: «Подарок бабушке. Расписная тарелочка».
Апрель
Аппликация с использованием геометрических фигур: «Моя семья».
Кружок «Мастерилка» : «Торт на день рождения»-коллективная работа.
Май
Аппликация, рисование «Семейный автомобиль» - с использованием фото.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности.
Воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
Взаимодействие с семьей Выставка семейных фото:
«Наши любимые папы и дедушки».
Папка-раскладушка:
«Чем занять ребенка на прогулке», «Путешествие в прошлое семьи», «Как и зачем родителям играть с детьми».
Консультация:
«Играйте вместе с детьми»,
«О паве ребенка на неприкосновенность»,
«Воспитание ответственности и самостоятельности»,
«Ошибки, которые совершать нельзя»,
«Авторитет родителя»,
«Как учить стихи с детьми»,
«Речевая азбука для родителей и дошкольников»,
«Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни».
Памятка родителям:
«Дети учатся тому, что видят в своей жизни» ,
«Волшебные слова»,
«По созданию благоприятной семейной атмосферы»,
«Как отвечать на детские вопросы», «30 золотых правил воспитания ребенка».
Буклеты:
«О правильном питании»,
«Как можно организовать игры в семье для детей 4-х лет»,
«Здоровая семья»,
«Азбука для родителей учим ребенка правилам безопасности»,
«Жестокое обращение с детьми».
Развлечение с родителями:
«День матери»,
«Веселый поход в парк»
Выставка:
«Мамины руки не знают скуки».
Привлечь внимание к семье, показать ценность для каждого человека.
Способствовать укреплению детско-родительским отношениям
3этап: Презентация проекта.
Развлечение: «День матери».
Обогащение книжного уголка.
Выставка семейных фотографий. «Наши папы и дедушки»
Выставка: «Мамины руки не знают скуки»
Работы детей.
Конспекты ООД по теме.
Работа с родителями. (Наглядная информация).
Создание картотеки: «Стихи о семье»
Литература:
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева М. : «Мозаика-Синтез»,2011г.
2. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий/В. В. Гербова М. : «Мозаика-Синтез»,2010.
3. Занятия по развитию речи в детском саду/ О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова,Ф. И. Максаков М. : «Совершенство»,1997.
4. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольника/ О. А. Шорохова М. : «ТЦ Сфера»,2006.
5. Картотека подвижных игр и упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
В. Н. НищеваМ. : «Детство-Пресс», 2008.
6. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/ Е. С. Анщенкова М. : «АСТ», 2008.
7. Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников / В. И. Мерясова М. : «АСТ»,2008.
8. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников/ Е. С. Анщенкова М. : «АСТ», 2006
9. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников/Т. В. Александрова М. : «Детство», 2003 г.
10. Думай говори. Занимательные упражнения для дошкольников/ Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Соломенко М. : «Просвещение»,1996г.
11. Сеть интернет,сайты «МААМ», «Дошколенок», «Все для детей».
[