Папки-передвижки

Авторская программа «Приобщение детей к региональной культуре Кубани при обучении вышивке» (часть 2)

Лидия Цыбуля
Авторская программа «Приобщение детей к региональной культуре Кубани при обучении вышивке» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы

часть 1

Часть 3

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В работе кружка широко используются практические методы обучения : упражнения (при освоении приемов вышивки, игровой метод.

Словесные методы (рассказ воспитателя, беседы, рассказы детей)

Публикация «Авторская программа „Приобщение детей к региональной культуре Кубани при обучении вышивке“ (часть 2)» размещена в разделах

Словесные приемы обучения (объяснения, пояснения, педагогическая оценка)

Наглядные методы и приемы: наблюдения, рассматривание вышитых изделий в музее, на выставке, на занятиях, показ образца, показ способов вышивания.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяют педагогу донести детям знания, помочь освоить специальные навыки и умения, развить мышление, внимание, творческое воображение.

Дидактический материал.

1. Образцы вышивок.

2. Схемы для вышивания крестиком. (цветные, и черно-белые).

3. Готовые вышитые работы кубанской манере)

4. Образцы современной вышивки

При обучении детей вышивке учитываются их возрастные особенности: способности, возможности, потребности. Большое значение для успешной работы имеет индивидуальный подход к детям на всех этапах работы.

Методические рекомендации.

Занятия начинаются с беседы, с выявления желания заниматься прикладным творчеством. В ходе занятия учитывается индивидуальный ритм работы каждого ребенка, его возможности.

Прежде чем преступать к обучению детей вышиванию, знакомлю детей с инструментами и материалами. Рассказываю как нужно вести себя при работе с иглой. Учу вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Закреплять двойную нить без узелка при вышивании. После того, как дети научились обращаться с иглой, приступаю к обучению прокладывания швов.

В начале надо наметить расположение узора на ткани и перевести рисунок. Затем выравниваем края ткани. Для этого выдергиваем крайнюю нить и по ее следу обрезаем лишнюю ткань. Ширину и длину намечаем тоже выдергиванием нитей. Первые стежки желательно учить детей прокладывать на ткани в полоску, если таковой нет, можно взять ткань крупного переплетения, выдернуть нити. По намеченным дорожкам прокладывать нитку швом «вперед иголку». Как это делаем? По проложенным дорожкам, с помощью линейки размечаю длину стежка. Закрепив нить на изнаночной стороне, дети прокладывают стежки по намеченным точкам, справа налево. Можно взять ткань в клетку, и прокладывать стежки по рисунку (стр. 37-39). Затем вышитое изделие украсить бахромой, выдергивая нити по краю, использовать в игровом уголке.

Когда дети хорошо освоят шов «вперед иголку» приступаем таким же образом к знакомству со швом «назад иголку», и стебельчатым. Во время работы учу детей правильно держать ткань. Стебельчатый шов желающих детей учу вышивать в пяльцах. Показываю, как правильно заправит ткань в пяльцы, чтобы не перекосить полотно. Стебельчатый шов прокладываем по рисунку слева направо. Для начала учу вышивать геометрические узоры, так как прямые линии детям легче научиться прошивать. Затем приступаем к более сложным закругленным линиям, фрукты, овощи, игрушки и только после того как дети хорошо освоят технику выполнения стежка, приступаем к более сложным работам. Рисунки для вышивок подбираем из книг, где изображены животные, птицы, цветы (стр. 40-46). Здесь же знакомлю детей с швом гладь, некоторые дети пытаются использовать его для вышивания мелких деталей, глаз, клюв и т. п.

Шов крестик самый популярный вид вышивки, приемы вышивки его просты – это два стежка, пересекающихся посередине. Но для детей он сложен тем, что это счетный шов. Все крестики нужно вышивать по схеме. Но многие дети успешно его осваивают. Его мы выполняем на канве, объясняю детям, что одна клеточка канвы соответствует одному квадратику на схеме. На первом занятии предлагаю детям листы бумаги в клеточку, на нем дети тренируются прокладывать шов по горизонтали и вертикали, только после того, как научатся ориентироваться шить по клеткам на бумаге, предлагаю ткань. Учу закреплять нить и прокладывать стежки, канву для этого беру самую крупную, чтобы хорошо были видны места ввода и вывода иглы. Что бы не осыпались края, промазываем их с изнанки клеем пва. Объясняю детям, что нижние стежки, основные выполняются всегда с наклоном в одну сторону, у нас будет наклон слева направо, те. нижний левый уголок клеточки – верхний правый, а покрывающие – справа - снизу налево вверх. Учу вышивать горизонтальные ряды крестика, работу начинаем слева направо, когда дети освоят этот вид, приступаем к вертикальным.

Вертикальный ряд крестиков вышивают снизу вверх, сначала прокладываем стежки с наклоном вправо а потом налево. На вышитом полотне все верхние стежки обязательно должны иметь один и тот же наклон, дети должны это хорошо запомнить. Приступаем к обучению прокладывания крестика по диагонали, он выполняется точно так же, как и крестики по горизонтали и вертикали.

Следующий этап – вышивка по схеме. Схему берем самую простую, с геометрическим узором, что бы в нем было как меньше крестиков, что бы дети научились читать схему, и легко считать крестики. Все занятия проводятся под музыку.

Большое внимание на занятиях вышиванием уделяю здоровье сберегающим технологиям. Перед тем как приступить к работе, обязательно повторяем правила безопасности работы с иголкой. А для того, чтобы подготовить пальчики к работе, с детьми проводится пальчиковая гимнастика. В средине занятия обязательна физкультминутка. После работы проводятся упражнения на расслабление (стр. 13).

.

Подготовка к вышиванию

Техническое оснащение.

1. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 25/25 см. на каждого ребенка.

2. Нитки мулине.

3. Канва «Аида» № 10 или 14.

4. Иглы на каждого ребенка.

5. Пяльца на каждого ребенка.

6. Карандаши.

7. Копировальная бумага.

Как выбрать ткань для вышивания.

Если внимательно рассмотреть любой кусочек ткани, то можно увидеть переплетения продольных и поперечных нитей. Самое простое переплетение – полотняное. К ним относятся холст, полотно, рогожка, канва. Ткани с полотняным переплетением используют для вышивания по счету нитей, так называемыми счетными и строчевыми швами. Это швы «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», крест и др.

Вышивка крестом выполняется, как правило, на тканях, где можно считать их нити. Очень хорошо подходят для вышивки крестом льнообразные полотна (лен, лугана, дублин, канва.

Нитки.

Бывают натуральные (из хлопка, шелка, шерсти, льна) и искусственные

(из химических волокон). Перед вышиванием все нитки подбираются заранее. Вышивать крестом и другими швами, можно хлопчатобумажными нитками для вышивания, в том числе и МУЛИНЕ. Очень важно следить за соответствием толщины ткани и нити. Нить для работы не отрывается и, тем более, не откусывается зубами: отрезать ее ножницами не поперек, а под острым углом – тонкий конец легче вдеть в иглу. Длинна нити не должна быть длиннее 50 см, иначе она путается, лохматится и замедляет темп работы. В старину говорили: «длинная нить – ленивая девка».

Пяльцы.

Это специальное приспособление для натягивания ткани. Если ткань во время работы провисает, ее нужно аккуратно подтягивать. Небольшой кусочек ткани, для которого пяльцы оказались велики, нарастите любой другой тканью, приметав ее мелкими стежками. Закончив вышивку, вспомогательную ткань отпорите. Чтобы во время вышивания края канвы не высыпались их нужно обметать, или проклеить клеем пва.

Некоторые швы удобнее вышивать без пялец, такие как «вперед иголку», «строчка», «тамбурный» и др. Ткань зажимают между большим и указательным пальцами, затем свободно кладут на указательный, средний и безымянный и пропускают под мизинец. Работая ткань не натягивают слишком туго: большим пальцем ее придерживают посильнее, а мизинцем – слегка, тогда не будет перекосов в узоре.

Иголки.

Для вышивания нужны иголки разной толщины и длины. Для счетной вышивки крестом всегда используют иглу без острия, чтобы избежать прокалывание нитей ткани. Самый лучший способ хранения иголок – игольница. Ржавчину с иглы можно удалить, воткнув ее несколько раз в игольницу с опилками.

Этапы технологической последовательности вышивания :

1. Закрепить ткань в пяльцы.

2. Вдеть нитку в иголку.

3. Закрепить нить на ткани (без узелка).

4. Выполнение стежков.

Техника исполнения основных стежков. (рисунок 1)

1 Шов «вперед иголку» -это ряд одинаковых стежков, проложенных с права налево. Их длина 2-10 мм. Промежуток между стежками должен быть тоже одинаковым. Работают без пялец.

2. Шов «назад иголку» представляет собой ряд одинаковых стежков, проложенных справа налево на одном и том же расстоянии друг от друга. С лицевой стороны он похож на шов «вперед иголку», только стежки более выпуклые, изнаночная же сторона совсем иная, так как техника исполнения этих швов разная. Вышивают без пялец. Закрепляют нить на изнанке, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, возвращаются и прокладывают новый стежок на расстоянии одного стежка от первоначального и так продолжают по намеченному контуру узора.

3. Стебельчатый шов. Состоит из одинаковых косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Чаще всего им вышивают стебельки цветов, откуда он и получил свое название. Работу выполняют с лева на право без пялец.

4. Гладь – вышивка прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к другому.

Контурная гладь – наиболее простой вариант вышивки. Переводят узор на ткань и по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные и короткие.

5. Крест или, как его любят называть рукодельницы, крестик – один из самых популярных видов вышивки. Все стежки должны иметь наклон в одном и том же направлении. Нижние - в одном, верхние – в противоположном. Например, так из нижнего – левого угла в верхний – правый угол, и возвращается из нижнего – правого в верхний левый.

Сначала выполняйте нижние стежки, затем вышивайте в обратном направлении. Стежки не должны быть слишком свободными, или тугими.

Публикации по теме:

Методы обучения детей сезонным изменениям в природе В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении с природой. Занятия или экскурсии.

План кружка «Мир вокруг нас» Цели и задачи: 1. Учить детей рисовать, используя нетрадиционные методы и приемы рисования (пальчиком, ладошками, методом тычка) 2. Развивать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Авторская программа «Приобщение детей к региональной культуре Кубани при обучении вышивке» (часть 2)
Опубликовано: 24 января 2014 в 21:17
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Авторская программа «Приобщение детей к региональной культуре Кубани при обучении вышивке» (часть 2)» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Цыбуля в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД