Лариса Малышева
Продолжение картотеки дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
«Составь слово»
Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги и составлять слова из заданного количества слогов.
Ход: Педагог произносит три слога. Дети должны составить из них слово.
Ку – ки – би, са – ги – по, ка – на – би, го – ва – ло, ма – на – ли, по – но – ле, о- ка – со, га – та – зе, ко – со – ле, по – ны – го, ко – но – ле, я – ды – го, во – со – лы, бо – то – ло.
«Ты – начало, я – конец»
Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги и составлять слова из заданного количества слогов.
Публикация «Продолжение картотеки дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: „Овладение основами первоначальной грамоты“» размещена в разделах
Ход: Взрослый говорит окончание слова, отхлопывая его по слогам. Ребенок добавляет первый слог и называет слово целиком («- рево, - де Дерево)
Слоги: -жама, -шина, -года, -бушка, -кета, -жина, -мета, -лаки, -помидор, -рёза, -лина, -дочка, -лено, -мыши, -тята, -лосы, -ляна.
«Добавь слог»
Цель: Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги и составлять слова из заданного количества слогов.
Ход: Взрослый называет слово, делая хлопок вместо второго слога (или любого среднего слога). Ребенок добавляет слог и называет слово целиком («ко -! – бок»)
Слоги:
СА -! – лет, пы -! – сос, па -! – ход, те -! – фон, по -! – гай, о -! – рец, мо -! - ток, му -! - мор,
ба -! – бан и т. д.
«Составь предложение»
Ход: Детям необходимо поставить слова в правильном порядке и назвать предложение.
В, помидоры, теплице…. В теплице помидоры.
Яблоней, под, яблоки…Под яблоней яблоки.
Эскимо, столике, на…. На столике эскимо.
Над, сосулька, окном. Над окном сосулька.
Дереве, на, кукушка…. На дереве кукушка.
Полкой, над, картина….Над полкой картина.
У, шахматы, мальчика…у мальчика шахматы.
В, тюльпаны, парке…В парке тюльпаны.
«Наоборот»
Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся новое слово. Например: жи – лы – лы – жи
Слова:
Ла – ю, ки – пят, ло – жа, кА – чай, на – сос, ла – мА, ки – ра, на – вес, ска – ла, бан – кА;
Слоги:
КА – му, ля – ко, па – ли, ла – мет, ва – тык, та – пас, жа – лу, ка – пал, ги – но, ка– мас, ба – тру.
«Картинки в книжке или журнале»
Цель: Закрепить написание знакомых букв.
Ход: Эти игры хороши тем, что не требуют особой подготовки. Все, что вам потребуется - это старые журналы с картинками и без.
Находим любую букву, показываем ее малышу и просим подчеркнуть или обвести все ее появления в статье. А потом подсчитываем ошибки и ставим настоящую оценку. Убиваем сразу двух зайцев - учим буквы и развиваем внимание и сосредоточенность. Постепенно усложняем задачу - ищем слова с заданным слогом или буквосочетанием (не путайте, например, "до" - дом, долина, ледокол…
Следующий этап - ищем слова. Начинать надо с простых - он, мы, они, дом.
«Кто здесь живет?»
Цель: Закреплять умение детей проводить звукобуквенный анализ слов.
Ход: Вам потребуется: плоский картонный домик с вырезанными окошками, можно сделать паровозик с вагончиками, самолет или даже ракету - кому что интереснее. В окошки можно вставлять карточки с буквами, подходящие по размеру к окошкам. А можно прикрепить домик к доске и писать буквы мелом в окошках.
Прикрепите к доске домик, и в пустые окошки впишите на доске в произвольном порядке наборы букв. Ребёнок должен угадать, какие слова живут в этом домике.
Примеры: А; П; Л; И; С; Е; О - лиса, лес, осел.
«Бросаемся слогами»
Цель: Закреплять умение детей делить слова на слоги.
Ход: Играть можно и вдвоем, и большой компанией, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.
Примеры:
- Ко - …мар; …са; …тёнок; …рабль.
- Са - …молёт; …поги; …мовар.
«Поиск»
Цель: Закреплять умение детей проводить звукобуквенный анализ слов.
Ход: Для игры вам понадобятся сначала карточки с буквами, а затем со слогами.
Разложите карточки в комнате на разных предметах - столе, диване, подоконнике, прикрепите к шторам, картине. А теперь ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены. Например, карточка с буквой "С" лежит на диване - это
неправильно, она должна лежать на столе.
"Картинки в книжке"
Цель: Закреплять умение детей проводить звукобуквенный анализ слов.
Ход: Подберите для игры книги с сюжетными иллюстрациями.
Вариант 1. Один загадывает букву, открывает картинку и, вперед - кто быстрее найдет на картинке предмет на загаданную букву (или кто больше назовет предметов на эту букву).
Вариант 2. "В слове три слога". "В слове только один гласный звук". А второй отгадывает.
«Эхо в горах»
Цель: Совершенствовать навык чтения.
Ход: Читаете текст опять вы. Дети храбро читают вместе с вами, только чуть (на полшага) поотстав - эхом. И им уже не так страшно пробираться в дебрях текста - потому что они не одни, а вместе с вами.
Ребенок, конечно, слышит текст и наполовину его повторяет. Но и видит тоже! Узнает слова! Учится реагировать на знаки препинания! Глаз ребенка привыкает не бояться длинных слов и предложений, а голос - их преодолевать.
«В образе»
Цель: Совершенствовать навык чтения.
Ход: Прочтите какой-нибудь маленький рассказик, эпизод или вовсе абзац. И предложите подумать: кто и кому мог бы эту историю рассказывать? Дети наверняка обогатят вас множеством версий. Теперь предложите "рассказать" эту историю от имени предположительного героя-рассказчика, то есть прочитать текст не своим голосом. Голосом старика или годовалого ребенка, карлика или великана, разбойника или ветра. В зависимости от выбранных версий. Обычно читать в образе ребенку легче: вроде бы и не он читает, а тот, другой. А спотыкается и пыхтит, потому что так нужно по роли. Оправдано и легализовано. Поэтому не страшно. И слушатели не скучают: им предстоит оценить работу - похоже или нет?
«Сложи слово»
Цель: Совершенствовать навык чтения.
Ход: В этой игре картинки не потребуются. Напишите на бумаге или картоне любое двусложное слово (например, РУКА). Разрежьте бумажку на две части так, чтобы на каждой из частей был один слог, например: РУ, КА. Предложите ребенку собрать слово из слогов, при этом последовательность слогов он определяет сам. У ребенка может получиться и КАРУ, и РУКА. Чтобы выбрать правильную последовательность слогов, малышу придется подумать и осмыслить прочитанное. Со временем усложните задачу, разрежьте трехсложное слово.
«Назови – спроси»
Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию.
Ход: Воспитатель делит детей на пары. Одному ребенку дает сюжетную картинку. Тот говорит, что нарисовано на ней, другой ребенок строит вопросительное предложение не меняя слов.
Например: Первый ребенок говорит: «Девочка ловит сачком бабочку». Второй его спрашивает: «Девочка ловит сачком бабочку?».
"Слоговое лото"
Цель: Формировать первоначальный навык чтения открытых слогов, умения составлять слова из данных слогов и подбирать слова.
Ход: Дети работают в парах. Один игрок называет слог, с которого начинается слово. Второй должен угадать, какое слово было задумано и составить его из карточек. За правильный ответ он получает очко. Потом дети меняются ролями. Выигрывает тот, кто набирает больше очков за определенное время.
(Молоко, малина, мороз, весело, машина).
«Магазин»
Цель: Развивать фонематический слух детей, формировать умение слышать в словах определенный звук.
Ход: Для этой игры вам понадобится любое лото с картинками и карточки с буквами. К лото можно добавить других картинок, вырезанных из журналов или нарисованных. Картинки разложите на столе. Карточки с буквами и слогами сложите в сумочку. Все игроки по очереди достают из сумки карточки и ищут среди картинок на столе подходящую - предмет, который начинается с этой буквы или в названии которого есть такой слог. Если не найдет, значит "уходит из магазина без покупки".
Выигрывает тот, кто больше наберет "покупок".
Почте, на, посылка….Посылка на почте. И т. д.