Елена Шумаева
Пробуждение эмоциональной отзывчивости к природе
▼ Скачать + Заказать документы
Пробуждение эмоциональной отзывчивости к природе
Интерес к окружающему миру у дошкольника очень велик. Ребенка привлекают звуки и краски природы, но могут ли они достаточно полно и глубоко воспринимать всё это без соответствующей подготовки, без помощи взрослых? К сожалению, нет.
Чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь взрослых: родителей, воспитателей и тд. Оно тем более необходима, что все упущения в духовной жизни ребенка, и особенно в сфере эстетического воспитания, невозможно возместить не годы юности, не тем более в зрелом возрасте. Если любовь к природе и восторг перед её красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят потом.
Публикация «Пробуждение эмоциональной отзывчивости к природе» размещена в разделах
Младший дошкольный возраст заключает с себе большие возможности для развития у детей восприятий и представлений, а взрослые должны сделать все возможное, чтобы малыш увидел, как прекрасен окружающий мир, полюбил его.
Это можно решить лишь при условии целенаправленного воспитания чувства прекрасного самим опытом восприятия природы. Так каждый родитель при желании может вызвать у детей эмоциональный отклик на любое состояние погоды. Вместе со взрослыми дети могут радоваться солнцу, дождю, туману и ветру. Ltnb «ловят» солнечных зайчиков и «собирают» капли дождя, смотрят сквозь листок клена на знакомое место и видят его зеленым волшебным царством, бусы из рябины как из камней-самоцветов, венок из одуванчиков –короной принцессы и многое др.
Эту работу надо проводить постоянно. Важно, чтобы детскому восприятию предшествовало взволнованное удивление и радостное внимание взрослого («Какая красивая бабочка!», «Какая пушистая зеленая елочка!», «Какая гладкая шерстка у кошечки!»).
Детское восприятие должно протекать целостно. «Красота сама собой влияет на душу,-замечал В. А. Сухомлинский, - и не требует разъяснения. Мы любуемся цветком розы как бы единым целым, и красота была бы разрушена, если бы мы оторвали от цветка лепестки и анализировали, в чем сущность красоты».
Воспитывая у детей эстетическое восприятие природы, не надо принуждать ребёнка к искусственному умилению ею. Пусть ребенок естественно и радостно воспринимает её красоту и при этом приобретает не только эстетический, но и сенсорный опыт (чувствует шероховатость стволов деревьев, шелковистость молодой травы, влажную прохладу опавших листьев, аромат цветов, мелодичность пения птиц и т. п.)
Воспитывая чувство прекрасного, нельзя забывать о живых обитателях природы. Дошкольники охотно участвуют в организованных акциях «Покормите птиц зимой!», «Хоть мороз и мы спешим, но животных угостим!», «Сделаем наш город чище!», проявляя любовь и заботу. Это первые шаги к стремлению быть эмоциональными, отзывчивыми и добрыми. Приятно видеть нам из окна, как наши малыши вместе с родителями по дороге в детский сад не забывают насыпать корм в кормушки, покормить кошечек и собачек, и не один раз! Так держать! Продолжайте дальше! Большое Всем спасибо!