Наталья Чигирева
Проблемы жестокого обращения с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, к сожалению, возросла проблема жестокого насилия над детьми в семье. И особенное место занимают дети, родители которых страдают алкоголизмом. Именно в семьях, где родитель или родители пьют, дети больше всего страдают от различного рода насилия, прежде всего — психологического.
Темочки:
Чаще всего в семье пьющим родителем является отец. Даже, если есть заботливая, любящая и понимающая мать, ребенок все равно испытывает недостаток эмоционального тепла и любви. Матери приходится тратить все свои силы на то, чтобы защитить детей от пьющего супруга. Такие дети обычно выполняют роль защитника матери. Они становятся свидетелями бытового насилия и часто испытывают на себе давление со стороны отца.
Еще более усложняется положение детей, если пьет мать. Отцы часто становятся неспособными в таких случаях заботиться о детях, не выдерживают и уходят из семьи. Поэтому большинство детей, попадающих в детские приюты при живых родителях — это дети, у которых матери страдают хроническим алкоголизмом.
Пьющий родитель может за один поступок избить ребенка и проигнорировать, или спровоцировать ребенка на тот же поступок. Перепады настроения родителей приводят к вспышкам агрессии, направленной на ребенка, и к бурным переживаниям собственной виновности и попыткам «стать хорошей матерью или отцом»[1, с. 46].
Дефицит внимания со стороны родителей может привести к тому, что ребенок будет развиваться в эмоционально и информационно бедной среде, им никто не будет специально с ним заниматься, а сам ребенок будет не способен обеспечить себе необходимые условия для нормального развития.
Социально-педагогическая запущенность является одним из видов неправильного обращения с детьми. Если дети пострадавшие от другого насилия вызывают сочувствие окружающих, то дети с социально-педагогической запущенностью, как правило, отвергаются и их часто ругают.
Помощь таким детям очень сложно оказывать в силу присутствия разных проблем : недоверия к окружающим, нарушение мотивации к продуктивной деятельности. Дети удивительно быстро и легко приспосабливаются к меняющимся внешним условиям, это крайне важно для здорового развития, но, тем не менее, для успешной адаптации им необходима нормальная окружающая среда. В связи с этим необходимо проводить работу как с детьми, так и с их родителями.
Следует разрабатывать различные учебные программы, направленные на родителей по вопросам развития ребенка и отношения к нему в зависимости от разных ситуаций. Профилактические программы разрабатывают для детей, которые включают в себя элементы право ребенка сказать "нет" и неприкосновенность тела и распознавание признаков опасности. Необходимо, чтобы такие программы могли использоваться в широко посещаемых местах, включая школы[2, с. 81].
Различные исследования показывают, что жестокое обращение с детьми связано с серьезными проблемами развития, с социальными и эмоциональными проблемами в будущей жизни детей. Алкоголизм и наркомания, антисоциальное и криминальное поведение - все это является возможными отрицательными результатами этой проблемы.
Разные формы жестокого обращения с детьми являются трудноразрешимой и сложной проблемой, требующей многих. Жестокое отношение к детям культурно обусловлено, так как в одном обществе это приемлемое поведение, а в другом нарушение всех моральных ценностей, поэтому любая профилактическая работа должна учитывать это.
Существует четыре типа плохого обращения с детьми :
А. Физическое насилие может привести к различным физическим травмам.
Б. Сексуальное насилие относится к вовлечению детей и подростков в сексуальную деятельность с людьми более старшего возраста.
В. Эмоциональное насилие включает унижение, порицание, наказания.
Г. Пренебрежение – отсутствие заботы об удовлетворении потребностей в пище, одежде, гигиене, помощи и надлежащем контроле[3, с. 50].
Таким образом, можно сказать, что необходимо разрабатывать все для того, чтобы уменьшить количество жестоких обращений с детьми. Посвящать больше времени разговорам с родителями по воспитанию их детей, которые нуждаются в защите и тепле.
Литература:
1. Антонян Ю. М. «Жестокость в нашей жизни – М. : ИНФРА-М, 1995.
2. Гайдаренко Н. В., Ярославцева Н. Д. Психологические последствия жестокого обращения с детьми – М., Психология и Педагогика, 1994.
3. Ениколопов С. Н. Дети и психология агрессии // журнал "Школа здоровья",№3, 1995.