Татьяна Костромина
Проблемы воспитания детей в высокотехнологичном обществе
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы воспитания детей в высокотехнологичном
обществе.
Неуклонно растущее количество компьютеров, смартфонов и высокотехнологичных «игрушек» приводит к тому, что современные дети очень много времени проводят перед телевизором и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через экран. В некоторых семьях, как только ребенок научится сидеть, его сажают перед зкраном или дают в руки смартфон. Мелькающее, яркое изображение привлекает внимание малыша. Начиная с самого раннего возраста, экран становится главным воспитателем ребенка, средством, облегчающим родительскую заботу. Компьютер и телевизор прочно входят в жизнь многих малышей. Это безобидное занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. Покупая малышу планшет, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем - то интересным. Но такая забота не связана с любовью. Любить – это значит уделять внимание ребенку, уважать его, прислушиваться к его проблемам. Экран не должен заменять ребенку семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки перед сном и беседы с отцом. Если всего этого ребенок не получает, у него рождается чувство собственной ненужности, одиночества, потерянности. Отсюда стремление уйти в особый мир, где оживают любые фантазии ребенка: герои книг, сказок, предметы окружающего мира. Поскольку хороших, специально созданных для малышей телепередач крайне мало, то малыши смотрят все, что показывают - рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы и др. Перед этим наступлением наиболее беззащитной и зависимой категорией зрителей являются самые маленькие дети. Это, казалось бы, безопасное занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушении зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много, но и для его психического развития. Телевоздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. В настоящее время, когда подрастает поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными. Первое из них – отставание в развитии речи. Дети позже начинают говорить, разговаривают мало и плохо, речь их бедна и примитивна. Если вы заметили, что компьютер ребенок предпочитает книге и игре – это тревожный знак. Если маленького ребенка невозможно оторвать от компьютерных игр без последующей истерики - это проявление изначально неправильной политики взрослых. Родителям надо преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребенка, который сидя за компьютером, не мешает им заниматься с домашними делами или смотреть телевизор и проявить настойчивость и последовательность. Ведь часто родители то беспокоятся о вредном влиянии компьютера на здоровье ребенка, то вдруг позволяют ему играть часами. Со временем у ребенка может развиться зависимость от компьютера. Тут все дело в чувстве меры. И, чтобы компьютер не повредил здоровью ребенка, очень важно регламентировать время, проведенное им за компьютером. Чтобы оторвать ребенка от компьютера, надо переключить его внимание на другое занятие, увлечь игрой, спортивными упражнениями. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, дошкольникам рекомендуется сидеть перед экраном от 20 до 40 минут, в зависимости от возраста. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесет, а вот польза от него будет прямо-таки неоценимой. Работа с компьютером учит детей что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, развивает внимание, логическое и абстрактное мышление, обучает детей новому способу получения и обработки информации. Правильно подобранные компьютерные игры помогут детям научиться принимать самостоятельные решения, развивают быстроту реакции, творчество, а также помогают развивать речь, обучать счету, языку. Маленький ребенок может раскрашивать раскраски на компьютере, или играть в пазлы. Но делать это можно только тогда, когда он освоит традиционные виды детской деятельности – рисоваие, конструирование, восприятие и сочинение сказок, когда ребенок научится самостоятельно играть. Компьютерные игры часто имитируют то, что можно сделать в реальности, поэтому обычные настольные игры гораздо предпочтительнее. В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно представить себе. Для наших детей компьютер такая же обычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. Дошколятам, конечно, собственный компьютер не требуетя. Малышам достаточно нечастого общения с родительским компьютером. Чтобы предупредить опасное влияние компьютера на здоровье, чтобы он приносил ребенку только пользу, необходимо обустроить ребенку рабочее место. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено, стол и стул должны подходить ребенку по росту. Экран должен располагаться на расстоянии 70 см от глаз ребенка, взгляд на монитор должен падать сверху вниз. Предоставлять свободный доступ к компьютеру можно только за пределами дошкольного возраста, когда экран станет для них средством получения нужной информации, а не их главным воспитателем. С самыми последними достижениями техического прогресса дети встречаются первыми. Умная машина станет детям не врагом, а другом, если взрослые будут понимать увлечения детей, разделять с ними их успехи, да и просто больше проводить времени со своими детьми. «Наш современный высокотехнологичный мир настолько изменился, что мы думаем, что сегодняшние дети тоже современные и высокотехнологичные. Однако, на самом деле они все те же биологические существа, которым нужны забота и внимание, да и простое общение с реальными взрослыми людьми» (Су Палмер).