Юлия Козлова
Проблемы, стоящие перед учителем-логопедом ДОУ при работе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы, стоящие перед учителем-логопедом ДОУ при работе с детьми с ТНР
Козлова Юлия Анатольевна
учитель-логопед, МБ ДОУ №102 «Терем-теремок»,
г. Калуга
Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребенка. Он переходит в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Проблема подготовки дошкольников с ОНР III уровня к обучению в школе – одна из значимых проблем для учителей-логопедов.
Особенности готовности к школе детей с ОНР III уровня:
Темочки:
1. Низкий уровень развития мотивации к учению. Дети с ОНР с интересом откликаются на предложение взрослого почитать книги, внимательно слушают несложные тексты, но по окончании чтения организовать с ними беседу трудно. Такие дети почти не задают вопросы по содержанию, не могут сами пересказать текст. Даже при наличии интереса к общению со взрослыми ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у него кратковременен, а беседы длятся недолго (5-7) минут.
Формированию положительной и устойчивой мотивации к учению способствует необычная форма преподнесения материала, занимательные игры, использование на занятии поощрений. Интерес - лучшая из мотиваций. Он дает детям возможность испытывать удовлетворение от занятий. Дети любят занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активно и с желанием выполняют все предложенные задания.
2. Низкий уровень самооценки. Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны и готовы расплакаться в любой момент, заранее отказываются от решения заданий, которые кажутся им сложными.
Педагогу не стоит проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточных продвижений вперед. Нельзя давать ребенку задания, которые превышают его интеллектуальные возможности. Необходимо чаще хвалить ребенка и никогда не сравнивать его с другими детьми.
3. Низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Дети с ОНР III уровня предпочитают играть в одиночку, они часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре. Такие дети замкнуты, робки. Они не умеют поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь.
Педагогу необходимо развивать в ребенке дух коллективизма и сотрудничества, навыки общения. Надо научить ребенка дружить с другими детьми.
4. Низкий уровень самоконтроля. Дети с ОНР не в состоянии оценивать себя и контролировать свои действия. Такой ребенок даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняется самостоятельно выполнять задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и ему необходима постоянная помощь взрослого.
Развитие способностей к самоконтролю и саморегуляции происходит естественней в процессе разнообразных «игр с правилами». Так же умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) – важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.
5. Низкий уровень развития произвольной регуляции деятельности. Принимая на себя ответственность за что-либо, человек делает выбор между «должен» и «хочу», включая механизм регуляции, т. е. ответственность предполагает наличие определенного вида саморегуляции, самоконтроля, способности предвидеть последствия действий, умения дать оценку поведению. Исходя из того, что у детей с ОНР обнаруживается не только сложное сочетание нарушения речи, эмоциональной сферы, наблюдаются трудности в общении со сверстниками, а так же в поведении, данная категория детей гиперактивны и реактивны или наоборот заторможены.
Поэтому важным становится умение ребенка учиться в групповой атмосфере. Ребенку необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.
6. Высокий и средний уровень школьной тревожности. У детей с ОНР III уровня явно выраженный страх перед школой часто приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителями и одноклассниками. У некоторых детей присутствует некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации. Во многих семьях разговоры о предстоящем обучении ведутся чуть ли не ежедневно в течении всего предшкольного года, что вызывает у ребенка тревогу и неуверенность в своих силах. Из-за представления о том, что для поступления в школу ребенок должен обязательно знать необходимую информацию, родители заставляют ребенка сидеть часами и заучивать. Занятия уже не выглядят как игра.
Незадолго до 1 сентября необходимо познакомить ребенка с его учителем, заранее познакомить его с некоторыми из одноклассников, рассказать ребенку о расписании уроков, успокоить его волнение и сказать, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.
Таким образом, формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает комплексная система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом. Необходимо активно включать педагогов ДОУ и родителей в процесс комплексной подготовки к школе детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Азарова Т. В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе [Текст] / Т. В. Азарова, М. Р. Битянова //Мир психологии, №1,1996.
2. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе-М., 2003
3. Дубова Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст] /Н. В. Дубова/ Логопед в детском саду, №2, 2006
4. Ильина М. Н. Подготовка к школе [Текст] /М. Н. Ильина, C.Пб. : Дельта, 1999
5. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи-М., 1985
6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников-СПб,1999
7. Особенности психического развития детей 6-7 –летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера -М., 1988
8. Филичева Т. Б. ,Чиркина Т. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада-М., 1993