Ольга Тарасова
Проблемы социализации современного ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы социализации современного ребёнка
«Умение ребенка правильно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»
Выготский Л. С.
Чтобы ребенок стал успешен, интеллектуально развит, коммуникабелен, ему необходимо общаться. Одно из главнейших качеств коммуникации для человека – это речь. Все чаще мы сталкиваемся с тем, что у детей часто проявляются речевые нарушения. Особенно остро мы сталкиваемся с этим, когда ребенок впервые идет в детский сад. Одни застенчивы, замкнуты, робки, скованны, плаксивы, другие не могут задать и ответить на вопросы, не могут сформулировать свои мысли, затрудняются в установлении контакта с детьми и взрослыми. Другие же дети, наоборот, эмоционально неустойчивы: суетливы, крикливы, агрессивны, не умеют вести сдержанно разговор, часто вступают в конфликты и не умеют разрешить его вежливой формой. Чем сложнее ребенок адаптируется в детском саду, тем заметнее у него нарушение коммуникативной функции речи: неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, скудный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. Что же такое «социализация»?
Публикация «Проблемы социализации современного ребёнка» размещена в разделах
«Социализация — это процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».
Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад.
Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования.
Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Педагоги "нарисовали" портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений:
Данные исследования: современный дошкольник!
Он развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.
- Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. По нашему мнению, это "наслушанность", под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.
- У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит, но плохо. Педагоги бъют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу "Развитие речи". Страдает не только раздел "Связная речь", но и "Словарь". Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса.
Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с людьми.
«А знаете ли вы, что главный (и первый) источник коммуникативного опыта малыша - его семья, которая является «проводником» в мир знаний, ценностей, традиций и опыта современного общества. Именно от родителей можно узнать правила общения со сверстниками, научиться свободно общаться. Позитивный социально-психологический климат в семье, тёплая домашняя атмосфера любви, доверия и взаимопонимания поможет малышу приспособиться к жизни и чувствовать себя уверенно».
Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников. Среда, окружающая малыша, также непосредственно влияющая на его развитие, — не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда — прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка через игру, беседы, общение, чтение привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.
При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение общепринятыми правилами и нормами поведения, проявляется желание выделиться, проявить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения). Таким образом, социальное развитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях: социализация, индивидуализация.
В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией и индивидуализацией, происходит интегрированный процесс, направленный на удачное вхождение ребёнка в социум. Это и есть социальная адаптация.
Задача нас, педагогов помочь родителям прочувствовать, пережить и адекватно оценить проблемы ребенка в сфере общения, вовремя поддержать, предложить своевременную, компетентную помощь. Только тесная взаимосвязь педагогов и семьи гарантирует успешное социальное развитие подрастающего поколения.
Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.