Иванов Сергей Иванович
Проблемы подготовки педагогов социозащитной организации к работе с детьми группы риска
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассматриваются возможные проблемы, которые возникают в социозащитных организациях при работе с детьми группы риска. Актуализируется противоречие между ростом количества детей группы риска в современном обществе и неготовностью педагогов выстраивать работу с данной категорией детей.
Автор: Томсон Сергей Владимирович, воспитатель, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»
СТАТЬЯ: ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ СОЦИОЗАЩИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Темочки:
Аннотация: в статье рассматриваются возможные проблемы, которые возникают в СО при организации работы с детьми группы риска. Актуализируется противоречие между ростом количества детей группы риска в современном обществе и неготовностью педагогов выстраивать работу с данной категорией детей.
Ключевые слова: социозащитная организация, дети группы риска, формы работы.
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования.
Современное образование является одной из самых активно развивающихся уровней образовательной системы Российской Федерации. Нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях [4]. В пункте 1 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определена обязанность педагогических работников систематически повышать свой профессиональный уровень, а в пункте 5 статьи 47 обозначено право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года [1]. С 2014 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования [2]. Существенным аспектом модернизационных процессов в школьном образовании является осуществление комплекса мер по обеспечению высокого уровня профессиональной готовности педагогов.
Стандарт призван обеспечить защиту ребенка и его родителей от некомпетентного педагогического вмешательства. Такого рода защита может быть обеспечена, прежде всего, посредством контроля над качеством образовательной программы, реализуемой в социозащитной организации. Однако реализация программы зависит не только от ее содержания, но и от характера профессиональной деятельности педагога. В стандарте выделены требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы.
Основой повышения качества образования является характер отношения педагогов к своей профессии, к детям, стремление к профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию. От позиции педагога во многом зависит успех образовательной деятельности в социозащитном учреждении.
Во главу угла ставится не выполнение инструкций, а творческое проектирование образовательного процесса для достижения наивысших результатов в обучении, воспитании, развитии, социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста [3]. Воспитатель социозащитной организации должен обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, быть профессионально и личностно готовым к обеспечению эмоционального благополучия детей благодаря непосредственному общению с каждым ребенком, уважительному отношению к его чувствам и потребностям, к оказанию недирективной помощи каждому ребенку и поддержке его инициативы и самостоятельности в условиях свободного выбора деятельности, к созданию условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми и взаимодействию с родителями (законными представителями) и т. п. [3].
Увеличение и усложнение функций педагогических кадров требуют постоянного профессионального роста педагогов, поскольку в своей деятельности педагогам необходимы профессиональные компетенции для работы с различными категориями детей.
В настоящее время при динамизме всей социальной жизни людей и возникновении множества неблагоприятных факторов, в социозащитны организациях растет количество детей, которых относят к категории «группы риска». Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать [6]. Таким образом, дети группы риска являются категорией детей, в работе с которой педагогам необходимо владеть особыми профессиональными компетенциями, которые бы способствовали минимизации неблагоприятных факторов, оказывающих влияние на развитие ребёнка.
В современных социозащитных организациях реальность такова, что работа с детьми группы риска относится к компетенции отдельного специалиста (социального педагога или педагога-психолога, но более эффективной будет систематическая совместная организованная деятельность всего кадрового педагогического ресурса, имеющегося в социозащитной организации (специалисты сопровождения и воспитатели).
Отсюда возникает противоречие между ростом колличества детей группы риска, необходимостью организации работы с ними в социозащитной организации и неготовностью педагогов, их неумением выстраивать работу с данной категорией детей. Разрешению данного противоречия может способствовать организация методической работы в социозащитной организации, представляющая собой систему деятельности по обучению педагогов работе с детьми группы риска.
Для организации работы в данном направлении необходим анализ кадрового потенциала конкретной социозащитной организации, исходя из которого и будет строится дальнейшая работа с педагогами. Критериями для анализа, по нашему мнению, могут быть: уровень образования; направление подготовки и / или специальности; наличие дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, второе профессиональное образование) социально-педагогической или психолого-педагогической направленности.
В ходе проведенного анализа по представленным выше критериям кадрового ресурса нашей социозащитной организации мы выявили следующее:
1. По уровню образования: педагогическое образование имеют 97% педагогов (27 человек, из них высшее – 22% (6 человек, среднее профессиональное – 78% (22 человека); 3% (1 педагог) имеет среднее профессиональное медицинское образование.
2. Направление подготовки и / или специальности: «дошкольное образование» – 75% (21 человек, «социальная педагогика» или «психолого-педагогическое образование» – 9% (3 человека); другое – 6% (4 человека).
3. Дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, второе профессиональное образование) социально-педагогической или психолого-педагогической направленности имеют 6% (2 человека, из них 1 социальный педагог и 1 воспитатель.
Таким образом, исходя из проведенного анализа, мы можем сделать вывод о том, что педагоги не обладают достаточным уровнем подготовки и квалификации для организации работы с детьми группы риска. Кроме того, в рамках анализа кадрового ресурса СО, нами был проведен опрос педагогов с целью выявления уровня их готовности к работе с детьми группы риска. Данные опроса показали следующее: из 100% (29 педагогов) «имеют опыт работы с данной категорией детей, но недостаточно знаний» – 33% (11 педагогов); «есть теоретические знания, но нет опыта работы с данной категорией детей» – 9% (3 педагога); «нет знаний и опыта работы, но есть потребность в их получении» – 58% (15 педагогов).
В связи со сказанным выше, актуальной становится задача разработки и внедрения в практическую деятельность системы работы социозащитной организации по обучению педагогов работе с детьми группы риска, которая может включать в себя различные формы и методы работы (постоянно действующий семинар, деловые игры, семинары-практикумы, обмен опытом, изучение методической и периодической литературы по проблеме и др., и которая позволит организовать эффективное взаимодействие всех педагогов социозащитной организации и сформировать у них умение и навык работы с категорией «дети группы риска».
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155).
3. Горина Л. В. Профессиональный рост педагогов как фактор повышения качества / Л. В. Горина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. Т. 3. – 2014. – №4. – С. 372–375 [Электронный ресурс].
4. Гребенникова В. М. Метод кейс-стадии как фактор развития профессиональных компетенций педагогов дошкольной образовательной организации /В. М. Гребенникова, Е. Н. Азлецкая, С. И. Карлаш // Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 8. – 2016. – №5–3. – С. 59–62 [Электронный ресурс].
5. Кузнецова Г. Н. Подготовка педагогов ДОУ к педагогическому сопровождению социального развития ребенка дошкольного возраста / Г. Н. Кузнецова //Современная школа. – 2015 – №4 (25). – С. 103–107 [Электронный ресурс].
6. Мураткина Д. Е. Характеристика категории «дети группы риска» в психолого-педагогической науке / Д. Е. Мураткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. Т. 20. – 2014. – №4. С. 169–172 [Электронный ресурс].