Получи документы

Консультация для родителей «Проблемы адаптации или в детский сад с радостью»

Татьяна исмоилова
Консультация для родителей «Проблемы адаптации или в детский сад с радостью»
▼ Скачать + Заказать документы

НУЖЕН ЛИ РЕБЁНКУ ДЕТСКИЙ САД? КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ РЕБЁНОК ХОДИЛ В САДИК С УДОВОЛЬСТВИЕМ? КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ ПОБЫСТРЕЕ ПРИВЫКНУТЬ К ДЕТСКОМУ КОЛЛЕКТИВУ?

Для большинства родителей вопрос решается просто: маме нужно выходить на работу, поэтому в садик ребёнку ходить нужно! Далеко не у всех родителей есть реальная возможность сидеть дома с ребёнком или оплачивать услуги няни.

Как же сделать так, чтобы ваш малыш побыстрее привык к новым условиям, и перестал горько плакать при расставании.

Постарайтесь не нервничать сами.

Переживать о том, как ваш малыш справится с новым этапом его жизни, абсолютно нормально. Важно лишь при этом не перегибать палку и не становиться главным источником тревог и сомнений. Рано или поздно все дети адаптируются к незнакомой обстановке, заводят друзей и начинают получать удовольствие от общения с ними. И пусть так будет не сразу – помните, что ваше терпение и поддержка помогут малышу поверить в себя. В то время как ваши же сомнения и страхи по поводу того, справляется ли он, транслируемые даже на подсознательном уровне, могут посеять смятение в душе ребёнка.

Видеть тревогу на лице собственного чада порой очень тяжело. Хочется его обнять и не отпускать, пока не успокоится. Только вот если малыш поймёт, что слёзы могут заставить родителя остаться с ним чуть дольше, ситуация обязательно повторится. Из-за этого каждое ваше прощание будет сопровождаться слезами, а иногда и полноценными истериками. Поэтому в первый же день убедитесь, что ребёнок знает, когда вы заберёте его из сада, и постарайтесь как можно быстрее попрощаться с ним.

Доверьтесь воспитателям

Ваш ребёнок будет отнюдь не единственным и далеко не первым, кто испытывал тревогу и страх перед первым днём в детском саду. Через руки воспитателей проходят много детей. У них всегда наготове правильные слова поддержки, весёлые песенки, увлекательные игры и другие средства, помогающие ребёнку чувствовать себя как дома.

Первые дни в саду - большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка; в окружении малознакомых взрослых ребенок часто старается сдерживать свои эмоции, так что выплескиваются они только вечером на родителей.

Почему же иногда процесс адаптации протекает довольно сложно.

Во-первых, он требует немалых затрат психической энергии, поэтому зачастую провоцирует напряжение и даже перенапряжение физических и психических сил организма. Во-вторых, в ранее стабильную и размеренную жизнь ребенка «врываются» новые условия:

• отсутствие рядом самых близких – мамы, папы, бабушек с дедушками;

• необходимость соблюдать четкий распорядок дня;

• постоянный контакт с большим числом ровесников, ранее незнакомых ребенку;

• внезапное уменьшение количества личного внимания к малышу – теперь уже он не «центр вселенной», как был раньше для мамы, да и даже самой гуманной и любящей воспитательнице вряд ли под силу уделять море внимания каждому ребенку;

• необходимость подчинения и послушания перед ранее незнакомым взрослым – воспитателем.

Уже этих нескольких факторов достаточно для того, чтобы утверждать, что жизнь ребенка кардинально меняется, он находится в нервно-психическом напряжении, на грани срыва и ощущает стресс в полной мере. Кроме того, часто наблюдаются такие нарушения:

1. Нарушения сна. Ребенок может отказываться засыпать в одиночку, или просыпаться по ночам.

2. Снижение или потеря аппетита.

3. Регрессия речи – порой малыш, уже прекрасно умеющий говорить сложными предложениями, вдруг снова погружается в младенчество, начинает употреблять облегченные слова и односложные предложения.

4. Потеря навыков самообслуживания. Так же внезапно оказывается, что ребенок «не умеет» самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, кушать, пользоваться носовым платочком. И это притом, что ранее он со всем этим легко справлялся.

5. Изменение двигательной активности. Ранее веселый и активный вдруг может стать «заторможенным», медлительным, неуверенным в себе. Или, наоборот, ребенок становится неуправляемым, гиперактивным, чего раньше за ним не наблюдалось.

6. Утрата интереса к новому. Вы можете наблюдать, что ваш ранее любопытный «почемучка» перестает интересоваться новыми игрушками, не хочет знакомиться с другими детками. Он словно впадает в зимнюю спячку, и его познавательная активность угасает.

7. Снижение социальной активности. Ребенок может отказываться идти на контакт с ровесниками и воспитателем. Даже оптимистичные и общительные детки становятся замкнутыми, напряженными, неконтактными, беспокойными.

8. Смена эмоционального фона. В первые дни посещения садика у ребенка обычно сильнее выражены негативные эмоции: хныканье, плач – как «за компанию», так и приступообразный, страх (идти в садик, боязнь воспитателя, переживания, что мама не придет за ним, гнев, агрессия. Может создаваться впечатление, что у ребенка вообще нет эмоций. А вот позитива от него вряд ли придется ждать: улыбка может возникнуть только в ответ на новый яркий стимул (нестандартная игрушка, веселая игра).

9. Снижение иммунитета. В период адаптации падает сопротивляемость организма инфекциям, вследствие чего он может заболеть в первые недели и даже дни посещения садика.

Родители должны понимать, что все эти изменения – не каприз ребенка, а вполне объективные реакции на изменяющуюся среду, не зависящие от его воли. И, как только адаптация закончится, все эти негативные сдвиги уйдут. Многие мамы ждут, чтобы это случилось в первые дни в садике, и могут испытывать разочарование или даже сердиться на ребенка, когда этого не происходит. Но, по мнению специалистов, средняя продолжительность адаптации к детсаду – минимум 3–4 недели, и иногда она может растягиваться на 2–4 месяца. Помните, что ваш ребенок – индивидуален, и не торопите события. Подобные различия говорят о разных типах адаптации. Итак, психологи выделяют:

1. Легкая адаптация – составляет 3-4 недели. Такой тип адаптации переживает почти половина детей. Ребенок посещает сад без особых потерь, и даже присутствует желание туда идти. Все изменения, описанные нами раньше, обычно кратковременны, быстро проходят и не вызывают болезни.

Такой ребенок:

• входит в группу спокойно, внимательно осматривается;

• смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обращается;

• может при необходимости попросить о помощи;

• сам способен завязывать контакты;

• может сам себя занять, в игре использует предметы-заменители, то есть играет «понарошку»;

• находится в стабильном спокойном или бодром настроении;

• в меру эмоционален, его эмоции легко распознать;

• принимает установленные правила поведения;

• нормально реагирует на одобрение или замечание, и после самостоятельно изменяет свое поведение;

• умеет доброжелательно относиться к другим детям, играть рядом с ними.

2. Адаптация средней тяжести. Дети в этой группе начинают часто болеть, но до нервных расстройств дело не доходит. Подобная реакция организма малыша вполне объяснима: в садике дети начинают активно «обмениваться» различными инфекциями, которые для одних могут быть совсем безобидными, а для других – опасными. Поэтому у многих деток в период адаптации к садику начинаются разные ОРЗ и ОРВИ. В данном случае помочь ребенку может врач – своевременно принятые меры снизят риск заболевания, и его адаптация приблизится к благоприятной.

Ребенок, переживающий адаптацию средней степени:

• соглашается общаться, когда ему нравятся действия воспитателя;

• после первых минут напряжения постепенно готов вступать в контакт с другими детьми, может развернуть игру;

• адекватно реагирует на поощрения и замечания в свой адрес;

• может проводить своеобразный эксперимент, нарушая нормы и правила поведения.

Адаптация данного типа протекает в среднем месяц-полтора, иногда в процессе привыкания ребенок заболевает. Но, как правило, болезнь не дает каких-либо осложнений.

3. Тяжелая адаптация. В таких случаях ребенок склонен реагировать на смену обстановки не только простудными болезнями, но и нервным срывом. Такой вариант, естественно, самый неблагоприятный.

При этом типе адаптации ребенок:

• не идет на контакт, или соглашается общаться только с помощью родителей;

• встревожен, замкнут;

• не задерживает внимания на игрушках, переходит от одной к другой;

• не может развернуть игру;

• пугается в ответ на замечание или поощрение воспитателя, ищет поддержку мамы, или вообще не реагирует.

Помочь ребенку, переживающему тяжелую адаптацию, может педиатр и детский психолог, в некоторых случаях – невропатолог. И, конечно же, не стоит забывать о важной роли родителей в этом нелегком процессе привыкания.

Конечно, все эти типы адаптации весьма условны. Ведь каждый ребенок по-своему привыкает к новой жизни в садике. Кому-то на адаптацию необходима всего неделя, кому-то – месяц, а кому-то, может, и полгода. Длительность периода привыкания зависит от многих факторов, в том числе от:

• темперамента малыша. Обычно холерики и меланхолики приспосабливаются к новым условиям хуже и дольше, чем сангвиники;

• состояния здоровья ребенка;

• обстановки в семье;

• уровня готовности родителей (да-да, именно так) к такому важному событию в жизни ребенка

Чтобы помочь своему ребенку успешно адаптироваться в садике, прислушайтесь к несложным рекомендациям специалистов:

1. До начала посещения садика тщательно подготовьтесь, научив ребенка навыкам самостоятельности. Он должен уметь:

• самостоятельно кушать, пользуясь ложкой,кружкой;

• умываться;

• одеваться и раздеваться;

• пользоваться горшком;

• пользоваться носовым платочком. Когда ребенок овладеет всеми этими премудростями, его процесс адаптации пройдет гораздо легче.

Чтобы ребенку было проще самому раздеваться-одеваться, купите ему удобные и практичные вещи без лишних застежек и молний. Лучше, если застегиваться они будут на кнопки, чем на пуговицы. Тогда ребенок сможет легко справляться с переодеваниями сам, не привлекая лишний раз воспитателя.

Те же самые требования по удобству применимы и к обуви. Она должна хорошо держаться на ножке, не давить, не слетать, и фиксироваться липучками. Тогда ему под силу будет и переобуваться в одиночку. Прежде чем отнести одежду в садик, потренируйтесь с ребенком дома одеваться-обуваться. Если малыш уже привыкнет к такому наряду, ему будет проще и быстрее переодеваться в саду.

2. Настраивайте ребенка на положительный лад. Рассказывайте ему, как это здорово, что он уже стал таким большим и дорос до садика. Объясняйте ребенку, куда ему предстоит пойти, что он там будет делать, читайте сказочные истории о посещении садика, играйте «в детский садик» с игрушками, гуляйте на территории сада. Если есть такая возможность, заранее познакомьте малыша с воспитателем – тогда при поступлении в сад она уже не будет для него «чужой тетей».

3. Старайтесь соблюдать четкий режим дня, максимально приближенный к «садовскому». Желательно начинать такую подготовку минимум за месяц до посещения сада. То есть, ориентировочно ваш распорядок дня должен быть таким как в детском саду.

4. Вечером после садика делитесь с крохой впечатлениями дня. Спрашивайте его, как прошел его день, что он делал в садике, с кем играл, что ему больше всего понравилось. Рассказывайте ему о своем дне, что порадовало вас. И обязательно внимательно относитесь к жалобам малыша. Если ребенок жалуется на кого-нибудь и из-за этого не хочет идти в сад, осторожно расспросите ребенка, что именно ему не нравится. Не исключено, что малыш немного фантазирует, это вполне свойственно детской психике в раннем возрасте.

Если ваш ребенок кажется вам замученным и нервным, не паникуйте раньше времени. Такая реакция вполне естественна для первых дней адаптации. Дайте ему время привыкнуть ко всему новому, не ругая за плохое поведение, незнание правил или нежелание их выполнять.

5. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже если вам что-то не совсем понравилось, не высказывайте это вслух при ребенке.

6. Говорите ребенку, когда вы заберете его домой, и непременно сдерживайте свои обещания. Если малыш будет знать, что мама придет после обеда, или после прогулки, ему будет спокойнее и увереннее. Но не обманывайте доверия своего ребенка – не опаздывайте, не приходите позже, чем обещали.

7. Не перегружайте нервную систему крохи в период адаптации. Не надо отучать его в это время от «дурных» привычек, например, от соски. У него сейчас и так очень много изменений, и не надо добавлять еще напряжение. Также стоит на время прекратить походы в гости, в театр, в цирк, перенести прививки, сократить просмотр телепередач.

8. Не забывайте о постоянных проявлениях любви: почаще обнимайте кроху, говорите нежные слова, гладьте по головке. Обязательно отмечайте его успехи, хвалите. Ведь ему сейчас больше всего нуждается в вашей поддержке и теплом участии!

9. Уходя, расставайтесь с ребенком быстро и легко. Длительные прощания вызовут дополнительные слезы, а ваше обеспокоенное лицо вселит малышу тревогу, что с ним в садике может что-то произойти.

10. Придумайте свой ритуал прощания - поцеловать, сказать «пока-пока», помахать рукой. Такое постоянство поможет ему быстрее привыкнуть к новым условиям.

11. Если ребенку очень трудно расставаться с мамой, побеспокойтесь о том, чтобы первые несколько недель его отводил в садик папа или бабушка с дедушкой.

12. Приводите малыша в садик немного раньше или немного позже, чем другие родители. Таким образом, можно избежать ненужных слез «за компанию».

13. Терпимо относитесь к капризам. Помните, они появляются от перегрузки нервной системы. Лучше обнимите ребенка, успокойте его, поиграйте вместе.

14. И в садике, и дома говорите с ребенком уверенно и спокойно. Будьте доброжелательны и настойчивы при переодевании, пробуждении в садик. Озвучивайте все свои действия. Такие простые рекомендации помогут ему поверить, что все хорошо, и в садике с ним ничего не случится.

15. Одевайте ребенка так, как нужно в соответствии с температурой в группе. Излишнее кутание не способствует здоровью.

16. Приучайте малыша к садику постепенно. Первое время достаточно оставлять его в саду на 1-2 часа. Через неделю-две время пребывания в группе можно увеличить. Еще через две-три недели можно оставить ребенка в садике до сна. И только после всего этого пробуйте оставлять его в садике на целый день.

17. Если вы заметили у вашего ребенка первые признаки инфекции – чихание, насморк, кашель – немедленно заберите его домой и вызовите врача. Так вы сможете избежать возможных осложнений

Список табу для родителей

И, наконец, чего категорически нельзя делать родителям, дети которых пытаются привыкнуть к садику:

Нельзя наказывать, ругать, стыдить ребенка за то, что он плачет и не хочет идти в садик.

Нельзя сравнивать поведение вашего ребенка с поведением других детей. Лучше покажите ему, как вы его любите!

Нельзя пугать малыша детским садиком. Ведь место, которое страшит, вряд ли станет когда-то безопасным и тем более любимым.

Нельзя задабривать ребенка обещаниями подарков, если он согласится пойти в садик.

Нельзя негативно отзываться о садике и воспитателях при ребенке. Так вы только увеличите его тревогу, и он начнет думать, что садик – это плохое место с нехорошими людьми.

Нельзя обманывать ребенка, обещая ему, что придете очень скоро, и оставляя его на целый день в садике. Пусть он лучше знает, что ждать маму придется долго, чем навсегда потеряет к вам доверие.

Нельзя водить в садик больного ребенка.

Родители помните - главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.

Желаем вам лёгкой адаптации и радостных дней в детском саду!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Детские проблемы. Я не могу без компьютера или телефона» Несомненно, компьютер/телефон с выходом в интернет – чрезвычайно полезное достижение человечества. Это и справочник, и энциклопедия, и клуб.

Консультация для родителей «Детские проблемы. Я не могу без телевизора» В современном мире трудно представить семью без телевизора. Это устройство присутствует в каждом доме без исключения, причём в некоторых.

Консультация для родителей «Как проходит период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для родителей «Как проходит период адаптации ребенка к детскому саду» Консультация для родителей «Как проходит период адаптации ребенка к детскому саду». Процесс приспособления, к новым социальным условиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Проблемы адаптации или в детский сад с радостью»
Опубликовано: 2 марта 2025 в 18:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Проблемы адаптации или в детский сад с радостью»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна исмоилова (УИ 3521946) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД