Рябова Елена
Консультация «Проблемные ситуации в экологическом воспитании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемные ситуации
в экологическом воспитании дошкольников
Воспитатель МДОУ №57 «Одуванчик»
первой квалификационной категории :
Рябова Елена Васильевна
Публикация «Консультация „Проблемные ситуации в экологическом воспитании дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игровые проблемные ситуации
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Что же такое проблемная ситуация – простыми словами можно сказать, что это ситуация при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, ему не хватает данных, и он приложив все усилия должен сам (и с непосредственной помощью педагога) их найти.
В жизни дети часто встречаются с трудностями, но мы, к сожалению, ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать. Поэкспериментировать, и наконец, самостоятельно справиться с проблемами. Мы считаем наших детей не достаточно компетентными во многих вопросах, не способными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Мы не должны тормозить их способности к развитию познавательного интереса, а наоборот уже с раннего детства необходимо учить детей адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения, находить новые пути исследования.
Сформированная экологическая культура дошкольника выражается в твердых знаниях o природе, бережном и эмоционально окрашенном отношении к ней, привитом здоровом образе жизни, умениях познавать явления окружающего мира. Целенаправленное расширение знаний, умений и навыков практического взаимодействия с природой является основой экологического просвещения и воспитания детей, под которыми подразумевается воспитание гуманного и интеллектуального отношения к природе (т. е. формирование системы экологических знаний и представлений, духовности, развитие эстетических чувств.
В дошкольном возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Одной из наиболее продуктивных педагогических технологий в дошкольном образовании является технология проблемного обучения. Цель этой технологии в ДОУ — воспитание способности самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и находить правильный ответ. В основе любой проблемной ситуации должно лежать противоречие. Решение проблемных ситуаций дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубинштейн С. Л. Говорил, что «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия», то есть ценность проблемной ситуацией в том,что оно воздействует на эмоции, побуждает потребность в познании нового. Эмоция, возникшая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль.
Именно с возникшего противоречия и начинается мышление.
Существует четыре уровня решения проблемных ситуаций :
- педагог обозначает проблему и сам ее решает при активном обсуждении с детьми
- педагог обозначает проблему – но решают ее под руководством педагога.
- педагог направляет воспитанников на поиск решения проблемной ситуации (частично –поисковый метод,
- проблему ставит сам ребенок,педагог оказывает помощь в ее разрешении.
Проблемные ситуации можно использовать в разных направлениях и в различных режимных моментах.
Наиболее усваиваемым использованием проблемного обучения является экспериментальная деятельность. В ходе этой деятельности воспитанники не только учатся выдвигать гипотезы, вести наблюдение, анализировать полученную информацию и делать выводы, но и совершать собственные «научные открытия». Целью опытно-экспериментальной деятельности у дошкольников является формирование и расширение представлений об окружающем мире через практическое самостоятельное познание.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Примером такой развивающей среды в моей группе стал уголок опытно-экспериментальной деятельности, оснащенный разнообразным материалом и оборудованием, где дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми поисковую и исследовательскую деятельность. Одна из основных задач уголка - развитие познавательной активности детей, желания и умения самостоятельно искать и находить ответы на возникающие вопросы и предложенные проблемно-поисковые ситуации.
Такая деятельность может быть
- основной, организованной в специальной предметно-пространственной среде (уголок исследователя, центр экспериментирования и т. п.,
- сопутствующей, во время занятий, на прогулках, тематических досугах или во время самостоятельной деятельности.
Для этого необходимо
-подготовить картотеку проблемно-поисковых ситуаций экологического содержания для дошкольников;
обеспечить среду для самостоятельного изучения воспитанниками свойств и качеств живых и неживых объектов окружающего мира;
способствовать организации поисковой и исследовательской деятельности, в ходе которой дошкольники самостоятельно (или совместно с взрослым) находят пути решения возникших проблемных ситуаций. Детское экспериментирование во многом похоже на научное. В ходе экспериментирования дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации. В рамках опытно-экспериментальной деятельности можно проводить следующие виды занятий:
Игры-эксперименты. (могут привлекаться сказочные персонажи)
Моделирование. Построение моделей объектов природы позволяет получить знания o свойствах этих объектов, особенно, если эти объекты невозможно изучить в непосредственном контакте.
Проведение опытов. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру.
В процессе решения проблемно-поисковых ситуаций у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно- экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Известно, что ни одну воспитательную, развивающую, образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного сотрудничества и взаимодействия с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Были разработаны советы родителям "Как помочь маленькому исследователю", картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования.
В своей работе с детьми - дошкольниками руководствуюсь мудрым советом: "Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал" (В. А. Сухомлинский).
Конечно, экологическое образование детей - процесс довольно длительный и сложный, но он может стать очень увлекательным, интересным и для педагога и для воспитанника. Необходима лишь заинтересованность с обеих сторон, создать которую помогает использование проблемно-поисковых ситуаций.
Я не давно, всего лишь год использую метод проблемного обучения при построении образовательного процесса в экологическом воспитании дошкольников, но уже сегодня могу сказать, что регулярное использование проблемно-поисковых ситуаций экологического содержания и решение их детьми, даёт положительные результаты.
Очень важно педагогу усвоить и соблюдать,что дети не принимают новые знания, если они им не понятны и не вписываются в их систему знаний, в сформированную картину мира. Мы не должны переубеждать и навязать им новые знания. Мы должны внимательно выслушать все возражения, и предположения детей, поощрять их за самостоятельность суждений, активность в обсуждении. Приучать детей не бояться говорить, допускать ошибки. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему — он будет стремиться получить помощь от взрослого. Он будет решать только легкие проблемы», что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Мы не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на занятиях по «Познанию мира», но и на математике, развитии речи, грамоте, конструировании. То есть педагоги должны творчески подходить к процессу развития ребенка на занятиях и во всех других видах деятельности. Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и ребенка.
А для лучшего усвоения проблемной ситуации она должна быть максимально четко и понятно сформулирована.
Наша задача как педагогов состоит в том, чтобы через игру научить детей думать, реализовать свои потенциальные возможности, творческие проявления и развитие личности. Поэтому главным девизом могут быть следующие слова: «Стремись учить не всему, а главному, не сумме знаний, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в ее потоке»