Дарья Смирнова
Проблема в области сохранения здоровья обучающихся и хореография в вузе
▼ Скачать + Заказать документы
Несмотря на стремительный рост качества образования в области здоровьесбережения в нашей стране, в учреждениях высшего хореографического образования студенты все еще в недостаточной степени обеспечены как внешними, так и внутренними ресурсами здоровьесберегающей направленности профессиональной деятельности.
Публикация «Проблема в области сохранения здоровья обучающихся и хореография в вузе» размещена в разделах
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Современные требования к преподавателям заявлены в нормативно-правовых документах (Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования, «Законе об образовании в РФ», Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, в которых среди первоначальных задач выделяется необходимость максимального содействия преподавателей укреплению здоровья обучающихся. Все это подтверждает значимость данной темы даже на государственном уровне.
В ходе модернизации образования принципиально изменилось понятие здоровья, рассматриваемого как социокультурный феномен, интегрирующий состояния физического, психического, социального и духовно-нравственного благополучия.
В сфере хореографического образования такое изменение влечет к необходимости пересмотра традиционной профессиональной подготовки специалистов в области хореографии. Современные подходы к обучению в области хореографического искусства предъявляют новые требования, направленные на повышение уровня профессиональной подготовки студентов и их готовности к здоровьесберегающей деятельности.
На данный момент можно выделить следующие факторы риска для здоровья в хореографии :
1. Физические: травмы и профессиональные заболевания, которые влекут за собой приостановление профессиональной деятельности;
2. Психологические: нарушения эмоциональной сферы, связанные с травмой или заболеванием, оказывающие негативное влияние на здоровье;
3. Социальные: процессы социальной адаптации в сложившихся ситуациях, утрата профессиональной и личной самоидентичности, различного рода зависимости;
4. Духовно-нравственные: нравственная деградация, бедность духовного мира, которые приводят к затруднительному продолжению профессиональной деятельности.
Вышеперечисленные факторы являются доказательством того, что процесс формирования готовности студентов к здоровьесберегающей деятельности должен представлять собой процесс формирования собственного здоровья, как опыт формирования здоровья воспитанников хореографических школ, студий, коллективов. Одним из ключевых аспектов процесса становления готовности студента к здоровьесберегающей деятельности является развитие характерных черт и качеств здорового индивида, а вторым - подготовка к деятельности, где основными принципами являются здоровьесберегающая педагогика.
На данный момент вузы начинают внедрять в образовательный процесс дисциплины связанные со здоровьесбережением. Проанализировав программы данных дисциплин, можно сказать, что все они направлены на получение лишь общих знаний, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни, культурой здоровья, современных здоровьесберегающих технологий. Однако, содержание дисциплины идет в отрыве от профессиональной деятельности учащегося. Полученная в ходе теоретического обучения информация о здоровьесбережении в отрыве от практики и специфики деятельности не обеспечивает формирования необходимых навыков, умений и компетенций.
Тем самым,можно утверждать, что одним из важных аспектов развития студентов является обеспечение их компетентности и осведомленности в социальной, интеллектуальной, эмоциональной и физической сферах. Чтобы достичь этой цели, необходимо включить в содержание учебной программы соответствующие знания о важности профессионального здоровья, которое является неотъемлемой частью хореографического образования. К таким знаниям можно отнести:
- понятие сущности здоровья в хореографической деятельности;
- осведомленность о причинах профессиональных заболеваний;
- знания эффективных методов и средств предотвращения травм;
- понимание процесса определения трудоспособности (времени восстановления трудоспособности);
- знание методики преподавания хореографических дисциплин, включая последствия методических ошибок, которые могут привести к травмам опорно-двигательного аппарата;
- знание методики построения урока, которая будет учитывать рациональное распределение нагрузки.
Рассматривая средства сохранения здоровья, стоит обратить внимание на то, что в высших учебных заведениях они недостаточно систематизированы в отличие от хореографических училищ или спортивных учреждений. Данная проблема наблюдается с момента приема абитуриентов в высшее учебное заведение. Абитуриенту нужно лишь предоставить справку об общем состоянии здоровья, в то время как в хореографическом училище на этапе приема существует медицинский осмотр, который частично помогает снизить риск получения травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Педагоги профильных дисциплин в вузе сталкиваются со старыми травмами или хроническими заболеваниями обучающихся уже в процессе обучения, что влечет в какой-то степени к снижению качества профессиональной подготовки учащегося. Все это значительно повышает риски получения травм в процессе обучения. П. А. Силкин писал о таких проблемах у абитуриентов, как: «… ограничения в выворотности, что может быть связано с расположением вертлужных впадин, недостаточная высота шага… Может быть мало выражен подъем. Довольно часто встречается проблема ахиллова сухожилия. Оно может быть коротким и недостаточно эластичным». Педагогу приходится подстраиваться под обучающихся и применять, в некотором роде, индивидуальный подход в обучении, что является правильным в отношении сохранения психологического и физического здоровья учащихся.
Что касается возраста профессионализации, то благоприятным возрастом для начала профессионализации в хореографии считается – 9-10 лет. В этом возрасте основной деятельность становится учение, ребенок готов переносить нагрузки. Для данного периода становления ребенка характерно развитие гибкости, прыгучести, координации, ловкости. Все эти кондиции являются важными для дальнейшего физического, а также творческого процесса совершенствования ребенка в профессиональной деятельности. Продолжается формирование стопы ребенка. Этот фактор является благоприятным для развития и дальнейшего формирования именно «балетной» стопы.
Поступающие в высшие учебные заведения имеют уже неблагоприятный возраст профессионализации, примерно 17-20 лет. В этом возрасте росто-весовые параметры, гибкость, прыгучесть, координационные способности являются сформированными. В большинстве случаев развить их, не нанеся вред здоровью обучающегося не представляется возможным, так как к 17-18 годам тело человека находится на стадии завершения формирования, суставы становятся менее подвижными, связки и сухожилия менее эластичными, период роста практически завершен.
Еще один аспект, влияющий на сохранение здоровья обучающихся хореографии в вузе — это правильное распределение нагрузки в учебном процессе с учетом возрастных особенностей обучающихся. Важно учитывать загруженность учащегося не только в течение дня, но и на протяжении всей недели. При подборе учебного материала педагог должен учитывать построение учебного процесса после выходного дня и в конце рабочей недели, когда накопилась физическая и эмоциональная усталость, чтобы не навредить здоровью и не привести перегруженностью к травме. Также должна учитываться занятость студентов на всех профильных дисциплинах. Это поможет выстроить здоровый грамотный педагогический процесс без нанесения вреда здоровью обучающегося.
Хотелось бы сделать вывод о том, что одним из путей подготовки хореографа к здоровой профессиональной деятельности может стать формирование у него готовности к здоровьесберегающей деятельности, которая должна быть сформирована на этапе профессиональной подготовки в вузе, когда закладываются основы профессиональных знаний, умений и навыков, формируются компетенции будущего специалиста.