Приложение МААМ

Проблема развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Валентина Станиславская
Проблема развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в данной статье рассматривается понятие «познавательный интерес». Дается обоснование важности развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова: познавательный интерес, музыкальное искусство, музыкальное занятие, дети дошкольного возраста.

Темочки:

Проблема развития познавательного интереса средствами музыки волновала многих педагогов-музыкантов. Теоретические предпосылки развития познавательного интереса к музыке, необходимость приобщения к культурному наследию начиная с дошкольного возраста и важность этих процессов для развития ребенка подчеркивается в трудах: Н. А. Ветлугиной, Н. Л. Гродзенской, Д. Б. Кабалевского, А. В. Кенеман, О. П. Радыновой, Б. М. Теплова, Л. В. Школяр и др.

Обратимся к содержанию самого понятия. По мнению исследователей, познавательный интерес – это потребность в знании, ориентирующем человека в деятельности (Л. И. Божович); мотив учения детей, имеющий ряд преимуществ перед другими мотивами, существующими у детей наряду с ними (Г. И. Щукина); эмоционально-познавательное отношение к предмету или непосредственно мотивированной деятельности, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности (Н. Г. Морозова); направленность на получение информации в той или иной области: интерес к теоретическим положениям науки, ее сущности, методам, роли в жизни общества и т. д. (В. С. Цетлин). Мы видим, что единого мнения о сути данного понятия у исследователей нет, что объясняется сложностью и противоречивостью его содержания.

Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания, которая выражена в той или иной предметной области знаний. В эту область дети стремятся проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями (Г. И. Щукина). В то время как познавательный интерес – это комплексное личностное образование жизненно важных интеллектуальных, эмоциональных, волевых процессов. Воздействуя на познавательный интерес, педагог содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым устремлениям детей. Именно интерес и комплекс связанных с ним состояний личности и образуют внутреннюю среду ребенка, столь необходимую для полноценного воспитания и обучения.

Существует ряд поведенческих аспектов проявления познавательного интереса : интеллектуальная активность (вопросы музыкальному руководителю по поводу прослушанной музыки, стремление по собственному побуждению участвовать в исполнительской деятельности, в обсуждении музыкального произведения на занятиях, активное оперирование приобретенным багажом знаний в области музыкального искусства); эмоциональные проявления (общий положительный настрой, радость от общения с музыкой); волевые проявления (сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость и т. д.).

Развитие познавательного интереса к музыкальному искусству – одна из важных задач художественно-эстетического развития детей в дошкольной образовательной организации. Однако в практике не всегда учитываются познавательные возможности детей.

Познавательный интерес повышает результативность любой музыкальной деятельности – восприятия музыки, пения, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений и т. д. Музыка, глубоко воспринятая и осмысленная ребенком, влияет на формирование его отношения к окружающему миру. Невозможно воздействовать на познавательный интерес ребенка к музыке без создания особых условий для высокой эмоциональной увлеченности.

Побуждение познавательного интереса детей к музыкальному искусству в дошкольных образовательных организациях возможно при соблюдении ряда условий: индивидуального подхода к каждому ребенку; подбора музыкального репертуара для исполнения и слушания в соответствии со склонностями, эмоциональным настроем; доброжелательной обстановкой на музыкальных занятиях, создания «ситуации успеха», увлеченности самого музыкального руководителя.

Необходимо использовать для развития познавательного интереса на музыкальных занятиях методы проблемного обучения, частично-поисковый, метод поощрения и т. д. Помимо них эффективными будут методы, предлагаемые в педагогике музыкального образования. Это метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е. Д. Критская, метод пластического интонирования (Т. Е. Вендрова, метод зрительной и слуховой наглядности (Н. Л. Гродзенская, метод размышления о музыке (Д. Б. Кабалевский). Данные методы комплексно воздействуют на детей дошкольного возраста, развивая их эмоциональную, интеллектуальную сферу и стимулируя познавательный интерес к музыкальному искусству на занятиях.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности. ФотоотчетРазвитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности. Фотоотчет На занятиях мы знакомились с количеством и счётом. В активный словарь ввели термины «сколько», «который по счёту», «больше», «меньше»,.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра является одним из методов развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным видам деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Опубликовано: 9 сентября 2024 в 19:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Станиславская (УИ 2721495) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД