Валентина Станиславская
Проблема развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в данной статье рассматривается понятие «познавательный интерес». Дается обоснование важности развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях.
Ключевые слова: познавательный интерес, музыкальное искусство, музыкальное занятие, дети дошкольного возраста.
Темочки:
Проблема развития познавательного интереса средствами музыки волновала многих педагогов-музыкантов. Теоретические предпосылки развития познавательного интереса к музыке, необходимость приобщения к культурному наследию начиная с дошкольного возраста и важность этих процессов для развития ребенка подчеркивается в трудах: Н. А. Ветлугиной, Н. Л. Гродзенской, Д. Б. Кабалевского, А. В. Кенеман, О. П. Радыновой, Б. М. Теплова, Л. В. Школяр и др.
Обратимся к содержанию самого понятия. По мнению исследователей, познавательный интерес – это потребность в знании, ориентирующем человека в деятельности (Л. И. Божович); мотив учения детей, имеющий ряд преимуществ перед другими мотивами, существующими у детей наряду с ними (Г. И. Щукина); эмоционально-познавательное отношение к предмету или непосредственно мотивированной деятельности, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности (Н. Г. Морозова); направленность на получение информации в той или иной области: интерес к теоретическим положениям науки, ее сущности, методам, роли в жизни общества и т. д. (В. С. Цетлин). Мы видим, что единого мнения о сути данного понятия у исследователей нет, что объясняется сложностью и противоречивостью его содержания.
Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания, которая выражена в той или иной предметной области знаний. В эту область дети стремятся проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями (Г. И. Щукина). В то время как познавательный интерес – это комплексное личностное образование жизненно важных интеллектуальных, эмоциональных, волевых процессов. Воздействуя на познавательный интерес, педагог содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым устремлениям детей. Именно интерес и комплекс связанных с ним состояний личности и образуют внутреннюю среду ребенка, столь необходимую для полноценного воспитания и обучения.
Существует ряд поведенческих аспектов проявления познавательного интереса : интеллектуальная активность (вопросы музыкальному руководителю по поводу прослушанной музыки, стремление по собственному побуждению участвовать в исполнительской деятельности, в обсуждении музыкального произведения на занятиях, активное оперирование приобретенным багажом знаний в области музыкального искусства); эмоциональные проявления (общий положительный настрой, радость от общения с музыкой); волевые проявления (сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость и т. д.).
Развитие познавательного интереса к музыкальному искусству – одна из важных задач художественно-эстетического развития детей в дошкольной образовательной организации. Однако в практике не всегда учитываются познавательные возможности детей.
Познавательный интерес повышает результативность любой музыкальной деятельности – восприятия музыки, пения, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений и т. д. Музыка, глубоко воспринятая и осмысленная ребенком, влияет на формирование его отношения к окружающему миру. Невозможно воздействовать на познавательный интерес ребенка к музыке без создания особых условий для высокой эмоциональной увлеченности.
Побуждение познавательного интереса детей к музыкальному искусству в дошкольных образовательных организациях возможно при соблюдении ряда условий: индивидуального подхода к каждому ребенку; подбора музыкального репертуара для исполнения и слушания в соответствии со склонностями, эмоциональным настроем; доброжелательной обстановкой на музыкальных занятиях, создания «ситуации успеха», увлеченности самого музыкального руководителя.
Необходимо использовать для развития познавательного интереса на музыкальных занятиях методы проблемного обучения, частично-поисковый, метод поощрения и т. д. Помимо них эффективными будут методы, предлагаемые в педагогике музыкального образования. Это метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е. Д. Критская, метод пластического интонирования (Т. Е. Вендрова, метод зрительной и слуховой наглядности (Н. Л. Гродзенская, метод размышления о музыке (Д. Б. Кабалевский). Данные методы комплексно воздействуют на детей дошкольного возраста, развивая их эмоциональную, интеллектуальную сферу и стимулируя познавательный интерес к музыкальному искусству на занятиях.