Плеханова
Проблема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с семьями и несовершеннолетними в социальной опасности
Опасность "Здоровая семья" означает семью, которая не подвержена разрушительным психологическим, социальным воздействиям и способна воссоздать здоровое поколение.
Особенности здоровой семьи-Всемирная Организация Здравоохранения:
1. Наличие обоих родителей в зарегистрированном браке, детей, воспитанных на основе преемственности поколений;
2. Духовно-нравственное благополучие;
3. Здравоохранение;
4. Социальное благополучие;
5. Материальное благополучие;
6. Отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов;
Публикация «Проблема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
7. Удовлетворенность браком, отношения в нем;
8. Единый подход родителей и бабушек и дедушек к воспитанию детей;
9. Здоровый образ жизни.
Но есть и другие семьи, о которых мы сейчас говорим. В нашем детском саду было разработано Положение о профилактической работе с семьями, находящимися в ситуации социальной опасности.
Профилактическая работа с семьями, находящимися в социальной опасности:
- предотвращение пренебрежения, бездомности, выявление и устранение причин и условий, которые способствуют этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в состоянии социальной опасности;
- создание единого информационного поля для учета семей и несовершеннолетних, находящихся в ситуации социальной опасности;
- создание оперативного механизма выявления семей и несовершеннолетних, находящихся в ситуации социальной опасности;
- осуществление оперативного обмена информацией между образовательными учреждениями и службами профилактической системы.
Критерии определения социально уязвимой семьи:
Неисполнение родителями (законными представителями) обязанностей по поддержанию жизни детей:
отсутствие условий для воспитания и содержания детей.
- отсутствие личного примера в воспитании детей родителями законными представителями
вовлечение детей в незаконную деятельность
- отсутствие заботы о состоянии здоровья детей
- жестокое обращение с детьми со стороны родителей или законных представителей
- привлечение родителей к уголовной или административной ответственности, освобождение от мест лишения свободы;
- факт лишения родительских прав в отношении предыдущих детей;
- отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей.
Порядок выявления социально уязвимых семей и их регистрации:
- Воспитатели, инспектор ОПД, представитель администрации учреждения посещают семьи вновь поступивших в учебное заведение учеников, в первую очередь детей, находящихся на различных видах профилактического учета, для выявления неорганизованных несовершеннолетних детей, подлежащих обучению, изучения жилищных и домашних условий семьи, при необходимости оказывать целевую помощь.
- Постановка внутригосударственного профилактического учета вновь выявленных семей "группы риска"
- Составление плана работы с семьей, проведение занятий в соответствии с планом
Посещение семьи "в опасности"
- По истечении 6 месяцев ходатайство о возбуждении или отмене регистрации
Алгоритм идентификации и работы с" чувствительными " учениками
Дети из группы риска и методы работы с ними.
Выявление детей "зоны риска" осуществляется на основе наблюдений, тестов и анкет учащихся; на основе изучения психологических особенностей каждого ребенка, его речи, памяти, логического мышления; на основе индивидуальных бесед с детьми, их родителями, учителями, психологом, социальным педагогом.
Основные группы детей, принадлежащих к "зоне риска" :
- Одаренные дети.
Одаренные дети преуспевают в развитии сверстников. Они легко и солидно усваивают воспитательный материал в детском саду, показывают на конкурсах, поощряются дипломами.
Однако есть и другая крайность способностей детей. Это дети, у которых есть собственное видение, отношение, оценка всего, что их окружает. У таких детей нестандартное мышление, поэтому в занятиях они показывают средние и даже низкие оценки, проявляя непослушание и непослушание.
- Дети с проблемами со здоровьем.
Большинство детей, подверженных риску проблем со здоровьем, вынуждены тратить значительную часть своего свободного времени на лечение и профилактику хронических заболеваний в клиниках, больницах, санаториях.
Таким образом, они пропускают посещения детского сада и поэтому отстают в усвоении материала. Из-за отсутствия своевременной помощи такие дети накапливают пробелы в знаниях, перестают понимать вопросы учителя и ответы других детей, становятся неинтересными в детском саду, в результате чего имеют полное безразличие ко всему.
-Педагогически пренебрежительно.
Дети с педагогическим пренебрежением-здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети с расстройствами поведения. Отклонения появились в связи с педагогическими ошибками и незамедлительным принятием мер по их исправлению.
- Неуважение к обществу.
Дети, которые испытывают трудности в общении из-за недоразвития социальных и коммуникативных навыков. У них почти нет способности мыслить, которая направлена на анализ их действий, прошлых событий, их внутреннего состояния. Им трудно адаптироваться к принятым в обществе правилам и нормам поведения. Это самая сложная группа детей. Обездоленные дети отчуждаются не только поселением, но и семьей. Такие дети имеют искаженные представления о моральных и этических нормах. Их поведение характеризуется недержанием мочи, драчливостью, мелким воровством. Обычно дети попадают в "зону риска" в результате неправильного семейного воспитания: плохие, иногда враждебные, отношения в семьях; развод родителей, манипулирование детьми, перемещение ребенка из одной семейной ситуации в другую; неадекватные, иногда невыносимые условия жизни ( в семьях ведет аморальный образ жизни: алкогольная зависимость, неразборчивость в выборе сексуальных партнеров, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами). При работе с ребенком, находящимся в "зоне риска", в первую очередь следует обратить внимание на специфику семейной ситуации. Работа с семьей такого ребенка часто является самым важным и эффективным способом получения положительных результатов в работе с самим ребенком.
Существует разделение учащихся "группы риска" на 4 группы по разным критериям:
Медицинский:
Дети с хроническими заболеваниями внутренних органов, часто и длительное время болеют, регистрируются невропатологом, психиатром; они перенесли различные операции.
Социальные: дети, живущие в антиобщественных семьях с низким доходом;
Образовательные и педагогические: дети с плохой успеваемостью, с нарушениями поведения; имеющие трудности в отношениях со сверстниками и родителями.
Поведенческие: с повышенной тревожностью; гиперактивные, с поведенческими расстройствами и др.
Существует также разделение семей на категории
1. Крайне неблагополучные (хронические алкоголики, жестокое обращение с детьми)
2. Антисоциальные (пьющие, наркоманы)
3. Конфликтный
4. Инвалиды (без средств к существованию)
"Подверженные риску" дети-это дети, которые находятся в критической ситуации под влиянием нежелательных факторов, которые могут действовать или не действовать. В связи с этим данная категория детей требует особого внимания специалистов, комплексного подхода к исключению неблагоприятных факторов и созданию условий для оптимального развития детей.
Факторы риска:
Существуют следующие факторы "риска" :
* Медико-биологические факторы:
- дети с ограниченными возможностями здоровья
- дети-инвалиды
- няня
* Социально-экономические факторы:
- полные семьи;
- неполный;
- воспитывает мать;
- воспитывает отец;
- в семье отчим;
в семье 1 ребенок;
- многодетный;
- неблагополучный;
- многодетные-дисфункциональные;
- малообеспеченный.
* Психологический фактор: наличие агрессии, тревоги, суицидального поведения.
Необходимые документы для передачи информации о ребенке и его семьях в службы защиты прав ребенка :
- акты посещения семьи;
- характеристика семьи;
- характеристика ученика;
- закон О жилищных условиях (подписан родителями);
- визитная карточка ребенка в детском саду:
- информация обо всей выполняемой работе (сколько раз посещается семья, какие беседы, профилактические консультации, помощь психолога).
Алгоритм выявления, профилактики и решения семейных проблем. Семья в социальной опасности - это семья, в которой дети находятся в социальной опасности, а также семья, в которой родители или другие законные представители не выполняют свои обязанности по их воспитанию, образованию, содержанию или негативно влияют на их поведение или издеваются над ними.
Эффективные меры воздействия на неблагополучную семью. Принудительное лечение алкоголизма;
Лишение родительских прав;
Консультирование;
Образовательные консультации для родителей;
Пропаганда здорового образа жизни;
Пропаганда семейных ценностей;
Оказание материальной помощи;
Административные наказания;
Предоставление бесплатного питания детям из неблагополучных семей; бесплатное лечение детей и оздоровление;
Взаимодействие всех служб при раннем обнаружении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
Неблагоприятные варианты:
Односемейная семья (баловство судьбы или одинокий человек с комплексом неполноценности.
Многодетная семья (ребенок с педагогическим пренебрежением к антиобщественному, антисоциальному поведению)
Семья с низким материальным положением (например, агитация, аморальные и незаконные действия, приносящие доход семье)
Неполная семья (феминизация мальчиков и девочек)
Семья, которая допускает пренебрежение детьми
Семья с нарушенными отношениями об усилении конфликта между членами семьи