Жанна Глазунова
Проблема обучения детей младшего школьного возраста с ТНР в контексте их особых образовательных потребностей
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня существует тенденция увеличения детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности детей с тяжелыми нарушениями речи. Больше половины первоклассников имеют речевые нарушения разной степени тяжести.
Для ребенка, имеющего различные нарушения в развитии, важнейшим является получение определенного уровня общего образования, для того, чтобы, во-первых, продолжить обучение в профессионально-технических училищах, техникумах или ВУЗах.
Условно, учащихся с речевыми нарушениями можно разделить на три группы:
Публикация «Проблема обучения детей младшего школьного возраста с ТНР в контексте их особых образовательных потребностей» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Первую группу составляют школьники, у которых отклонения в речевом развитии, касаются только дефектов произношения звуков без других сопутствующих проявлений.
Вторую группу составляют школьники, у которых несформированность всей звуковой стороны речи – произношение, фонематические процессы (фонетико - фонематическое недоразвитие). У учащихся этой группы наблюдаются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции Школьники имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков. Эти дети испытывают затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического ( например: звонкие и глухие) и артикуляторного (свистящие-шипящие звуки) сходства и различия, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах ( например: бочка – почка, басня - башня)
Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыков анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной дефекта, проявляющегося в нарушениях чтения и письма.
Третью группу составляют учащиеся, у которых, наряду с нарушениями произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка – общее недоразвитие речи.
Эти нарушения ведут к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Так как словарь ограничен рамками обиходно – бытовой тематики, в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, характерны аграмматизмы.
В следствие этого дети недостаточно понимают учебные задания и инструкции учителя, трудно формулируют собственные мысли, плохо контролируют собственную деятельность и не умеют работать в заданном темпе.
Несколько советов учителю:
не стоит: Игнорировать проблему.
Делать выводы об интеллекте ребенка
Пытаться самостоятельно решить проблему
Жалеть ребенка и игнорировать его ошибки
Используйте специальные компьютерные программы
Обязательна комплексная поддержка в обучении ребенка
В соответствии с этим можно выделить несколько этапов коррекционно – педагогического воздействия
Этапы коррекционно-педагогического воздействия.
*формирование, уточнение и коррекция звукопроизношения.
*уточнение и коррекция фонематического восприятия
*уточнение и коррекция навыков звукобуквенного анализа и синтеза
*формирование, уточнение, обогащение и коррекция словарного запаса
*уточнение и коррекция грамматических категорий
*коррекция специфических ошибок письменной речи
*формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков
Существует большое количество практического материала для коррекции письменной и устной речи.
Но мы вам хотим продемонстрировать современную интерактивную игру «Мерсибо», которая не потребует от учителя дополнительной подготовки и будет интересна детям.
Автор методики игр Мерсибо - Екатерина Александровна Суслова, учитель-логопед.
Игры «Мерсибо» интересны и увлекательны как мультфильмы, но каждая игра решает определённую педагогическую задачу.
Игры Мерсибо состоят из двух частей: мотивационной и развивающей. Ребенок видит только первую: он ищет клад, чистит море и помогает индейцам. Одновременно с этим дети закрепляют звуки, отрабатывают предлоги, учатся считать и многое другое — это развивающая часть игр.
Игры продуманы до мелочей: Баба Яга говорит «жутким» голосом, в играх крупные и яркие, а в конце игры ведущий похвалит ребенка.
Игры подходят для занятий с обычными детьми и детьми с трудностями в психологическом развитии, здоровье и интеллекте, а также с детьми с ТНР.
Играми «Мерсибо» легко заинтересовать и раскрепостить ребенка, вовлечь в занятие.
Игры подходят для индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий.
Для индивидуальных и подгрупповых занятий подойдут компьютер или ноутбук.
Для групповых занятий самый удобный вариант — интерактивная доска.
Перейдем к демонстрации игр.
Вывод:
Только при выработке единого подхода к коррекционному развитию таких детей, учитель, взаимодействуя, с логопедом, родителями уч-ся, школьным психологом, может положительных результатов.