Марина Лобанова
Проблема интеллектуального развития и воспитания дошкольника.
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самой актуальных проблем педагогики на пороге 21 века, века информационных технологий. Она учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию восприятия, мышления и умственной работоспособности.
Публикация «Проблема интеллектуального развития и воспитания дошкольника,» размещена в разделах
На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. Чем раньше с ребёнком начнут заниматься, тем больше творческих способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он проявит. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация, уметь устанавливать причинно – следственные связи между предметами и явлениями.
Одним из приоритетных направлений в системе дошкольного интеллектуального развития являются занятия по формированию элементарных математических представлений, они приобщают детей к активной, целенаправленной и результативной деятельности. Структура занятий может быть самой разнообразной. Занятия включают в себя как сообщение новых знаний и повторение ранее полученных, так и формирование умений и навыков. Однако, необходимо, чтобы весь материал был связан и подчинялся принципу последовательности, системности и цикличности. Занятие, предложенные мной, соответствуют всем этим принципам и требованиям «Программы воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой.
При обучении математике используются разнообразные формы познавательной деятельности и математические приемы. Работая над темой «Развитие творческого мышления и воображения дошкольников через игровые технологии», я пользовалась интересным пособием – «Круги Луллия». Новизна моей работы в том, что это пособие я успешно применяю на занятиях по ФЭМП. Оно состоит из трех кругов – маленького, среднего, большого. Круги собраны по принципу пирамиды, наверху находится стрелка. Пособие хорошо зарекомендовало себя, его можно применять как для детей младшего возраста, так и старшего. Все зависит от поставленной цели и задачи. Работая с кругами, ребёнок должен подумать, проанализировать, а уже потом давать ответ.
Дошкольник – играющий человек, поэтому хорошо зарекомендовали себя и игровые методы. Каждое занятие имеет свой сюжет, это заинтересовывает ребёнка, у него возникает желание быстрее выполнять задание.
На всех предложенных занятиях используется приемы классификации и синтеза. У детей независимо от исходного уровня развития, повышаются мыслительные процессы. В старших группах я предлагаю задания на развитие визуального анализа – выбор подходящей фигуры.
Использование информационных технологий в работе с детьми подготовительной группы активизируют психические процессы - память, внимание, восприятие. С помощью мультимедийных возможностей на экране можно показать то, что в обычных условиях увидеть (услышать) нельзя.
Предложенные занятия могут быть полезны воспитателям ДОУ разных возрастных групп. «Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы. Делайте, и вы добьетесь успехов.
Прогулка в лес.
Вторая младшая группа.
Цель.
Формирование первоначальных математических представлений. Развитие умственных способностей.
Задачи.
Развивающие. Учить детей находить один и много предметов в специально подготовленной обстановке, классифицировать предметы по размеру.
Образовательные. Закрепить понятие - узкий, широкий, низкий,высокий. Уточнить название геометрической фигуры – треугольник.
Воспитательные. Вызвать интерес к природе, желание приходить на помощь.
Развивающая среда. Большой зелёный круг, плоскостные деревья, состоящие из треугольников, листочки треугольной формы, узкая и широкая картонная полоса, игрушка медвежонок, карточки с изображением от 1 до 3 предметов, маленький круг, 9 - 10 маленьких треугольников, круги Луллия.
Ход.
В групповой комнате на полу большой зеленый круг – лесная поляна. По краям расставлены большие и маленькие плоскостные деревья (деревья состоят из треугольников). На полянке разбросаны листочки треугольной формы. К полянке ведет узкая и широкая картонная полоса – дорожки.
Воспитатель. Ребята, давайте отправимся на прогулку в лес. Сначала мы пойдем по широкой дорожке.
Дети проходят по широкой дорожке.
Воспитатель. По какой дорожке мы прошли.
Дети. По широкой.
Воспитатель. Мы прошли по широкой дорожке, а теперь дорожка стала узкая, надо идти осторожно, чтобы не оступиться.
Дети идут по узкой дорожке.
Воспитатель. По какой дорожке мы сейчас прошли?
Дети. Мы прошли по узкой дорожке.
Воспитатель. Вот мы и пришли в лес. Как много в лесу деревьев. Деревья высокие и низкие. Покажите высокие деревья, покажите низкие деревья. Из каких фигур состоят деревья?
Дети. Из треугольников.
Воспитатель. Из каких по размеру треугольников состоят деревья?
Дети. Из больших и маленьких.
Воспитатель. Поглядите как много на поляне листочков. Какой они формы?
Дети. Треугольной.
Воспитатель. Листочки треугольной формы. Давайте с ними поиграем.
Выбирайте себе самый красивый листок. Я буду читать стихотворение, а вы под музыку, кто как хочет, изображайте полет листочков.
Физкультурная пауза.
Мы – листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер побежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Воспитатель. Какие красивые осенние листья, они разные по размеру, давайте из них соберем букет. Один букет будет из больших листьев, а другой из маленьких.
Дети выполняют задание.
Под деревом сидит игрушечный медведь, перед ним круги Луллия. На маленьком круге карточки с одной ягодкой, с одним грибочком, с одним цветочком. На большом круге карточки с изображением 2-5 ягодок, грибочков, цветочков…
Воспитатель. Посмотрите под деревом кто–то сидит. Кто это?
Дети. Медвежонок.
Воспитатель. Смотрите у медвежонка чудесные круги. Он ими играет. Можно нам с тобой поиграть, мишка?
Дети крутят стрелку, стрелка показывает на маленьком круге на карточку с изображением одного предмета, на большом круге стрелка показывает на карточки с изображениями нескольких предметов.
Воспитатель. Сколько ягодок (грибов, цветов) под стрелкой на маленьком круге?
Дети. Одна.
Воспитатель. Сколько ягодок (грибов, цветов) под стрелкой на большом круге?
Дети. Много.
Воспитатель. Медвежонку очень понравилось с вами играть, а теперь он просит вас помочь ему сложить из треугольников цветок. У него есть один круг и много треугольников. Давайте поможем медвежонку.
Дети выкладывают на полянке из треугольников цветок.
Медвежонок хвалит детей.
Воспитатель. Нам пора уходить. Сначала мы пойдем по узкой дорожке, потом по широкой. До свидания, мишка.
Дети проходят по дорожкам.
Воспитатель. Куда мы сегодня ходили? Кого там встретили? Что мы там делали? А сегодня дома расскажите, куда ходили и что делали.
Сказка о зайчатах и бельчатах.
Средняя группа.
Цель. Формирование элементарных математических представлений. Развитие умственных способностей, мышление, внимание.
Задачи.
Образовательные. Совершенствовать навыки количественного счёта, устанавливать отношения больше – меньше, поровну.
Развивающие. Уточнить представление о сменяемости времени суток. Закрепить знания о геометрических фигурах. Упражнять в определении основных пространственных направлениях.
Воспитательные. Вызвать интерес к совместной деятельности, желание приходить на помощь.
Развивающая среда. Корона, шапочки белочек и зайчиков, карточки с изображением животных, игрушка – гном, геометрические фигуры, карточки с изображением от 1 до 5 предметов (грибов. морковок). Круги Луллия.
Ход.
Воспитатель. Давайте поиграем в сказку. Я буду доброй феей. (Надеваю корону.) Я умею превращать детей в зверушек. А в кого я вас превращу, вы отгадаете сами. Перед вами карточки с изображениями медвежонка, котенка, бельчонка, зайчонка, тигрёнка. Я загадала зверька, который расположен посредине. Какой это зверёк?
Дети. Это бельчонок.
Воспитатель. Правильно. Девочек я превращу в белочек. (Надеваю на девочек шапочки белочек).
А мальчиков я превращу в такого зверька, который расположен слева от бельченка и справа от тигрёнка. Какой это зверёк?
Дети. Это зайчонок.
Воспитатель. Правильно, молодцы. (Надеваю шапочка зайчат на мальчиков).
Теперь вы зайчата и бельчата. Солнце стало вставать, осветило землю, зайчата проснулись, селить на травку. (Пятеро зайчат садятся на зелёный ковёр).
Воспитатель. Когда встает солнце?
Дети. Утром.
Воспитатель. Сколько всего зайчат на полянке?
Дети. Пять зайчат.
Воспитатель. А один зайчонок не захотел просыпаться и убежал под куст. (Зайчонок садится под искусственный куст). Сколько всего зайчат осталось на полянке.
Дети. На полянке осталось четыре зайчонка.
Воспитатель. В это время на полянку прибежали белки. (Дети в шапочках белок встают на ковер.) Сколько белок прибежало на полянку.
Дети. Пять белок прибежало на полянку.
Воспитатель. А кого на полянке больше белочек или зайчиков?
Дети. Больше белочек.
Воспитатель. На сколько больше белочек.
Дети. На один.
Воспитатель. Кого на полянке меньше белочек или зайчиков.
Дети. Меньше зайчиков.
Воспитатель. Насколько меньше зайчиков?
Дети. На один.
Воспитатель. Что надо сделать, чтобы белочек и зайчиков было поровну?
Дети. Надо позвать одного зайчика.
Воспитатель. Правильно. (Дети зовут зайчика, он прибегает на полянку). Что можно сказать о зайчиках и белочках, если их по пять.
Дети. Их поровну.
Воспитатель. Развеселились белочки и зайчики от того что их поровну, встали парами и стали танцевать. (Под весёлую музыку дети танцуют парами.) Повеселились они, поглядели на солнце, солнце высоко, жарко. Когда солнце греет жарче – утром или днём.
Дети. Днём.
Воспитатель. Захотели зверята обедать, а на полянке вся трава мятая, кушать нечего.
И решили они пойти поискать другую полянку. Встали они парами и пошли. Шли, шли и встретили печального гнома. (Показ игрушки). Посмотрите, у него порвана шапочка. Давайте поможем гному. Вы не забыли, ведь я же фея. (Взмахиваю волшебной палочкой и достаю мешочек с заплатками). На что по форме похожи дырки на шапочке.
Дети. На треугольники, квадраты, круги. (Дети прикладывают заплатки к шапочке). Гном благодарит зверят, и показывает где можно найти еду.
Перед детьми круги Луллия. На малом круге нарисованы зайчики и белочки. На среднем карточки с нарисованной морковкой (от 1 до 5, на большом карточки с нарисованными грибами (от 1 до 5).
Дети друг за другом крутят стрелку, если стрелка показывает на зайчика, то отвечают зайчики, «Сколько морковок на среднем круге?». Если стрелка показывает на белочек, то отвечают белочки, «Сколько грибов на большом круге?».
Воспитатель. Пообедали зайчики и белочки, развеселились, заигрались да и не заметили, как солнце стало за гору прятаться, темнеть стало. Когда солнце садиться?
Дети. Солнце садиться вечером.
Воспитатель. Вечером зверятам пора возвращаться домой на свою полянку.
Дети встают парами, под музыку проходят по группе.
Воспитатель. Вот и дома наши зверята, пора им спать ложится. Когда пора спать ложиться?
Дети. Спать ложатся ночью.
Воспитатель. Белочки и зайчики легли спать, а для вас сказка закончилась. Я сейчас превращу вас в ребят.
Воспитатель взмахивает волшебной палочкой, дети снимают шапочки.
Воспитатель. Вот мы и в детском саду. Какое сейчас время суток?
Дети. Сейчас день.
Воспитатель. А что дети делают днем в детском саду?
Дети. Днем дети гуляют.
Воспитатель. И мы с вами пойдем гулять.
Космическое путешествие.
Подготовительная к школе группа.
Цель. Развитие элементарных математических представлений, логического мышления, памяти, воображения.
Задачи.
Образовательные. Совершенствовать навыки количественного счёта в пределах 10. Уточнить представления о простейших геометрических фигурах, умение анализировать форму предметов, знания об основных пространственных отношениях.
Развивающие. Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Развивать сообразительность детей. Учить определять время с точностью до одного часа.
Воспитательные. Закреплять интерес к элементарной учебной деятельности. Любовь к животным, желание приходить на помощь.
Развивающая среда. Компьютер, модель часов, круги Луллия, наборы геометрических фигур.
Ход.
Воспитатель. Сегодня, когда я шла в детский сад, я увидела летающую тарелку, из нее вышел инопланетянен, вот его фотография (показ на компьютере, он сказал, что на его планете появились земные животные, их принёс злой колдун (показ колдуна). Инопланетянен сказал, что им очень плохо, и мы можем им помочь.
Я приглашаю отправиться в путешествие на эту планету.
Но прежде чем полететь на космическом корабле, мы должны потренироваться.
Давайте вспомним счет и поиграем в игру «Считай дальше».
Воспитатель называет число, задевает ребенка за плечо, говорит, чтобы он считал дальше, ребенок продолжает счет. Воспитатель задевает другого ребенка, говорит: «Считай назад», ребенок продолжает счет и. т. д. Задание дается с учетом знаний ребёнка.
Воспитатель. Молодцы, теперь мы готовы к полету.
Игра «Космонавты»
Дети встают в круг, руки согнуты в локтях, перед лицом
Воспитатель. «Приготовились к полёту
Жалюзи открываются бжик – бжик, руки отодвигаются
Вылезает элюменатор,
протираются стекла ш – ш – ш совершают руками круговые движения
К полёту готовы, полётели - туууу… поднимают руки вверх
Увидели ззёзду - уууу… показывают указательным пальцем
Увидели другую звезду – ууу…
Увидели много звёзд – чпок, чпок, чпок показ
Летит метеорит – тююю показывают полет метеорита
Летит другой метеорит – тююю показ
Пошел метеоритный дождь – хлоп, хлоп, хлоп… хлопают
Совершили посадку на планету» дети проходят на свои места.
На экране компьютера появляется инопланетянен. Он рад встречи, показывает детям модель часов и спрашивает: «Сколько сейчас время?»
Дети. Сейчас 8 часов.
Инопланетянен сообщает, что в 12 часов с животными случится несчастие.
Воспитатель. Через сколько часов с животными случится несчастие.
Дети. Через 4 часа.
Воспитатель. Нам надо торопиться, на этой планете часы идут быстрее, чем на земле.
Нам надо узнать, каких животных украл колдун?
Перед детьми карточки с изображением животных (лягушка, медведь, крот, заяц, белка. волк, лиса, слон,тигр, ёж) расположены в ряд.
Воспитатель. Сколько всего животных на экране?
Дети. На экране 10 животных.
Воспитатель. Отгадайте, каких животных украл колдун? Это животное расположено слева от волка, справа от слона.
Дети. Это лиса.
Воспитатель. Это животное находится слева от белки, справа от крота.
Дети. Это заяц.
Воспитатель. Это животное находится слева от лягушки, справа от крота.
Дети. Это медведь.
Воспитатель. Это животное расположено справа от медведя.
Дети. Это лягушка.
Воспитатель. Сколько всего животных унёс колдун?
Дети. Колдун унес четверых животных.
Воспитатель. Обратите внимание на космические часы, сколько часов у нас осталось на спасение животных.
Дети. На часах 9 часов. На спасение животных у нас осталось 3 часа.
На экране появляются клетки с животными. На клётках висят замки.
Воспитатель. Ребята, посмотрите наши животные в клетках, а на клетках замки. Инопланетянен принёс связку ключей. Давай попробуем открыть клётку.
Дети подбирают ключи к замкам. Открывается только одна клётка с лягушкой.
Лягушка «выходит», благодарит ребят и предлагает поиграть.
Физкультурная пауза.
Пять весёлых лягушат бег на месте
По делам своим спешат
Пока мокро, пока лужно – имитация прыжков
До реки допрыгать нужно.
Если встретишь лягушат,
Не мешай: они спешат! прыжки с разведением рук и ног
Воспитатель. Ребята, обратите внимание на космические часы, сколько нам осталось время, чтобы успеть спасти остальных животных?
Дети. Сейчас 10 часов, осталось 2 часа, для того чтобы спасти животных.
Воспитатель. Нас услышал колдун!
На экране появляется колдун.
Колдун. Это кто тут шумит, а мою лягушку выпустили, зачем?
Дети. Мы хотим спасти животных и забрать их с собой.
Колдун. Спасти? Тогда составьте и решите задачи, а я подумаю, выпустить ваших животных или нет.
Перед детьми круги Луллия.
На первом круге цифры 5,3,2,1. На втором круге знаки +, -. На третьем цифры 4,5, 2,3.
Дети крутят стрелку, один ребёнок составляет задачу, следующий решает.
Например: мама купила 5 слив, а папа принёс еще 2. Сколько слив стало?
Всего 3 – 4 задачи.
Колдун. Молодцы, хорошо вы задачи решаете. Но вот беда, я животных успел уже заколдовать, да и время на спасения уже мало осталось.
Воспитатель. Сколько время осталось.
Дети. Сейчас 11 часов, остался 1 час.
Колдун. Берите ваших животных, сумеете их собрать – заберете с собой. Ха –ха – ха.
Колдун исчезает.
Перед детьми разные геометрические фигуры.
Воспитатель. Ребята, нам надо из этих фигур сложить животных: зайца, медвёдя, лису. Как это сделать?
Дети. Надо разложить фигуры на три части по цвету. Заяц – белые фигуры, медведь – коричневые, лиса – оранжевые.
Воспитатель. По какому еще признаку мы можем разложить эти фигуры.
Дети. Мы можем разложить отдельно круги, треугольники, овалы.
Дети раскладывают фигуры, складывают из них животных.
Воспитатель. Каких животных вы собрали, из каких геометрических фигур?
Дети. Мы собрали зайца из овалов, медведя из кругов, лису из треугольников.
Воспитатель. Посмотрите на часы, сколько сейчас время? Успели мы расколдовать животных?
Дети. Сейчас 12 часов, мы успели.
Воспитатель выносит игрушки (заяц, медведь, лиса). Животные благодарят детей. Дети прощаются с инопланетяненом.
Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад, усаживайте животных в космический корабль, занимайте свои места.
Игра «Космонавты».
Дети возвращаются в группу с игрушками.
Список литературы.
1. Е. А Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4 -7 лет: Игровые технологии. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Программа развития).
2. Р. А. Жукова. Математика. Средняя группа. Разработки занятий. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.
3. Н. В. Микаляева. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей / Н. В. Микляева, Ю. В. Миколяева. – М. : Айрис – пресс, 2006. – 224с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
4. Е. Н. Панова. Дидактические игры и занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 79 с.
5. Е. А. Юзбекова. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М., ЛИНКА – ПРЕСС, 2006. – 128 с.