Елена Ковригина
Проблема формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования предпосылок учебной деятельности актуальна не только для педагогов, работающих со страшим дошкольным возрастом.
Каждый возраст опирается на достижения в развитии предыдущего возраста; меняются только сензитивные периоды, ведущие виды деятельности, типы мышления, деятельности. В старшем дошкольном возрасте проблема формирования предпосылок учебной деятельности просто приобретает большую актуальность и значимость.
Публикация «Проблема формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин в конце 50-х годов, изучая это понятие, отмечали в своих работах, что мы «постоянно сталкиваемся с терминами "учебная деятельность", "учебная работа", "учебное занятие". Эти термины - синонимы. В учебной практике все равно, как назвать - "учебная работа" или "учебная деятельность"».
В своей статье «Учебная деятельность и развивающее обучение» В. В. Давыдов писал: «…разобравшись в конце концов (через 10-15 лет работы) в том, что такое учебная деятельность, мы стали понимать, что можно было бы назвать развивающем обучением.
Вообще эти два понятия - учебная деятельность и развивающее обучение - тесно взаимосвязаны. Ныне только последователи Выготского, а затем Леонтьева и Эльконина могут сказать, что в основе их понимания развивающего обучения лежит понятие учебной деятельности.».
Многие педагоги Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов др. считали, что развивающий характер учебной деятельности связан с тем, что её содержанием являются теоретические знания.
А с усвоением теоретических знаний развиваются сознание и мышление, а вместе с ним психологические способности: рефлексия, анализ, планирование.
«Дошкольник» и «младший школьник» - две разные возрастные группы в соответствии с возрастной периодизацией развития. Следовательно, каждая из этих групп характеризуется рядом новообразований, первоочередным из которых является смена вида ведущей деятельности : дошкольник – игровая деятельность, младший школьник – учебная деятельность.
В. В. Давыдов писал: «Усвоение теоретических знаний посредством учебной деятельности совершается тогда, когда она сочетается с игрой, с трудом, с общественно-организационными делами и т. д…Учебная деятельность – момент целостной и полнокровной их жизни в момент развития»
Взаимосвязь учебной деятельности с другими видами деятельности детей служит психологической основой единства и неразрывности их обучения и воспитания.
Но каждый возраст опирается на определенную базу развития, которая была сформирована на предыдущем возрастном этапе. В случае перехода дошкольников в группу младших школьников этой базой являются предпосылки учебной деятельности. Т. е., в дошкольном возрасте в ходе игровой деятельности должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. Если они будут сформированы, то переход на следующий возрастной период и освоение учебной деятельности пройдут более безболезненно. В этом и заключается подготовка детей к школьному обучению.
Относительно формирования этой «переходной базы», подготовки детей к школе высказывались разные педагоги: А. Л. Венгер отмечал:
«Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Л. С. Выготский, в свои трудах, писал: «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком»
«Дошкольный возраст должен заканчиваться усвоением тех умений, которые на следующей ступени развития будут играть роль главных способов овладения основами знаний» (Н. Ш. Сыртланова, педагог).
«Школа не должна вносить резкого перелома жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В. А. Сухомлинский).
Итак, что же такое «предпосылки учебной деятельности.
Словарь педагогических терминов не содержит такого определения. Поэтому, сформулируем это понятие исходя из определения его составляющих :
- «предпосылки» - это основания, стимулы, мотивирующие события;
- «учебная деятельность» - это особая форма учения, направленная на овладение обобщенными способами учебных действий, теоретических знаний и саморазвитие в процессе решения учебных задач, специально поставленных педагогом.
Таким образом, работая с дошкольниками, мы должны сформировать основания для освоения детьми теоретических знаний, развить личность для учебной деятельности.
Анализ любого вида деятельности предполагает описание соответствующих ей структурных компонентов – потребностей, мотивов, задач, действий и операций.
Предпосылки потребности в учебной деятельности в виде познавательных интересов возникают у ребенка старшего дошкольного возраста в процессе игры, внутри которой интенсивно формируются воображение и символическая функция.
Игра способствует познавательному интересу ребенка, так как игровая деятельность предполагает знание разнообразных сведений об окружающем мире, умение ориентироваться в этих сведениях согласно их содержанию.
Со временем игровая деятельность согласно возрасту и знаниям развивается, и дошкольник начинает нуждаться в более обширных источниках знаний, чем их может предоставить повседневная жизнь и игра. И как следствие «дошкольника перестает удовлетворять привычный образ жизни, и он хочет занять позицию школьника («хочу в школу ходить», «хочу в школе учиться» и т. п.)».
К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности были отнесены :
- умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец;
- умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи;
- умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности.
Критериями оценки сформированности предпосылок учебной деятельности выступали :
- высокий уровень: понимание учебного задания, его точное выполнение, выделение основного способа выполнения задания, умение его объяснить, правильно оценить работу других и собственную;
- средний уровень: принятие и частичное выполнение задания, наличие отдельных ошибок, частичное выделение способа решения задачи, не всегда чёткое, логичное объяснение выполнения задания, несформированность оценки и самооценки;
- низкий уровень: не полное или неверное выполнение задания, наличие существенных ошибок при выполнении, неумение объяснить выполнение задания, не чувствительность к оценке.
Все перечисленные показатели выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.
Приход в школу позволяет выйти ребенку за пределы своего детского образа жизни занять новую учебную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности, которая дает богатый материал для удовлетворения познавательных интересов и воображения ребенка.
«Потребность в учебной деятельности побуждает ребенка к усвоению теоретических знаний, мотивы – к усвоению способов их построения посредством учебных действий, направленных на решение учебных задач».